Сомнение относительно расспросов:
Сказал Аллах: «Не будет в тот День между ними родственных связей, и не будут они обращаться друг к другу с расспросами». («Верующие», 101)
В другом месте Аллах сказал: «И будут они обращаться друг к другу с расспросами». («Стоящие в ряд», 50).
Вольнодумцы говорят: «Разве может подобное называться ясной речью?!», проявляя тем самым сомнение в истинности Корана.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Всемогущего и Великого Аллаха: «Не будет в тот День между ними родственных связей, и не будут они обращаться друг к другу с расспросами», то в них повествуется о состоянии людей, в котором они будут пребывать, когда ангел Исрафил протрубит в Рог во второй раз, и когда они восстанут из своих могил. Именно во время этих событий они не будут обращаться друг к другу с расспросами, и говорить что-либо. Когда же с ними будет произведен расчет, по результатам которого они войдут либо в Рай, либо в Ад, тогда они и начнут обращаться друг к другу, задавая различные вопросы.
Таково разъяснение слов Аллаха, относительно которых у вольнодумцев возникли сомнения.
Сомнение о молящихся:
Аллах поведал о том, что райские жители спросят обитателей Ада: «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были молящимися». («Завернувшийся», 42-43)
В другом месте Аллах сказал: «Горе же молящимся». («Подаяние», 4)
Вольнодумцы говорят: «Вот Аллах осуждает людей, совершающих молитву, говоря: «Горе же молящимся», но в то же время говорит, что в Ад люди попадут именно из-за того, что не были молящимися!
На основании этого они проявляют сомнение в истинности Корана, полагая, что он противоречит сам себе.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха «Горе же молящимся», то в них речь идет о лицемерах, «которые небрежны к своим молитвам»*настолько, что пропускают отведенное для них время, а также «совершают их напоказ»*- т.е. находясь на людях – молятся, а оставаясь наедине с собой нет.
* -(См. «Подаяние», 5-6)
Что же касается аятов: «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были молящимися», то в них имеется в виду, что эти люди не были верующими единобожниками.
Так устраняется данное сомнение вольнодумцев.[43]
Сомнение о материи, из которой создан человек:
Аллах сказал: «Он создал вас из земли».(«Создатель», 11)
Также Он сказал: «… из слипшейся глины». («Стоящие в ряд», 11)
Также Он сказал: «… из глиняной жижи». («Верующие», 12)
Также Он сказал: «… из видоизмененного ила». («Аль-Хиджр», 26)
Также Он сказал: «…из сухой, звонкой глины, подобно гончарной». («Милосердный», 14)
Сомневаясь в истинности Корана, вольнодумцы говорят: «Это не что иное, как путаная речь, состоящая из противоречащих друг другу утверждений».
Ответом на это будет следующее:
В этих аятах описывается то, как происходило сотворение Адама, мир ему. На первоначальном этапе материя, из которой он был создан, представляла собой землю, к которой впоследствии была добавлена красная, черная и белая глина, а также глина хорошего и плохого качества. В последствие данный факт нашел отражение в его потомках. Так, среди них появились и красивые, и уродливые люди, обладающие темной, красной и светлой кожей.[44]
Полученный грунт был смочен и превратился в глину. Поэтому Аллах и сказал, что создал Адама из глины.
Когда разные компоненты этой глины прилипли друг к другу, эта смесь стала называться слипшейся глиной, в том смысле, что все ее составные элементы пристали друг к другу и перемешались.
Далее Аллах назвал эту материю глиняной жижей, так как она стала такой же, как жижа, которая проходит сквозь пальцы, когда ее берут в руку, а затем сжимают.
Полежав, какое то время, эта глина загнила и превратилась в ил, из которого в итоге и был вылеплен Адам, мир ему. Когда ил высох, он стал сухим и звонким, издающим звук подобно гончарной глине.
Все это было объяснением того, как был сотворен Адам, мир ему.
Что же касается слов Аллаха: «…из жижи ничтожной жидкости»(«Поклон», 8), то в них речь идет уже о том, как было создано первое потомство Адама, и под жижей в них имеется в виду мужская сперма. Так «жидкость» - означает сперма, а «ничтожная» - слабая, абсолютно бессильная.
