Глава об отрицании джахмитами того, что аллах разговаривал с мусой
Мы спрашиваем их: «Почему вы отрицаете это?»
Они говорят: «Поистине Аллах никогда не молвил речь и никогда не будет молвить ее в будущем. Он лишь образует нечто, что словесно выражает то, что Он желает, после чего создает набор звуков, делая их слышимыми». Так джахмиты заявили, что речь возможна лишь при помощи органов дыхания, языка и губ, а потому отвергли, что Аллах обладает ей.
Мы говорим им: «А разве можно допустить, чтобы некое образованное «нечто» или вообще кто-либо помимо Аллаха сказал: «О Муса! Воистину, Я – твой Господь».(«Та Ха», 10-11) или: «Воистину, Я – Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне».(«Та Ха», 14)?!!!» Тот, кто станет говорить подобное, тот тем самым заявит, что некто помимо Аллаха может претендовать на Господство!
Если бы все обстояло так, как заявил Джахм, а именно, что Аллах образовал «нечто», говорящее от Его имени, то это образованное «нечто» вместо слов: «О Муса! Поистине , Я – Аллах, Господь миров».(«Рассказы», 30)должно было напротив сказать: «О Муса, поистине не я Аллах – Господь миров!»
Между тем, Аллах, Величественна Слава Его, говорит:
«Аллах разговаривал с Мусой речью».(«Женщины», 164)
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним».(«Преграды», 143)
«О Муса! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе».(«Преграды», 144)
И это прямые тексты Корана!!!
Что же касается их слов о том, что Аллах якобы никогда не будет молвить речь, то что в таком случае они будут делать с хадисом аль-А’маша от Хайсамы от ‘Ади ибн Хатима ат-Таи, сказавшего: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не заговорит без какого-либо переводчика».(Бухари/6539; Муслим/1016; Ат-Тирмизи/2415; Ибн Маджах/185; Ахмад/18246) ?!!!
Теперь, что касается их заявления о том, что речь возможна лишь при помощи легких, рта, губ, языка, и прочих органов речевого аппарата. Разве Аллах не сказал небесам и земле: «Придите по доброй воле или против воли»,и они не ответили ему:«Мы придем по доброй воле».(«Разъяснены», 11)?!![112] Неужели они считают, что небеса и земля ответили Аллаху при помощи легких, рта, губ, языка и прочего?!
Также Аллах сказал: «Мы сделали подвластными Дауду горы, чтобы они прославляли Аллаха».(«Пророки», 79) Неужели же они считают, что и горы прославляли Аллаха при помощи легких, рта, губ, языка и прочего?!
Также Аллах повествует в Коране о том, что органы тел неверных будут свидетельствовать против них в День Воскресения: «В тот день, когда враги Аллаха будут собраны перед Огнем, их задержат. Когда же они достигнут его, их слух, их взоры и их кожа станут свидетельствовать против них о том, что они совершали. Они скажут своей коже: «Почему вы стали свидетельствовать против нас?» Они скажут: «Нас заставил говорить Аллах, Который заставил говорить всякую вещь».(«Разъяснены», 19-21) Неужто они станут утверждать, что кожа неверных заговорит в День Воскресения при помощи легких, рта, губ, языка и т.д.?! Однако ж, нет! Аллах заставит говорить ее так, как Сам пожелает того! И Сам Он разговаривает так, как Ему Одному угодно, без того, чтобы прибегать для этого к органам речевого аппарата.
После того, как приведенные доводы не оставляют нашим оппонентам возможности дышать, они начинают говорить: «Хорошо, Аллах разговаривал с Мусой. Однако речь Аллаха все равно не есть Сам Аллах!»
Мы говорим: «А все что не Сам Аллах – то сотворено? Это Вы имеете в виду?»
Они говорят: «Да!»
Мы говорим: «Тогда это ваше утверждение ни чем не отличается от того, что вы заявляли изначально. Просто в этот раз на словах вы обставили все так, чтобы вас не смогли уличить в этой мерзости».[113]
В хадисе аз-Зухри сказано: «Когда Муса услышал Речь своего Господа, он сказал: «Господи! То, что я услышал, - это твоя Речь?» И Он ответил: «Да Муса, это Моя Речь! И я говорил с тобой ровно столько, сколько могло вынести твое тело, и если бы Я говорил с тобой сверх этого, то ты бы непременно умер». Когда же Муса вернулся к своему народу, они сказали: «Опиши нам речь твоего Господа» - на что он ответил: «Пречист Аллах, разве я смогу описать ее вам?!» Тогда они сказали: «Ну, укажи нам, на что она похожа», он сказал: «Слышали ли вы раскаты грома, которые звучат так словно это самое сладкое из того, что вам доводилось слышать? Она чем-то напоминает это».[114]
Мы говорим джахмитам: «Кто, по-вашему, в День Воскресения скажет следующие слова: «О Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом?»(«Трапеза», 116) ?!!!
