Глава 6. Проведение археологических раскопок в памятных исторических местах.
Проведение археологических раскопок в памятных исторических местах, в том числе местах захоронений, не было известно во времена сподвижников и их последователей.
Мусульмане во все времена, ученые и неученые из них, были заняты более важным занятием – все свои усилия и стремления они направляли на изучение своей религии, совершение деяний в соответствии с ней, или занимались тем, что приносило им пользу в этой жизни из сельского хозяйства и других промыслов. Они стремились к сохранению священных контекстов Корана и Сунны. Они тратили свои силы и направляли свою энергию на защиту Сунны пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ее обереганию от внесения в нее слабых, ложных и выдуманных хадисов. Мусульмане проводили свои дни и ночи в кружках знания и за книгами. Они объезжали страны мусульманского мира для перенимания знания у ученых этой общины. Они знали свое прошлое и историю своих предков настолько, насколько это было необходимо для того, чтобы увеличивать свою веру. Большинство своего времени они уделяли своему будущему, заботясь о благе следующей жизни.
Всевышний Аллах сказал об этом: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть каждый человек посмотрит, что он приготовил на завтрашний день». (59: 18).
А также: «Те, которые отрицали встречу с Аллахом, уже оказались в убытке. Когда же Час, внезапно для них, настанет, они, неся свои ноши на своих спинах, скажут: «Горе нам за то, что мы проявили небрежность и упущение в ближней жизни!». (6: 31).
Мусульмане во все времена занимались важными делами и не тратили свое драгоценное время на пустые развлечения, польза от которых ничтожна. Они боялись Слов Аллаха: «Приблизился к людям их расчет, однако, они с небрежением отворачиваются». (21: 1).
Что же касается поиска исторических фактов жизни прошлых поколений, то они даже не задумывались об этом, так как это пустая трата времени и развлечение.
Сказал Аллах: "Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, вы же получите то, что заслужили вы. Вы не будете спрошены о том, что они совершали». (2: 134).
Поэтому Всевышний назвал их рабами Милостивого, и, описывая их, сказал: «Они не присутствуют при ложном, а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством». (25: 72).
Результатом их титанических усилий стало то, что все жизнеописание пророка Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сохранено до мелочей. Более того, до мелочей сохранена вся жизнь сподвижников, как отдельное поколение. Мусульмане стремились сохранить жизнеописание пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников потому, что из этого массива берутся шариатские законоположения и выносятся правовые фетвы. Что же касается жизнеописания каких-либо иных поколений людей, племен или народов, то они не имеют какого-либо религиозного значения.
Не известно ни от кого из сподвижников или их последователей, чтобы они проявляли заботу к каким-либо конкретным историческим местам или оберегали их или отстраивали их и облагораживали.
Сказал Абу ‘Али аль-Ауки: «Я слышал, как Абу т-Тахир ас-Силяфи* сказал: «Я требовал знание в Александрии шестьдесят (60) лет и ни разу не видел ее достопримечательностей, кроме как с окна своего здания». Источник: «Сияр» аз-Захаби 5/21.
*[В серии лекций «Приближение к ширку и отдаление от таухида в Булгаре» я произнес имя этого имама как Саляфи, правильно же будет сказать Силяфи.
Сказал Хафиз аль ‘Ираки в «Такйид уаль-Иидах» с. 286: «Абу т-Тахир Ахмад ибн Мухаммад ас-Силяфи прожил более ста лет и до самой смерти преподавал людям хадисы пророка (да благословит его Аллах и приветствует)»].
Имам аз-Захаби назвал имама ас-Силяфи муфтием и шейхом Ислама.
[В серии лекций «Приближение к ширку и отдаление от таухида в Булгаре», разъясняя эту главу, я приводил два сообщения о действиях сподвижников. Здесь же я не привожу их, так как после более глубокого анализа иснадов этих сообщений их достоверность попала под сомнение.