Так устраняется данное сомнение вольнодумцев.
Сомнение о Восходах и Закатах, упоминаемых в Коране:
Аллах сказал о себе:
«Господь восхода и заката».(«Поэты», 28)
«Господь обоих восходов и Господь обоих закатов». («Милосердный», 17)
«Клянусь Господом восходов и закатов». («Ступени», 40)
Вольнодумцы говорят: «Разве может подобное называться ясной речью?!», проявляя сомнение в истинности Корана.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: «Господь восхода и заката», то в них речь идет восходе и закате солнца в дни равноденствия.[45]
Что касается Его слов: «Господь обоих восходов и Господь обоих закатов», то в них речь идет о восходе и закате солнца в самом протяженном дне в году, а также о восходе и закате солнца в самом коротком дне в году.[46]
А что касается Его слов: «Клянусь Господом восходов и закатов», то в них имеются в виду восходы и закаты на протяжении всех дней года.[47]
Так устраняется данное сомнение вольнодумцев.[48]
Сомнение о протяженности дня у Аллаха:
Аллах сказал: «И поистине день у твоего Господа как тысяча лет по тому, как вы считаете». («Хадж», 47)
В другом аяте Аллах сказал: «Он низводит Свое веление с неба на землю, а затем оно восходит к Нему, - и все это в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете». («Поклон», 5)
В другом аяте Аллах сказал: «Ангелы и Дух(ангел Джибриль)взойдут к Нему в День, равный пятидесяти тысячам лет». («Ступени», 4)
Вольнодумцы говорят: «Разве может подобное называться ясной речью, если она противоречит сама себе?!»
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: «И поистине день у твоего Господа как тысяча лет по тому, как вы считаете»,то в них идет речь об одном из дней, в течение которых Аллах создавал небеса и землю, и каждый из которых представлял собой тысячу лет по земному счету.
Что касается Его слов: «Он низводит Свое веление с неба на землю, а затем оно восходит к Нему, - и все это в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете»,то в них имеется в виду, что Джибриль нисходил к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а затем опять возвращался на небеса в течение всего одного дня, хотя по людским меркам это заняло бы тысячу лет. И это потому, что расстояние между небом и землей составляет пятьсот лет пути. Итак, взяв пятьсот лет на спуск и пятьсот - на подъем, в сумме получим одну тысячу лет пути.
Что касается Его слов: «Ангелы и Дух(ангел Джибриль)взойдут к Нему в День, равный пятидесяти тысячам лет»,то здесь речь идет о Судном Дне. Аллах дает понять людям, что если бы подведение итогов по делам всех творений было поручено кому-то помимо Него, то этот кто-то не справился бы с делом и за пятьдесят тысяч лет, тогда как Аллах может закончить расчет и за половину земного дня.[49] Именно на это, кстати, и указывают слова Аллаха: «И достаточно Нас как подсчитывающих»(«Пророки», 47), - т.е. что Аллах произведет расчет быстро.
Сомнение о попытке многобожников скрыть свое злодеяние в День Суда:
Сказал Аллах:«В тот день Мы соберем их вместе, а затем скажем тем, кто приобщал сотоварищей: «Где те, кого вы считали сотоварищами Аллаха?» Тогда у них не будет никакого оправдания, кроме слов: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!»(«Скот», 22-23)
В этом аяте сказано, что эти люди станут отрицать, что они были многобожниками.
В другом аяте Аллах сказал: «И не скроют они от Аллаха никакого события!» («Женщины», 42)
На основании этого вольнодумцы усомнились в истинности Корана, полагая, что он противоречит сам себе.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха о многобожниках, которые скажут: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!», то в них имеется в виду следующая ситуация: Когда многобожники увидят, что Аллах не станет наказывать приверженцев единобожия, они начнут говорить друг другу: «Когда очередь дойдет до нас, мы скажем, что никогда не были многобожниками!»[50] И вот когда Аллах сведет их вместе с их идолами и скажет: «Где те, кого вы считали Моими сотоварищами?»(«Рассказы», 62) «…у них не будет никакого оправдания, кроме слов: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!»
