Признаки воскрешения очевидны

Мы убеждены: Доводы, подтверждающие истинность воскрешения людей и наступление судного дня, вполне очевидны:

Во-первых, жизнь в этом мире не может служить конечной целью сотворения человека, так как нет мудрости в том, чтобы он пришел сюда на короткий промежуток времени, прожил полную трудностей и забот жизнь, а затем умер и канул в небытие. «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?»[102] Данный аят Священного Корана тонко указывает на то, что в случае несуществования загробного мира жизнь людей в этом мире теряет всякий смысл.

Во-вторых, благочестивые люди и грешники не равны между собой, поэтому божественная справедливость требует, чтобы они были отделены друг от друга. Невозможно сделать это в земном мире, так как здесь они пребывают в одинаковых условиях, а порой грешники пользуются в этом мире большим количеством благ. Сделать это в полной мере можно будет только в загробной жизни. «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения».[103]

В-третьих, нескончаемые милость и милосердие Всевышнего Аллаха не позволят случиться такому, что со смертью человек перестанет пользоваться дарами и благами своего Творца. Духовный рост благочестивых и достойных людей будет продолжаться даже после их ухода из этого мира. «Он предписал Себе милосердие. Он непременно соберет вас вместе в День воскрешения, в наступлении которого нет сомнений».[104]

Некоторые люди сомневаются в наступлении воскрешения. Священный Коран обращается к ним, призывая их к размышлениям: Как вы можете сомневаться в могуществе Творца? Как вы можете не верить в то, что Он оживит вас из мертвых? Ведь это Он сотворил вас изначально, это Он даровал вам жизнь, создав вас из земли. И Он вернет вас к новой жизни после смерти.

«Разве Мы утомились, когда создавали в первый раз? Вовсе нет! Но они сомневаются в повторном творении (воскрешении)».[105]

«Он (человек) привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он спросил: «Кто оживит кости, которые истлели?» Скажи: «Оживит их Тот, кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении».[106]

Помимо этого Коран призывает задуматься над тем, что сотворение человека ничто по сравнению с созданием всего мироздания. Тот, кто создал этот огромный и удивительный мир со всеми его нескончаемыми чудесами, бесспорно обладает могуществом и возможностями для оживления мертвых после их смерти. «Разве они не видят, что Аллах, который сотворил небеса и землю, и который не утомился от их сотворения, способен оживить мертвых? О да, Он способен на всякую вещь».[107]

Физическое и духовное воскрешение

Мы убеждены: Воскрешение не будет лишь духовным, в загробном мире будут возвращены к жизни и душа, и тело, и снова начнется жизнь человека. Душа в загробном мире будет соединена с телом по той причине, что деяния человека в земной жизни были совершены при помощи обоих. Поэтому воздаяние за совершенные деяния должны понести оба – и душа, и тело.

О физическом воскрешении человека говорится во многих аятах Священного Корана. Многие сомневающиеся удивлено вопрошали: Каким образом истлевшее тело и сгнившие кости вновь будут возвращены к жизни? На что Коран отвечает: «Оживит их Тот, кто создал их в первый раз».[108]

«Неужели человек полагает, что Мы не соберем его костей? Да, Мы способны восстановить даже кончики его пальцев (вернув их в первоначальный вид)».[109]

На физическое воскрешение указывают также аяты, в которых идет речь о выходе из могил: «Протрубят в рог, и вот они устремятся к своему Господу из могил. Они скажут: «О горе нам! Кто поднял нас с места, где мы спали?» Это – то, что обещал Милостивый, и посланники говорили правду».[110]

«Они с униженными взорами выйдут из могил, словно рассеянная саранча».[111]

В Священном Коране имеется множество других аятов, указывающих на физическое и духовное воскрешение людей.

Жизнь после смерти

Мы убеждены: Жизнь в загробном мире будет разительно отличаться от привычной нам земной жизни. Великий День суда, а затем и полное радостей нахождение в раю или мучительное пребывание аду невозможно сравнить ни с чем, что мы знаем, видели или слышали. Всевышний Аллах говорит в Своей книге: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они (благочестивые) совершали».[112]

В шиитских и суннитских сборниках хадисов приводится следующее высказывание Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его род): «Воистину, Аллах говорит: «Для своих благочестивых и добродетельных рабов Я приготовил то, чего не видел ни один глаз, не слышало ни одно ухо, и не представлял ни один человек».

Наше непродолжительное пребывание в земном мире можно сравнить с недолгим нахождением зародыша в утробе матери. Мир зародыша ограничен, все его представление о мире умещается в окутавшую его матку матери. Он понятия не имеет о том, что ждет его в будущем. Он не ведает что такое тепло солнца и свет луны, дуновение ветра, красота цветов и растений, всплеск волн, он не знает о множестве иных явлений и предметов. Также мы не знаем истину того, что ожидает нас после смерти, какая там жизнь на самом деле, какой он загробный мир.

Книга деяний

Мы убеждены: После воскрешения всем людям будет вручена книга их деяний. Благочестивым и добродетельным книга деяний будет положена в правую руку, а грешники и нечестивцы получат ее в левую руку. Получив свою книгу деяний и увидев написанное в ней, добродетельные возликуют от радости, в то время как грешники испытают огромное сожаление и горе. В Священном Коране эти события описываются следующим образом: «Тот, кому его книга будет дана в правую руку, скажет (с радостью): «Вот, прочтите мою книгу! Я верил в то, что мне предъявят счет». Для него будет отрадная жизнь, в высшем саду, где плоды склоняются низко. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни. Тот же, кому его книга будет дана в левую руку, скажет (с сожалением): «Лучше бы мне не вручали моей книги! Не знать бы мне, каков мой расчет!»[113]

Но что из себя представляет книга деяний на самом деле, как она выглядит, каким образом в ней записаны наши деяния (так что нельзя будет отрицать их), мы достоверно не знаем. Мы не знаем этого по той причине, что, как уже было сказано ранее, загробный мир разительно будет отличаться от земной жизни. Загробному миру присущи особенности, полностью постигнуть которые нашими ограниченными возможностями мы не в состоянии. Мы имеем лишь поверхностное представление о том, что на самом деле будет происходить там. Но мы убеждены в том, что все события обязательно произойдут.

Наши рекомендации