1 ‘Иса ибн Йунус сказал: «’Умар ибн уль-Хаттаб приказал срубить дерево, под которым сподвижники приносили пророку присягу «довольства». Это потому что люди ходили к этому дереву и совершали под ним намаз, и он испугался за них смуты». Это сообщение передает Ибн Уаддах в «Бида’ уан нахьи ‘анха» (№ 42), а также Ибн Са’д (2/100). Иснад этого сообщения достоверен до Нафи’а, который был вольноотпущенником Ибн ‘Умара. Однако, Нафи’ передает эту историю от самого ‘Умара, а ‘Умара он не слышал и не встречал. Поэтому иснад сообщения прерванный. Некоторые из мухаддисов принимали то, что рассказывал Нафи’ от ‘Умара, говоря, что, вероятно, в иснаде пропущен Ибн ‘Умар. Однако, в данном случае это опровергается тем, что в Бухари приходят слова самого Ибн ‘Умара, который сказал: «На следующий год после присяги «довольства», сподвижники уже не смогли определить, под каким именно деревом они приносили присягу. И это было милостью от Аллаха». Также в Бухари и Муслиме приходят слова Мусайаба ибн Хазна: «Мы не смогли определить это дерево на следующий год». Однако, слова Ибн ‘Умара «И это было милостью от Аллаха», указывают на то, что конкретизация «исторических памятников» вредит основам единобожия, а то, что люди не могут определить эти места является милостью от Аллаха. Но, несмотря на это, однозначно заявить о слабости или достоверности этой истории я не готов.
2 Абу Хальда рассказывал, что Абу аль-‘Алия сказал: «Когда мы завоевали Тустар, нашли в здании казны их правителя Хурмузана постель, на которой лежало тело человека, над головой которого лежала книга. Мы взяли эту книгу и отнесли ее ‘Умару. ‘Умар вызвал Ка’ба, который перевел ему содержание книги на арабский язык. И я был первым из арабов, который прочитал эту книгу. Содержание ее напоминало содержание священной книги». Абу Хальда сказал: «Я спросил Абу аль-‘Алию: «Что вы сделали с этим телом?» Он сказал: «Мы выкопали днем тринадцать (13) могил в разных частях города, а ночью захоронили его в одну из них и сровняли все эти могилы, чтобы люди не знали, в какой из них он захоронен и не раскопали его».Абу Хальда сказал: «А что эти люди делали с этим телом?» Он ответил: «Когда у них случалась засуха, они выносили постель с его телом и просили у Аллаха дождя». Абу Хальда сказал: «А кем был этот человек и как давно он умер?». Абу аль-‘Алия ответил: «Человек, которого они называли Данияль, а умер он около трехсот (300) лет назад». Абу Хальда спросил: «Его тело не испортилось за это время?» Абу аль-‘Алия сказал: «Нет, если не считать некоторых волос на его затылке. Это потому что тела пророков не поддаются гниению».
У этой истории три (3) иснада:
1 В первом иснаде Мухаммад ибн Исхак, который был мудаллисом, и не сказал, что он лично слышал эту историю от Абу Хальды.
2 Во втором иснаде Сейф ибн ‘Умар ат-Тамими – лжец, а также Шу’айб ибн Ибрахим аль-Куфи – неизвестен.
3 Третий иснад прерван и пришел в форме «мурсаль» от Катады.
Исходя из правил науки хадисоведения, можно было бы сказать, что третий иснад подкрепляет первый, и иснад сообщения поднимается до хорошего, но этому мешают две вещи:
1 Истории, пришедшие по этим двум иснадам, слишком разнятся.
2 В этой истории много странного, как, например то, что Данияль был пророком и умер 300 лет назад со времен ‘Умара, из чего получается, что Данияль жил между Иисусом и нашим пророком, что неправильно, так как между Иисусом и нашим пророком не было пророков.
Все это усиливает слабость этой истории. Исходя из этого, я не включил два этих сообщения в текст книги. А Аллаху ведомо лучше].