После того, как они попытаются скрыть факт своего многобожия, Аллах запечатает их рты, и заставит говорить другие органы их тела, которые поведают о том, что попытаются утаить их владельцы. Об этом сказано в словах Аллаха: «Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они вершили».(«Йа син», 65)
Этим Всемогущий и Великий Аллах сообщает, что в День Воскресения в качестве свидетелей будут призваны органы человека, которые «не скроют от Аллаха никакого события».
Так устраняется данное сомнение вольнодумцев.[51]
Сомнение об ощущениях людей скоротечности пребывания в могилах:
Всемогущий и Великий Аллах сказал:«В тот день, когда наступит Час, грешники станут клясться, что они пробыли там(в могилах)всего лишь один час».(«Румы», 55)
В другом аяте Он сказал: «Они будут переговариваться шепотом, говоря: «Вы пробыли там(в могилах)всего десять дней!»(«Та Ха», 103)
В третьем Он сказал:«Самый примерный из них скажет: «Вы пробыли там(в могилах)всего один день».(«Та Ха», 104)
А еще в одном Он сказал: «…предположите, что пробыли там совсем недолго».(«Перенес ночью», 52)
На основании этого вольнодумцы усомнились в истинности Корана.
Ответом на это будет следующее:
Данные аяты указывают на различие предположений, которые станут высказывать эти люди, а не на противоречие слов Аллаха друг другу.
Так, что касается слов Аллаха: «Они будут переговариваться шепотом, говоря: «Вы пробыли там(в могилах)всего десять дней!», то речь идет о том, что восстав из своих могил и обнаружив, что воскресение из мертвых, которое они считали ложью, на самом деле оказалось истиной, они станут говорить друг другу: «Вы пробыли в могилах всего десять ночей!» Затем им покажется, что это много, и они скажут: «…Вы пробыли там всего один день»Затем им покажется, что и день это много и они скажут:«…пробыли там совсем недолго».Когда им покажется, что даже это много, они скажут: «Вы пробыли там всего лишь один час».
Это и есть объяснение, благодаря которому устраняется данное сомнение вольнодумцев.
Сомнение о свидетельстве посланников:
Сказал Аллах: «В тот день, когда Аллах соберет посланников и скажет: «Что вам ответили?» – они скажут: «У нас нет никакого знания. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное».(«Трапеза», 109)
В другом аяте Он сказал: «Когда они предстанут перед Господом, свидетели скажут: «Это они оболгали своего Господа».(«Худ», 18)
Вольнодумцы говорят: «Как так получается?! В одном месте Аллах сообщает, что посланники скажут: «У нас нет никакого знания!», а в другом, что они скажут: «Это они оболгали своего Господа».
Они полагают, что один аят противоречит другому.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха:«В тот день, когда Аллах соберет посланников и скажет: «Что вам ответили?» – они скажут: «У нас нет никакого знания. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное» -то в них повествуется о том, что Аллах спросит своих посланников: «Что вам ответили на ваш призыв к единобожию?» и в этот момент Ад издаст жуткий рёв. Из-за ужаса, который охватит их, они лишатся рассудка и скажут: «У нас нет никакого знания».Затем, когда через некоторое время разум вернется к ним, они смогут свидетельствовать и скажут: «Это они оболгали своего Господа».
Это и есть объяснение, благодаря которому устраняется данное сомнение вольнодумцев.[52]
Сомнение о лицезрении Аллаха в Последней жизни:
Аллах сказал: «Одни лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа».(«Воскресение», 22-23)
В другом аяте Он сказал: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры».(«Скот», 103)
Вольнодумцы говорят: «Как такое возможно?! Сначала Аллах сообщает, что люди будут взирать на своего Господа, а потом говорит «Взоры не могут постичь Его»!
Этим они проявляют сомнение в истинности Корана, полагая, что он противоречит сам себе.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: ««Одни лица в тот день будут сиять»(т.е. будут ослепительно белыми и благостными)«…и взирать на своего Господа»,то они означают, что верующие увидят своего Господа в Раю.
Что касается Его слов: «Взоры не могут постичь Его», то имеется в виду - не могут постичь Его в мире ближнем, а не в будущем.
