Какие виды многобожия существуют
Многобожие бывает великим и малым.
1. Великое многобожие – это приобщение Аллаху равного и поклонение ему так же, как Аллаху. Данный вид многобожия выводит человека, совершающего его, из Ислама и уничтожает все его остальные деяния. А если человек умрет, не покаявшись в таком многобожии, то будет обречен на вечное наказание Аду. Там он не умрет, и мучения его нисколько не будут облегчены.
В свою очередь, великое многобожие имеет четыре разновидности.
Первая ее разновидность проявляется в приобщении сотоварищей к Аллаху в мольбе. Мольба – является одной из самых великих форм поклонения; более того, она является сутью самого поклонения. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом: «Мольба – это само поклонение» (Ахмад «Муснад» (4/267), ат-Тирмизи «Сунан» (2969), ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным). Всевышний Аллах же сказал: «Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (сура «Гафир», аят 60).
И так как доказано, что мольба является формой поклонения, то взывание с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха, является многобожием. Следовательно тот, кто обращается с мольбой к Пророку, ангелу, святому угоднику, могиле, камню или любому другому творению, есть многобожник и неверующий. Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (сура «аль-Му’минун», аят 117).
Следующим доводом в пользу того, что мольба является поклонением, и что взывание с мольбой к кому-либо, кроме Аллаха, относится к приобщению сотоварищей к Нему, являются слова Всевышнего: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей» (сура «аль-Анкабут», аят 65).
Аллах говорит, что эти многобожники приобщали к Нему сотоварищей, будучи в благоденствии, и очищали перед Ним свою веру, при бедах и печали. Так что можно сказать о тех, кто приобщает сотоварищей к Аллаху и в благоденствии, и в несчастье?! Прибегаем к Аллаху от этого!
Вторая форма проявления многобожия – это приобщение сотоварищей к Аллаху в намерении и устремлении. Таковы поступки людей, совершающих праведные дела только ради достижения каких-то мирских целей или для показухи и обретения славы, не стремясь при этом достичь довольства Аллаха и заслужить Его Рай. и подобное присуще лицемерам. Такие люди совершают великое многобожие, о котором поведал Всевышний Аллах: «Тем, кто желает жизни в этом мире и ее украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (сура «Худ», аяты 15-16).
Данная разновидность многобожия скрытна, но очень опасна.
Третий вид великого многобожия проявляется в приобщении сотоварищей к Аллаху в повиновении. Тот, кто повинуется творениям, когда они дозволяют запрещенное Аллахом или же запрещают дозволенное Им, и считает, что они вправе утверждать дозволенным или запрещенным, что пожелают, и что люди могут подчиняться им в этом, зная при этом, что это противоречит шариату Аллаха, тот берет себе господ помимо Аллаха и совершает великое многобожие.
Всевышний Аллах сказал об этом: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (сура «ат-Тауба», аят 31).
В этом аяте, смысл которого не вызывает никаких противоречий, подразумевается не обращение к богословам и священнослужителям с мольбой, а повиновение им в их призыве к ослушанию Аллаха, то есть в изменении Божьего закона. Так разъяснил этот аят Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Ади бин Хатиму, когда тот сказал ему: «Ведь мы же не поклоняемся им!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил ему, что повиновение им тогда, когда они велят совершать грехи и изменяют закон Аллаха и является поклонением им. Он спросил Ади: «Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещенным, а если они разрешают запрещенное Аллахом, то и вы разрешаете себе это?» Ади, да будет доволен им Аллах, ответил: «Да, это так». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это и есть поклонение им» ( ат-Тирмизи «Сунан» (3095), он назвал его хорошим, ат-Табарани «аль-Муджам аль-Кабир» (17/92)).
Четвертая разновидность многобожия кроется в приобщение сотоварищей к Аллаху в любви. Здесь подразумевается любовь-поклонение, которая подразумевает возвеличивание, почитание объекта любви, а также унижение и смирение пред ним. Подобной любовью можно любить только одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей. И если раб обращает такую любовь кому-либо, помимо Аллаха, то он совершает великое многобожие. Доводом этому служат слова Всевышнего: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (сура «аль-Бакъара», аят 165).
2. Малое многобожие –этовсе деяния, которые могут привести к великому многобожию, а также поступки и слова, названные в текстах Корана и Сунны многобожием, но не достигающие степени великого многобожия. И Всевышний Аллах если пожелает, то помилует такого грешника в День воздаяния, а если пожелает, то подвергнет его мучительному наказанию.
Малое многобожие может проявляться в следующих формах:
а) Небольшая показуха. Как говорится об этом в хадисе, переданный имамом Ахмадом и другими имамами, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Более всего я опасаюсь того, что вы станете совершать малое многобожие». Люди спросили его: «А что такое малое многобожие, о посланник Аллаха?» Он ответил им: «Показуха. В День воскресения, когда Всевышний Аллах воздаст людям за их деяния, Он скажет: «Ступайте к тем, перед кем вы показывали себя в мирской жизни, и посмотрите, найдете ли вы у них хоть какое-нибудь вознаграждение» (Ахмад «Муснад» (5/428); Аль-Мунзири «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (1/48), он назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей; Аль-Хейсами «Маджма аз-Заваид» (1/102), он сказал, что его рассказчики являются рассказчиками хадисов, которые вошли «ас-Сахих»).
б) Слова «так пожелали Аллах и ты». В хадисе, который приводится в сборнике Абу Дауда, передается, что Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите: «Так пожелали Аллах и такой-то», - а говорите: «Так пожелал Аллах, а затем так пожелал такой-то» (Абу Дауд «Сунан» (4980), аз-Захаби «Мухтасар аль-Бейхаки» (1/140/2), последний сказал, что цепочка рассказчиков хадиса правильная).
в) Слова типа «если бы не Аллах и такой-то», «если бы не утки, то к нам пробрались бы воры» и т.п. В тафсире Ибн Абу Хатима приводится, что в толковании слов Всевышнего «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» («аль-Бакъара», аят 22) Ибн ‘Аббас сказал: «Равнение с Аллахом других является многобожием, которое более скрыто, чем муравей, ползущий по черному камню в кромешном мраке ночи. Таким многобожием будет, если ты скажешь человеку: «Клянусь Аллахом, твоей жизнью и моей жизнью!», - или: «Если бы не эта собачка, то к нам залезли бы воры», - или: «Если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры». Иногда один человек говорит другому: «Так пожелали Аллах и ты!» А иногда говорят: «Если бы не Аллах и такой-то!» Не связывай происходящие события с кем-либо, потому что во всех этих выражениях есть элементы многобожия» (Ибн Абу Хатим «Тафсир» (1/62)).