После того, как ‘Амр ибн аль-‘Ас открыл Египет, никто из сподвижников, или мусульман следующих поколений, не посещали пирамиды, не говоря уже о проявлении заботы о них, или их исследовании. Поэтому ни в одной книге истории, а их в мусульманских библиотеках великое множество, не приходит сообщений о том, что сподвижники проявляли хоть какой-то интерес к этим «историческим памятникам». Это притом, что на протяжении многих веков в Египте жило множество великих имамов нашей общины. Из них можно выделить имама аш-Шафи’и, Ибн Хузейму, Абу Хатима, ‘Изза ибн ‘Абдуссаляма, Ибн Хаджара аль-‘Аскаляни и др.
Спросили имама аз-Зуркали: «Видел ли кто-нибудь из сподвижников пирамиды?»
Он ответил: «Большая их часть была в песке, особенно Сфинкс».
[Источник: "Шибх Джазирату-уль-Араб", 4\1188].
Почему же никто из мусульман и их правителей не предпринял никаких попыток облагораживания и исследования этих пирамид?!
Более того, исторические факты говорят о том, что как минимум трое из правителей мусульман предпринимали попытки их разрушения, чтобы люди не превратили их в идолов и в места поклонения. Имена этих правителей: Ма’мун [См. «аль-Бульдан» 5/400], аль-‘Азиз аль-Айюби [См. «Тарих уль-Мансури» 1/5] и халифа ар-Рашид [См. «Мукаддима ибн Халдуна» с. 346].
Почему же никто не называл их варварами, которые стремятся к разрушению, вместо построения?!
Это потому что мусульмане прошлых веков были далеки от подражания неверующим и хорошо понимали цели шариата. Они понимали, что шариат установил все преграды, которые препятствуют возникновению и распространению многобожия.
[Примечание не из книги].
Муслим (969) передал, что, Абу’ль-Хайадж аль-Асади сказал:
‘Али ибн Аби Талиб сказал мне: «Разве я не буду посылать вас с теми же самыми наставлениями, какими Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посылал меня: «Не оставляйте изваяния, не уничтожив ее или возвышенную могилу, не сравнив ее с землей»”.
Муслим (832) передал от ‘Урвы ибн ‘Абаса, что он сказал Пророку, мир ему и благословения Аллаха: «С чем ты был послан?” Он сказал, «Я был послан, чтобы поддерживать родственные связи, ломать идолы, и чтобы поклонялись одному Аллаху, не придавая Ему в сотоварищи никого и ничего».
Аль-Бухари (3020) и Муслим (2476) передали, что Джарир ибн ‘Абдаллах аль-Баджали сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Не избавишь ли ты меня от Зу’ль-Хальса?»Это был дом (в Йемене) принадлежащий (племени) Хас’ам, который называли Ка’бат аль-Йаманийа. Я выступил со ста пятьюдесятью всадниками. Я плохо держался на коне, о чем пожаловался Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он ударил рукой по моей груди и сказал, ‘О Аллах, укрепи его и сделай его ведущим и ведомым по правильному пути!’»
Таким образом Джарир пошел и сжег это святилище. Затем Джарир послал человека по имени Абу Артат, известить об этом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который пять раз призвал благословения Аллаха на этих воинов.
Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: Этот хадис указывает, что предписано убирать то, что может соблазнить или смутить людей, являются ли они зданиями, людьми, животными или неодушевленными предметами.
Ан-Навави сказал в Шарх Муслим, обсуждая вопрос создания статуй: «Есть согласованное мнение (иджма), что все, что отбрасывает тень, запрещено и должно быть изменено».
[Конец примечания].
Уважаемый читатель может задаться вопросом: «Но ведь проведение археологических раскопок является сугубо бытовым вопросом, а бытовые вопросы в своей основе разрешены?!».