Предыстория этого аята такова:
Однажды иудеи сказали Мусе, мир ему: «Покажи нам Аллаха воочию!»(«Женщины», 153)и Аллах насмерть поразил их молнией, в качестве наказания за эти слова.
Многобожники племени Курайш попросили пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том же самом, сказав: «Мы ни за что не уверуем, «…пока ты не предстанешь перед нами вместе с Аллахом и ангелами» («Перенес ночью», 92)
В ответ на их требования Аллах сказал: «…вы хотите попросить вашего посланника, как прежде(сыны Исраила)попросили Мусу»(«Корова», 108),сказав:«Покажи нам Аллаха воочию», после чего их поразила молния?!
А потом ниспослал аят: «Взоры не могут постичь Его» -сообщив, что люди не увидят его в этом мире, и речь здесь не идет о мире будущем. Что же касается мира будущего, то там люди увидят Аллаха.[53]
Это и есть объяснение, благодаря которому устраняется данное сомнение вольнодумцев.
Сомнение о том, кто был первым верующим:
Аллах поведал о том, что Муса, мир ему, сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих».(«Преграды», 143)
В другом месте Аллах передал слова чародеев[54], сказавших: «Мы жаждем, чтобы наш Господь простил нам наши грехи за то, что мы стали первыми верующими».(«Поэты», 51)
В другом аяте Аллах велит пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман».(«Скот», 162-163)
Вольнодумцы говорят:«Как Муса мог сказать: «Я – первый из верующих», если ему предшествовали пророки Ибрахим, Я’куб и Исхак?! Да и как вообще понимать эти слова в контексте заявления чародеев, сказавших: «мы стали первыми верующими»?! Также не ясно как Аллах разрешил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказать: «Я являюсь первым из покорившихся», если до него было огромное количество покорившихся Аллаху, таких как ‘Иса и его последователи!»
На основании этого они усомнились в истинности Корана и сказали, что одни его аяты противоречат другим.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Мусы, мир ему: «Я – первый из верующих», то произнес он их при следующих обстоятельствах: «Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих»* - т.е. «я первый из уверовавших в то, чтовсякий, кто увидит Тебя в земной жизни, непременно погибнет!»[55] * -(«Преграды», 143)
Что касается слов чародеев, сказавших: «Мы стали первыми верующими»- то они означали то, что они стали первыми жителями Египта из числа коптов, которые уверовали в Мусу, мир ему.[56]
А что касается слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «Я являюсь первым из покорившихся»- то имелось в виду, что он был первым мусульманином из числа жителей Мекки того времени.[57]
Это и есть объяснение, благодаря которому устраняется данное сомнение вольнодумцев.
Сомнение о самом страшном наказании:
Аллах сказал: «Подвергните род Фараона самым жестоким мучениям».(«Верующий», 46)
В другом аяте Он сказал: «…Я подвергну их такому наказанию, которому не подвергну никого из миров».(«Трапеза», 115)[58]
А еще в одном аяте Он сказал: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня».(«Женщины», 145)
На основании этого вольнодумцы усомнились в истинности Корана и сказали, что одни его аяты противоречат другим.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: «Подвергните род Фараона самым жестоким мучениям»- то имеется в виду, что их подвергнут самому жестокому из наказаний именно в том слою Ада, в котором они окажутся.
Что касается Его слов: «…Я подвергну их такому наказанию, которому не подвергну никого из миров»- то здесь под наказанием имеется в виду превращение этих людей в свиней в земной жизни. Впоследствии Аллах действительно превратил их в свиней, и это стало наказанием, которому кроме них Аллах не подверг никого из людей.
Что касается слов Аллаха:«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня», то под нижайшей ступенью имеются в виду самые последние из семи врат Ада, каждые из которых имеют свое название[59]: Геена (Джаханнам), Пламя (Ляза), Сокрушилище (Хутама) Преисподняя (Сакар), Полымя (Са’ир), Ад (Джахим), Пропасть (Хавия). Лицемеры войдут в Ад через самые последние из его врат и таким образом окажутся на самой нижней ступени Огня.[60]
Сомнение о пище обитателей Ада:
В одном аяте Аллах сказал: «Не будет у них иной пищи, кроме сухих колючек».(«Покрывающее», 5)
В другом аяте Он сказал: «Воистину, дерево заккум пища для грешника».(«Дым», 43-44), сообщив, что у обитателей Ада будет и иная еда.
