Глава 2. садака раздаётся до начала праздника.
726 (1510). Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы раздавали (бедным) в день разговения по одному са‘ какой-нибудь еды, а питались мы ячменём и изюмом, сушёным творогом и финиками».
ГЛАВА 3. Садака разговения обязательна для свободного и раба, малого и старого.
727 (1512). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вменил в обязанность раздавать в день разговения садаку в размере одного са‘ ячменя или одного ca‘ фиников малому и старому, свободному человеку и невольнику».
Книга хаджжа
ГЛАВА 1. Обязательность и достоинство хаджжа. Аллах Всевышний сказал: «И обязанностью людей пред Аллахом (является совершение) хаджжа к Дому(, если) они будут в состоянии сделать (это)…»(“Семейство ‘Имрана”, 97).
728 (1513). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Когда) аль-Фадль[1102] сидел верхом позади посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошла какая-то женщина из племени хас‘ам, и аль-Фадль принялся смотреть на неё, а она − на него[1103], что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он стал поворачивать лицо аль-Фадля в другую сторону. (Эта женщина) сказала: “О посланник Аллаха, Аллах обязал Своих рабов совершать хаджж в то время, когда мой отец достиг уже глубокой старости и был не в состоянии твёрдо держаться в седле, так могу ли я совершить хаджж за него?” Он сказал: “Да”, а было это во время прощального паломничества».Этот хадис передали аль-Бухари 1513, Муслим 1334, Малик 841, аш-Шафи’и в «аль-Умм» 2/97, 7/196, Абу Ханифа в «Муснаде» 249, Ахмад 1/219, 251, 329, 346, Абу Дауд 1809, ат-Тирмизи 928, ан-Насаи 5/117, 8/228, ат-Тайалиси 347, ад-Дарими 1838-40, Абу Йа’ля 2384, Ибн Хузайма 3031-36, Ибн Хиббан 3979, аль-Байхакъи 4/328.
ГЛАВА 2. Слова Аллаха Всевышнего: «…они станут являться к тебе пешком и на всяких исхудавших верблюдах, которые будут приходить(, передвигаясь) по далёким горным дорогам, чтобы они могли видеть то, что пойдёт им на пользу…»(“Хаджж”, 27 − 28).
729 (1514). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я видел, как в Зу-ль-Хуляйфе[1104] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, садился верхом на свою верблюдицу, а в состояние ихрама[1105] он начал входить после того, как она поднялась на ноги вместе с ним».
ГЛАВА 3. Совершение хаджжа, сидя на вьючном седле (верблюда).
730 (1517). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что во время своего хаджжа посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (передвигался), сидя на вьючном седле той верблюдицы, которая везла и его поклажу.
ГЛАВА 4. Достоинство безупречного хаджжа[1106] /аль-хаджж аль-мабрур/.
731 (1520). Передают со слов матери правоверных ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она сказала:
«О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Нет! Наилучшим джихадом для вас[1107] является безупречный хаджж».
732 (1521). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто совершит хаджж ради Аллаха, не приблизившись к своей жене[1108] и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся (домой таким же), каким (был он в тот день), когда родила его мать»[1109].Этот хадис передали аль-Бухари 1521 и Муслим 1350.
ГЛАВА 5. Микат[1110] для жителей Мекки.
733 (1524). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«В качестве миката для жителей Медины пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил Зу-ль-Хуляйфу, для жителей Шама − аль-Джухфу, для жителей Неджда − Карн аль-Маназиль, а для жителей Йемена − Йалямлям. (Вышеупомянутые микаты) предназначены (также) для тех, кто живёт непосредственно в этих местах, и для (людей) из других мест, проезжающих через (эти места) с целью совершения хаджжа или умры[1111]. Для живущих (к Мекке) ближе[1112] (микатом должно служить) то место, где они наденут ихрам, а жителям Мекки (ихрам следует надевать) в самой Мекке».
ГЛАВА 6.
734 (1532). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, опустил на колени свою верблюдицу на открытом месте в Зу-ль-Хуляйфе, и совершил там молитву[1113]».
Обычно так же поступал и сам ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими.
ГЛАВА 7. О том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в хаджж через аш-Шаджару[1114].
735 (1533). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправлялся (в Мекку)[1115] через аш-Шаджару, а (возвращался в Медину обычно) через аль-Му‘аррас[1116], и что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выезжал в Мекку, он молился в мечети аш-Шаджары, когда же возвращался назад, совершал молитву в Зу-ль-Хуляйфе, (а именно − в сухом русле) вади, где и оставался до утра.
ГЛАВА 8. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «‘Акик − благословенное вади».
736 (1534). Передают со слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как в вади ‘Акик пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
- Сегодня ночью ко мне явился посланник от Господа моего и сказал: «Соверши молитву в этом благословенном вади и скажи: “‘Умратан фи хаджжатин”[1117]».
737 (1535). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что, когда он остановился в Зу-ль-Хуляйфе, ему было сказано во сне:
«Поистине, ты − в долине благословенной!»