Свидетели деяний в День суда
Мы убеждены: В День суда сам Всевышний Аллах будет свидетелем деяний, совершенных нами в земной жизни. Однако свидетелем в тот день будет не только Он, свидетелей будет очень много. Например, свидетельствовать будут наши руки и ноги, и даже кожа наших тел, земля, на которой мы совершали те или иные поступки, а также другие свидетели.
«Сегодня (в День суда) Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они приобретали».[114]
«Когда же они достигнут его (огня), их слух, их взоры и их кожа станут свидетельствовать против них о том, что они совершали. Они скажут своей коже: «Почему вы стали свидетельствовать против нас?» Те ответят: «Нас заставил говорить Аллах, который заставил говорить всякую вещь». Он сотворил вас в первый раз, и к Нему вы будете возвращены».[115]
«В тот день (День суда) земля поведает свои вести, потому что Господь твой внушит ей это».[116]
Мост над адом и весы деяний
Мы убеждены: В день суда люди должны будут пройти по мосту над адом. Благочестивые и праведные пройдут его, а грешники и нечестивцы упадут с него в огненную пропасть. Путь в райские сады будет пролегать над огнем ада. В Священном Коране говорится: «Каждый из вас войдет туда, таково решение твоего Господа. Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях».[117]
Прохождение через этот полный опасностей мост зависит от деяний человека. В известном хадисе от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказано по этому поводу: «Некоторые люди пройдут через него с быстротой молнии, некоторые со скоростью резвого скакуна, кто-то пройдет его пешком, а кто-то ползком, а кто-то будет висеть на нем. А огненное пламя будет хватать что-либо, принадлежащее им, и отпускать что-либо другое».[118]
Мы убеждены: В день суда на особенных весах будут взвешены все деяния человека, даже самые маленькие и незначительные дела, о которых он уже забыл. В тот день станут очевидны ценность благих деяний и тяжесть скверных проступков. «В День воскрешения Мы установим справедливые весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто (благое или скверное деяние) весом с горчичное зернышко, Мы принесем (и взвесим) и его. Довольно того, что Мы ведем подсчет».[119]
В другом аяте сказано: «Тогда тот, чья чаша весов окажется тяжелой, обретет приятную жизнь. Тому же, чья чаша весов окажется легкой, пристанищем будет пропасть».[120]
Избавление от сурового наказания и счастливая жизнь в загробном мире будут зависеть от веры человека и от совершенных им благих деяний в земной жизни, а не от пустых желаний и мечтаний. Если в день суда человека охватит сожаление, то винить в этом он должен только себя, за то что не был богобоязнен, благочестив и добродетелен. Ведь Священный Коран говорит: «Каждый человек является заложником того, что он приобрел».[121]
Это было лишь кратким разъяснением учения о мосте над адом и весах деяний, однако мы не знаем до конца, что они представляют собой на самом деле, и не знаем их истинного проявления в день суда. Как уже неоднократно было сказано, загробный мир со всеми его особенностями отличается от привычной нам мирской жизни, поэтому мы не в состоянии постигнуть его нашими ограниченными возможностями.
Заступничество в день суда
Мы убеждены: В день суда пророки, безгрешные имамы из рода последнего пророка, а также некоторые приближенные к Аллаху праведники, будут заступаться за грешников и оступившихся, конечно же с дозволения Творца. После заступничества на этих грешников распространится божественное прощение. Однако не нужно забывать, что заступничество в тот день не коснется каждого грешника. Всевышний Аллах дозволит заступаться лишь за тех из них, кто не порвал своей духовной связи с Творцом и с его приближенными рабами. Таким образом, заступничество обладает условиями, и зависит от деяний и намерений оступившегося человека. В Священном Коране говорится о заступниках: «Они заступаются только за тех, кем Он (Аллах) доволен».[122]
В главе о пророках уже было сказано, что убежденность в заступничестве содержит в себе действенный воспитательный эффект, способствует тому, что оступившийся человек не будет впадать в отчаяние, перестанет совершать грехи и вернется на истинный путь, укрепив свою духовную связь с Всевышним Аллахом, пророками и имамами. Надежда на заступничество словно обращается к человеку: Даже если ты совершишь неблаговидный поступок, то покайся, вернись и больше не греши.
Наибольшим правом на заступничество в день суда будет обладать Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род), затем остальные пророки и безгрешные имамы из его рода (да будет мир с ними). Помимо них Господь дозволит заступаться ученым, мученикам за веру, истинным и совершенным верующим, познавшим своего Творца, и даже, как сказано об этом в многочисленных хадисах, Корану и благим деяниям человека.
В одном из хадисов от Имама Садика (да будет мир с ним) сказано: «Нет никого из первых и последних, кто не нуждался бы в день суда в заступничестве Мухаммада (да благословит Аллах его и его род)».[123]
Сам Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) однажды обратился к мусульманам: «В день суда поднимутся пять заступников – Коран, родственные связи, порядочность при хранении чужого, ваш пророк и имамы из рода вашего пророка».[124]
Ещё в одном хадисе от Имама Садика (да будет мир с ним) говорится о заступничестве благочестивых ученых: «Когда настанет день воскрешения, Всевышний Аллах воскресит поклонявшегося Ему раба и ученого мужа. Когда они предстанут перед Ним, Он скажет поклонявшемуся рабу: «Войди же в райские сады». А затем Он обратится к ученому мужу: «Останься и заступись за (оступившихся) людей».[125]
Промежуточный мир (барзах)
Мы убеждены: Между двумя мирами существует третий мир (промежуточный), который называется барзах. После смерти и до наступления судного дня души всех людей будут находиться в промежуточном мире. «Позади них (после смерти) будет преграда (промежуточный мир – барзах) вплоть до того дня, когда они будут воскрешены».[126]
Конечно же мы не имеем полного представления о промежуточном мире и не можем иметь в силу наших ограниченных познаний. Но одно мы знаем точно, в промежуточном мире души благочестивых и праведных рабов Аллаха, например, души мучеников за веру, будут наслаждаться всевозможными божественными благами. «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости».[127]
А души угнетателей и тиранов, а также их приспешников, будут испытывать в мире барзах невыносимые страдания. Священный Коран говорит о несправедливом Фараоне и его приспешниках. «А род Фараона поразили скверные мучения – огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в день наступления часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!»[128]
Однако существует и третья группа людей, которая не относится ни к благочестивым праведникам, так как они совершали в этой жизни небольшие проступки, ни к несправедливым угнетателям, ибо их грехи не настолько тяжелы. В промежуточном мире они не будут пользоваться благами, но их также не коснутся мучения и страдания. Эта группа людей пробудет в мире барзах в состоянии, похожем на сон, которое закончится с наступлением дня воскрешения. «В тот день, когда наступит час, грешники станут клясться, что они пробыли на земле или в могилах всего лишь час. Таким образом они были отвращены от истины! А те, кому дарованы знание и вера, скажут: «В соответствии с предписанием Аллаха вы пробыли там (в промежуточном мире) до дня воскрешения. Это и есть день воскрешения, но вы не знали этого».[129]
О промежуточном мире говорится также и в исламских хадисах. Имам Саджад (да будет мир с ним) сказал в одном из хадисов о пребывании в могилах, то есть о пребывании душ в промежуточном мире барзах: «Могила – это или сад из садов рая, или ров из рвов ада».[130] Подобный хадис приводится также от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и от Имама Али (да будет мир с ним).