На этом основании вольнодумцы проявляют сомнение в истинности Корана, полагая, что одни его аяты противоречат другим.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: «Не будет у них иной пищи, кроме сухих колючек», то имеется в виду, что в том слое Ада, в котором они будут находиться, у них не будет другой еды кроме сухих колючек. А что касается Заккума, то его будут есть обитатели Ада, находящиеся в другом слою Ада. Именно это имеется в виду в словах: «Воистину, дерево заккум пища для грешника».
Так устраняется данное сомнение вольнодумцев.[61]
Сомнение относительно покровительства Аллаха:
Аллах сказал: «Это – потому, что Аллах является Покровителем верующих, а у неверующих нет покровителя».(«Мухаммад», 11)
В другом аяте Он сказал: «Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Покровителю».(«Скот», 62)
Вольнодумцы говорят: «Разве может подобное называться ясной речью?! Сначала говорится, что Аллах Покровитель верующих, а у неверных вообще нет никакого покровителя, а затем говорится, что Аллах является Покровителем для всех!»
На этом основании вольнодумцы проявляют сомнение в истинности Корана.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: «Это – потому, что Аллах является Покровителем верующих, а у неверующих нет покровителя», то в них под Покровителем имеется в виду Помощник, и смысл их заключается в том, что Аллах является помощником верующих, тогда как у неверных нет никаких помощников.
Что же касается Его слов: «Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Покровителю», то в них под Покровителем имеется в виду Владыка, и смысл их заключается в том, что Аллах является истинным Владыкой, а все властители и цари в земной жизни – ложными.
Так устраняется данное сомнение вольнодумцев.
Сомнение о равенстве:
Аллах сказал: «Будьте справедливы. Воистину, Аллах любит тех, кто равенство творит».(«Комнаты», 9)
В другом аяте Он сказал:«Творящие равенство же будут дровами для Геенны».(«Джинны», 15)
Вольнодумцы говорят: «Разве может подобное называться ясной речью?!»
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: «Творящие равенство же будут дровами для Геенны», то в них под творящими равенство имеются в виду те, кто равняет с Аллахом вымышленных богов, делая что-либо из Его созданий ровней Ему, и поклоняясь этому наряду с Аллахом.
Что же касается Его слов: «Будьте справедливы. Воистину, Аллах любит тех, кто равенство творит», то они означают «Во взаимоотношениях с людьми будьте справедливы и одинаково равны как к себе, так и к ним. Поистине, Аллах любит справедливых».
Еще в одном из аятов Аллах сказал: «Неужели наряду с Аллахом есть еще Бог?! Не иначе они как люди равняющие!» («Муравьи», 60) т.е. «…не иначе они как люди придающие сотоварищей Аллаху».
Так устраняется данное сомнение вольнодумцев.
Сомнение относительно близости между верующими:
Аллах сказал: «А верующие мужчины и верующие женщины - они все близки между собой».(«Покаяние», 71)
В другом аяте Он сказал: «А те, которые уверовали, но не переселились, - нет у вас никакой близости с ними до тех пор, пока они не переселятся».(«Добыча», 72)
Для тех, кто не знает смысла этих аятов, может показаться, что они противоречат друг другу.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: «А те, которые уверовали, но не переселились, - нет у вас никакой близости с ними до тех пор, пока они не переселятся», то в них речь идет о той близости, которая предполагает взаимное наследование имущества. Этим аятом Всемогущий и Великий Аллах постановил, что верующие, переселившиеся в Медину, не будут наследовать имущество своих верующих родственников, оставшихся в Мекке. Так, если в Мекке умирал человек, у которого был близкий родственник, переселившийся вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину, то этот переселенец не выступал в качестве наследника его имущества. Именно этот смысл вкладывается в отсутствие близости, о котором говорится в данном аяте. Когда же количество переселенцев (мухаджиров) увеличилось в разы, Аллах вернул право на взаимное наследование имущества близким родственникам независимо от того, переселились они в Медину, или нет. Так Аллах сказал: «В соответствии с предписанием Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу, чем верующие(мединцы)и переселенцы».(«Сонмы», 6)[62]
Что же касается слов Аллаха: «А верующие мужчины и верующие женщины - они все близки между собой»- то в них имеется в виду близость по вере. Так, один верующий является близким к другому из-за единства их религии и веры.