Они отвечают: «Аллах создаст «нечто», которое будет говорить от Его имени, так же, как он образовал такое «нечто», говорившее от Его имени с Мусой».
Мы говорим им: «А эти слова «Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников. Мы непременно расскажем им об их деяниях на основании знания» ?!! Разве не Аллах спросит об этом?!»
Они отвечают: «Это и все подобное будет говорить от имени Аллаха «нечто», которое он создаст для этого».
Мы говорим им: «Как же ужасна ложь, которую вы возлагаете на Аллаха, заявляя, что Он не молвит Речь. Этим вы уподобляете Его безмолвным истуканам, которым поклоняются помимо Аллаха, ибо именно истуканы не разговаривают, не двигаются и не перемещаются с места на место!»[115]
Когда наши доводы одерживают над ними верх, они снова начинают твердить: «Ну, наверняка Аллах будет говорить, однако Речь Его все равно будет сотворена».
Мы говорим: «Речь людей тоже сотворена, поэтому то мы и говорим, что вы уподобляете Аллаха Его творениям, говоря, что Его Речь сотворена. Согласно вашему учению, получается, что Аллах в какой-то период времени не мог говорить, и это продолжалось до тех пор, пока Он не создал для себя Речь, также как и с людьми, которые тоже не могли говорить до тех пор, пока Аллах не создал их речь! Поистине одним словом вы впали и в неверие отрицания, и в неверие уподобления! Пречист Аллах и далек от того, чем вы Его описываете!
Мы же в отличие от вас говорим, что Аллах всегда был способным молвить Речь тогда, когда Он этого желал, и не говорим, что Он не мог говорить до тех пор, пока не создал Себе Речь. Также мы не говорим, что когда-то Аллах не обладал Знанием, и так продолжалось до тех пор, пока Он не создал Себе Знание. Также мы не говорим, что когда-то Аллах не обладал Могуществом, и так продолжалось до тех пор, пока Он не создал Себе Могущество. Также мы не говорим, что когда-то Аллах не обладал Светом, и так продолжалось до тех пор, пока Он не создал Себе Свет. Также мы не говорим, что когда-то Аллах не обладал Величием, и так продолжалось до тех пор, пока Он не создал Себе Величие».
В ответ на то, что мы описываем Аллаха этими качествами, джахмиты говорят: «Фразами «Аллах и Его Свет», «Аллах и Его Могущество», «Аллах и Его Величие» вы утверждаете то же самое, что утверждают христиане, говоря: «Аллах и Его Свет в равной степени существовали всегда, Аллах и Его Могущество в равной степени существовали всегда».[116]
Мы отвечаем: «Мы не говорим: «Аллах и Его Могущество в равной степени существовали всегда», или «Аллах и Его Свет в равной степени существовали всегда». Мы говорим: «Аллах Один с присущим Ему Светом и Могуществом существовал всегда» [117] и не допустимы в отношении Него вопросы, когда и как Он стал Могущественным.
Они говорят: «Не бывать вам единобожниками до тех пор, пока вы не скажете, что был Аллах, и не было ничего наряду с Ним».[118]
Мы отвечаем: «А мы и говорим, что был Аллах, и не было ничего наряду с Ним. Разве вы не понимаете, что когда мы говорим «Аллах со всеми присущими Ему качествами существовал всегда», мы описываем ОДНОГО ЕДИНОГО БОГА, обладающего этими качествами?!!!
Для ясности мы приводим джахмитам следующие примеры: «Посмотрите на пальму: у нее есть и ствол, и кора, и волокна, и ветви, и листья, и сердцевина. Тем не менее, пальма названа одним единым словом «пальма» и рассматривается как единственный объект вместе со всеми своими качествами и свойствами. Вот также и Аллах, и заслуживает Он наивысшего сравнения, является Одним Единым Богом со всеми присущими Ему качествами».
Мы не говорим, что Аллах в какой-то период времени не обладал Могуществом, и так продолжалось до тех пор, пока Он не создал Себе его, ибо тот, у кого нет Могущества, тот слаб и бессилен. Также мы не говорим, что Аллах в какой-то период времени не знал, и так продолжалось до тех пор, пока Он не создал Себе Знание и стал знать, ибо тот, у кого нет знания, является пребывающим в незнании невеждой.
Однако мы говорим: «Аллах всегда был Знающим и Могущественным, без вопросов «когда» и «как»!»
Вот вам еще один пример: Говоря об одном из неверных по имени аль-Уалид ибн аль-Мугира аль-Махзуми, Аллах сказал: «Оставь Меня с тем, кого Я сотворил единственным, одиноким».(«Завернувшийся», 11) – и это вместе с тем, что этот «единственный одинокий» имел глаза, уши, язык, губы, конечности и прочие органы. Тем не менее, Аллах назвал его «единственным» со всеми, присущими ему характеристиками. Вот также и Он Сам, и заслуживает Он наивысшего сравнения, является Одним Единым Богом со всеми присущими Ему качествами».[119]