Ответом этому будет следующее:
Несмотря на то, что вопрос этот, казалось бы, бытовой, он содержит в себе сразу несколько противоречий шариату:
1) Мусульмане начали заниматься археологическими исследованиями только в этом веке, подражая и уподобляясь в этом неверующим. Уподобление же неверующим строго запрещено.
‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не из нас тот, кто уподобляется тем, кто не из нас. Не уподобляйтесь ни иудеям, ни христианам». (Хадис хороший; Тирмизи 2695; см. «ас-Сахиха» 2194).
2) Мусульмане научились проводить эти исследования у неверующих европейских стран, которые посылали своих специалистов для обучения этому арабов, а те, в дальнейшем, продолжали эти исследования уже самостоятельно. Целью же европейцев было и остается разделение мусульман разных арабских стран, а вовсе не выявление миру исторического величия мусульманских народов. Они добились своей цели. Теперь можно увидеть то, как египтянин и йеменец до покраснения спорят о том, чьи предки были важнее, сильнее и древнее.
3) К чему проводить эти археологические раскопки? Для того, чтобы в дальнейшем кичиться и гордиться перед остальными народностями тем, как велика была цивилизация наших предков, в отличие от них.
Поэтому в некоторых исторических изданиях можно встретить следующие выражения: «И пусть татары гордятся тем, какова было цивилизация их отцов, в то время как соседние народы находились в глубокой спячке и жили в землянках!!».
Хвастовство своими предками является строго запрещенным и порицаемым деянием.
Сказал Аллах: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».(49: 13).
Ибн ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах удалил от вас высокомерие времен невежества и бахвальство своими отцами. Воистину, теперь есть только праведный верующий и несчастный грешник. Все люди дети Адама, а Адам был создан из земли».
(Хадис достоверный; Тирмизи 3266; Бейхакый 2/87/2; см. «ас-Сахиха» 2803).
Поэтому шариат делит людей только по одному признаку – верующий и неверующий.
Сказал Аллах: "В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Геенне обитель возгордившихся?! Аллах спасет богобоязненных, и они обретут успех. Зло не коснется их, и они не будут опечалены». (39: 60-61).
Как видно из этого аята, Аллах обещал спасти богобоязненных и погубить неверующих, не разделяя их на нации.
‘Ияд ибн Химар рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах открыл мне в откровении: «Будьте скромными. Пусть один из вас не хвалится перед другим и не притесняет другого». (Хадис достоверный; Муслим 2865).
4) Археологические раскопки и забота о местах захоронений приводят к многобожию.
Как видно из всего, что было упомянуто выше, проведение подобных археологических раскопок несет серьезный вред единству мусульман.
Что же касается трактовки аята: «Скажи: «Постранствуйте по земле и посмотрите, каким был конец тех, которые сочли ложью истину» (6: 11), то она заключается в следующих хадисах:
Ибн ‘Умар рассказывал, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо Хиджра [Название селений и жилищ, в которых жили самудяне – народ, погубленный Аллахом. См. «Фатх уль-Бари» 8/157], он сказал: «Не входите в жилища тех, кто принес несправедливость самим себе. Если же вы войдете, то вас постигнет то же наказание, которое постигло их. Но вы можете войти в эти жилища, если будете плакать от назидания». Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) опустил голову и ускорил ход, пока не пересек эту долину».
А также: «Не входите в жилища тех, которые были наказаны (Аллахом) [В хадисе речь идет о самудянах. См. «Фатх уль-Бари» 8/157], кроме как, если войдя в эти жилища, вы будете плакать от страха, что вас может постигнуть то же, что постигло их».
(Хадисы достоверные; Бухари 4419, 4420; Муслим 7464, 7465).
Из этих хадисов становится ясно, что при прохождении мимо тех мест, в которых были наказаны прошлые народы, можно проявить к этим местам внимание только для того, чтобы взять назидание и понять, что если мы будем совершать те же грехи, что совершали эти народы, Аллах погубит нас также, как Он погубил их.
Исходя из этого, в этом аяте нет довода на узаконенность проведения археологических раскопок.