Таково разъяснение слов Аллаха, относительно которых у вольнодумцев возникли сомнения.[63]
Сомнение о бессилии Иблиса над верующими:
Сказал Аллах об Иблисе: «Воистину, ты не властен над Моими рабами».(«Аль-Хиджр», 42)
Тем не менее, случайно убив человека, Муса сказал: «Это из деяний шайтана!»(«Рассказы», 15)
На основании этого вольнодумцы усомнились в истинности Корана и сказали, что одни его аяты противоречат другим.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха:«Воистину, ты не властен над Моими рабами», то они означают, что у Иблиса нет власти для того, чтобы отвратить от религии или поклонения Аллаху тех из рабов Его, которых Он избрал для Своей религии. Единственное на что способен Иблис в отношении них, это поразить их через грехи. Что же касается вовлечения их в многобожие, то у него нет возможности отвратить их от религии, ибо для нее их избрал Сам Аллах, Пречист Он.
Что же касается слов: «Это из деяний шайтана!», то под деянием шайтана в них имеется в виду приукрашивание шайтана греха в сердцах людей. Так шайтан приукрашивал грехи для Йусуфа, Адамы и Хауы, хотя они были избранными рабами Аллаха.
Таково разъяснение слов Аллаха, относительно которых у вольнодумцев возникли сомнения.[64]
Сомнение о забвении Аллахом:
Сказал Аллах: «Сегодня Мы забудем вас, подобно тому, как вы забыли встречу с этим днем вашим».(«Коленопреклоненная», 34)
В другом аяте Он сказал:«Мой Господь не ошибается и не забывает».(«Та Ха», 52)
На основании этого вольнодумцы проявляют сомнение в истинности Корана.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: «Сегодня Мы забудем вас, подобно тому, как вы забыли о встрече с этим днем вашим», то они означают «Мы оставим вас в Огне подобно тому, как вы оставили деяния для встречи с этим днем».
Что касается Его слов: ««Знание об этом – у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не забывает», то они означают, что ничто не исчезает из памяти Аллаха, и Он ничего не забывает.[65]
И снова сомнение о слепоте неверных в День Воскресения:
Аллах сказал: «Кто отвернется от Моего Назидания, того ожидает тяжкая жизнь,[66] а в День воскресения Мы воскресим его слепым». Он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, ведь раньше я был зрячим?»(«Та Ха», 124-125)
В другом аяте Он сказал: «Ты был беспечен к этому, но Мы сорвали с тебя твое покрывало, и острым является сегодня твой взор».(«Каф», 22)
Вольнодумцы говорят:«Разве может подобное называться ясной речью?! Сначала говорится, что они будут слепы, а затем «и острым является сегодня твой взор»!», проявляя на этом основании сомнение в истинности Корана.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: «Мы воскресим его слепым»- то имеется в виду «не видящим своих отговорок». Этот человек скажет Аллаху: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым…»- т.е.«не видящим мои отговорки» «…ведь раньше я был зрячим?»- т.е.«ведь раньше я мог оправдываться ими».
О том же повествуется в словах Аллаха: «В тот день Он воззовет к ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?» В тот день известия станут невидимыми для них»- т.е. отговорки, которыми бы они могли оправдаться «…и они не будут расспрашивать друг друга».(«Рассказы», 65-66)[67]
Что же касается слов: «…и острым является сегодня твой взор», то речь в них идет о том, что произойдет, когда неверный восстанет из мертвых. Как только он выйдет из своей могилы, он станет пристально смотреть на все окружающее, и до тех пор, пока воочию не увидит все картины воскрешения, которые прежде объявлял ложью, ни разу не моргнет. Именно это и значат слова Аллаха: «Ты был беспечен к этому, но Мы сорвали с тебя твое покрывало, и острым является сегодня твой взор»т.е. Аллах говорит: «Когда Мы сорвем покрывало загробной жизни, ты станешь сосредоточенно смотреть на все окружающее, и не моргнешь до тех пор, пока не увидишь все, во что не верил, воочию».
Таково разъяснение слов Аллаха, относительно которых у вольнодумцев возникли сомнения.
Сомнение о единственном и множественном числе:
Повествуя о Своей беседе с Мусой, мир ему, Аллах говорит: «Поистине, Я – с вами. Я слышу и вижу».(«Та Ха», 46)[68]
В другом же месте, повествуя об этой же беседе, Он говорит: «Поистине, Мы с вами и будем слушать».(«Поэты», 15)[69]
Вольнодумцы сказали: «Как так получается, что в одном аяте говорится: «Поистине Я с вами» в единственном числе, а в другом - «Поистине, Мы с вами » уже во множественном?!» и на этом основании усомнились в истинности Корана.
Ответом на это будет следующее:
Что касается слов Аллаха: «Поистине, Мы с вами» - то с точки зрения арабского языка это допустимое выражение. Так, один человек может сказать другому: «Поистине мы позаботимся о твоем пропитании» или «Поистине мы сделаем с тобой то-то и то-то».[70]
Заблуждения джахмитов
Затем имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал:
Вот также как и эти вольнодумцы, Джахм[71] и его приспешники стали призывать людей следовать неявным текстам Корана и хадисов.[72] Мало того, что они заблудились сами, так еще и своими словами ввели в заблуждение большое количество людей.
Дошло до нас, что враг Аллаха Джахм был родом из Термеза, что в Хорасане. Он был спорщиком, любившим поболтать[73], и все разговоры его в основном касались Всевышнего Аллаха. Однажды он повстречал группу людей из числа многобожников, которых называли сумманиты[74]. Эти люди сказали ему: «Давай так, если в ходе нашей беседы сильнее окажутся наши доводы, то ты примешь нашу веру, а если твои – то мы примем твою!»[75]
Они спросили его: «Ты утверждаешь, что у тебя есть Бог?»
Джахм сказал: «Да!»
Они спросили: «А видел ли ты своего Бога?»
Джахм сказал: «Нет».
Они спросили: «Может ты слышал, как он разговаривает?»
Джахм сказал: «Нет».
Они спросили: «Ты чувствовал запах, исходящий от него?»
Джахм сказал: «Нет».
Они спросили: «Ты осязал его?»
Джахм сказал: «Нет».
Они спросили: «Ты прикасался к нему?»
Джахм сказал: «Нет».
Они сказали: ««А с чего тогда ты взял, что он является Богом?!»[76]
Этот вопрос привел Джахма в такое замешательство, что на протяжении сорока дней он не знал, кому отныне поклоняться.[77]
После долгих размышлений Джахм нашел чем ответить сумманитам. Его довод напоминал слова вольнодумцев-христиан, утверждавших, что душа ‘Исы, мир ему, является сущностным духом Аллаха, который, желая произвести что-либо, вселяется в некоторые из Своих творений, а затем говорит их устами, повелевая и запрещая все, что желает. И дух этот сокрыт от взора творений.
Вновь встретившись с сумманитами, Джахм сказал одному из них: «Разве вы не утверждаете, что у вас есть душа?!»
Тот сказал: «Утверждаем».
Джахм спросил: «Видел ли ты когда-либо свою душу?»
Тот сказал: «Нет».
Джахм спросил: «Слышал ли ты ее речь?
Тот сказал: «Нет».
Джахм спросил: «Осязал ли ты ее?»
Тот сказал: «Нет».
Джахм сказал: «Вот так же и Аллах! Нет у Него лика, чтобы узреть Его, нет у Него голоса, чтобы услышать Его, нет у Него запаха, чтобы учуять Его, сокрыт Он от взоров и не находится Он в каком-либо месте, не будучи при этом всюду».[78]
Для обоснования своих взглядов, Джахм нашел в Коране три неявных по смыслу аята:
1) «Нет ничего подобного Ему».(«Совет», 11)
2) «Он – Аллах на небесах и на земле».(«Скот», 3)
3) «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры».(«Скот», 103)[79]
Вся философия Джахма зиждилась на этих трех аятах.[80] Именно на основе их он трактовал Коран неподобающим образом, объявлял ложью хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и заявлял, что любой, кто характеризует Аллаха тем, чем Он Сам описал себя в Своем Писании или устами Своего посланника, является неверным и уподобленцем (мушаббихом)[81]. Своими словами он ввел в заблуждение огромное количество людей. За его взглядами последовали мужи из числа соратников Абу Ханифы и ‘Амра ибн ‘Убейда[82] в Басре, после чего джахмизм превратился в настоящую религию.
Когда люди спрашивают их о значении слов Аллаха «Нет ничего подобного Ему», они говорят: «Нет ничего из существующих объектов подобного Ему, ибо Он одновременно и под семью землями и над Своим Троном; нет пустого места, которого бы Он не занимал; не находится Он в каком-либо месте, не будучи при этом всюду; Он никогда не молвил речь и не разговаривает в принципе; никто не может узреть Его ни в этом мире, ни в мире будущем; Он не описывается и не познается какими-бы то ни было качествами; Он не производит действий; у Него нет границ и пределов; Он не постижим разумом. Он Весь – есть Лик, Он Весь – есть Знание, Он Весь – есть Слух, Он Весь – есть Зрение, Он Весь - есть Свет, Он Весь – есть Мощь, Он целен, ни из чего не состоит и не имеет отдельно взятых атрибутов; такие понятия как верхний и нижний предел, стороны и направления, право и лево не присущи Ему; Он не легок и не тяжел; Он бесцветен; Он не есть тело; Он не познаваем и не осмыслим; все, что бы ни пришло тебе на ум как нечто известное, Он совершенно не таков!»
Мы (имам Ахмад) говорим: «Аллах есть «нечто сущее»!»
Они говорят: «Он «нечто сущее», но не как «нечто сущее»!»
Мы говорим: «Любой имеющий разум, знает, что «нечто сущее», которое не как «нечто сущее», есть «ничто»!
Из чего становится ясным, что джахмиты ни во что не верят, но внешне обставляют все так, чтобы люди не уличили их в этом.
Если мы спросим их: «Кому вы поклоняетесь?»
Они скажут: «Тому, Кто управляет этим бытием!»
Если мы скажем: «По-вашему, Тот, Кто управляет этим бытием, есть «неведомое», не имеющее качеств, которые можно познать?!»
Они скажут: «Да».
Тогда мы скажем: «После этих слов, мусульманам стало ясно, что на самом деле вы ни во что не верите, но на словах обставляете все так, чтобы люди не уличили вас в этой мерзости».
Если мы скажем им: «Этот, Который управляет бытием, разговаривал с Мусой».
Они скажут: «Нет. Он никогда не молвил речь и не разговаривает в принципе, ибо речь возможна лишь благодаря определенным органам, а мы отрицаем, что Ему присущи какие-либо органы».
Если какой-нибудь невежда услышит их слова, ему покажется, что нет на свете людей, кто чтит и возвеличивает Аллаха больше чем они. Этот невежда даже не заподозрит, что конечным пунктом этих слов станет заблуждение и неверие, и что говорят они их сейчас лишь для того, чтобы в дальнейшем оболгать Аллаха.[83]
Еще одним, о чем их следует спросить, является вопрос: «Сможете ли вы найти хоть один аят в Писании Аллаха, в котором сказано, что Коран сотворен?»
Когда они не найдут его, их следует спросить: «Сможете ли вы найти в Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он сказал: «Поистине Коран – сотворен!»
Когда они не смогут найти это и в Сунне их следует спросить: «Откуда ж вы это взяли в таком случае?!»
Они скажут: «Из слов Аллаха: «Воистину, Мы сделали его Кораном арабским».(«Украшения», 3), полагая, что слово «сделал», несет смысл «сотворил», а значит все «сделанное» соответственно является «сотворенным». Таким образом, в своих суждениях они опираются на неявные по смыслу выражения, которые в качестве доказательства используют лишь те, кто желают подвергнуть критике ниспосланное Аллахом и их неподобающим истолкованием посеять смуту в умах.
Ответом на это будет следующее:
Когда слово «сделал»