Исламский тип культуры в духовно-историческом контексте взаимодействия
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Исламский тип культуры в духовно-историческом контексте взаимодействия
ПЛАН:
Истоки и основные положения ислама
Пророк Мухаммед как основатель религии
Секты ислама
Искусство арабского Востока
1. Истоки и основные положения ислама
Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – Мухаммед (570-632 г.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата.
Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».
Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»).
Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран – который стал священным писанием для мусульман.
Мусульмане противоречиво относятся к Библии, поскольку в ней содержится Откровение о Едином Боге, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде.
Они считают, что в Библии содержится монотеистическое знание, заимствованное Кораном.
Коран состоит из 114 глав (сур). Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой запоминающейся фразой или темой. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).
В настоящее время ислам разделен на два основных течения. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты.
Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной («обычай», «пример», «направление»).
Шиитыпредставляют партию (от слова «шиа» – партия), которая утверждает, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам, как это существует у суннитов.
Они не принимают Сунну целиком, дополняя ее своими постановлениями, включающими веру в особых посредников между Аллахом и мусульманами – имамов.
Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда.
В исламе включает следующие постулаты:
– вера в Аллаха
– вера в ангелов Аллаха
– вера в Писания Аллаха
– вера в Пророков и Посланников Аллаха
– вера в предопределение Аллаха
– вера в будущую жизнь
Пять «столпов ислама»
Обязательны для мусульманина следующие пять «столпов ислама» (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) – основные предписания, обязательные для всех мусульман:
1. Шахада – символ веры, свидетельствующий о том, что верующий исповедует единобожие и признает пророческую миссию Мухаммада. Произнесением шахады – Ла иллаха илла-ла ва Мухаммадун расулун ла – начинается любая молитва, любая религиозная, а иногда и светская церемония (принятие родов, обрезание, подписание свадебного контракта, обмывание покойника, закалывание жертвенного животного и прочие бытовые обряды, а также государственные мероприятия и официальные речи). Первоначально шахада была боевым кличем, который выкрикивали воины Мухаммада, нападая на неприятеля.
Аш-Шахада содержит в себе два основных догмата ислама:
1. Исповедание единобожия, монотеизм.
2. Признание божественной миссии Мухаммада.
2. Молитва (салят – араб., намаз – перс.). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить молитву в определенное время в соответствии с установленным ритуалом.
До совершения ритуала молитвы следует выполнить обряды очищения (ат-тахара).
Сура 4. Ан-Ниса (Женщины)
43. О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и, будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Снисходительный, Прощающий.
Тахара включает в себя действия, цель которых – достижение обрядовой чистоты. В нее входят «тахара внутренняя» – очищение души от неблаговидных помыслов, греха или гнева и «тахара внешняя», предполагающая очищение тела, одежды, обуви, жилища и т.д.
Молитву можно совершать в любом месте, но в пятницу, особенно мужчинам, рекомендуется присутствовать на совместном намазе в мечети.
Сура 2. Аль-Бакара (Корова)
238. Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно.
239. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали.
Если время молитвы застигает человека в пути, ему для ее совершения следует, кроме вышеперечисленных омовений, найти киблу (направление на Мекку).
Обычно, если мусульманин находится в пути и не может точно определить киблу по солнцу, он ориентируется на ближайшую мечеть.
Затем следует расстелить коврик для молитвы (араб. саджад или турецк. намазлык), а при его отсутствии – чистую ткань или бумагу без нанесенных на ней типографских знаков.
Коврик как бы отделяет молящегося от внешнего мира. Затем молящийся читает первую суру Корана «аль-Фатиха», которая у мусульман занимает такое же место, как «Отче наш» у христиан.
1 сура Открывающая книгу (Аль-Фатиха)
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров,
Милостивому, Милосердному,
Властелину Дня воздаяния!
Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
Веди нас прямым путем,
путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.
Ислам также признает добровольные молитвы (араб. мунаджат). Такие молитвы считаются богоугодными, но не обязательными.
Молитва не засчитывается, если она была прервана, или если у человека появились какие-либо болезненные проявления.
3. Паломничество (араб. аль-хадж). Мечтой каждого мусульманина является паломничество в святые города ислама Мекку и Медину.
Коран считает посещение Мекки и Медины долгом каждого мусульманина. Хадж приурочен ко времени праздника жертвоприношения – ид аль-адха (араб.) иначе курбан-байрам (тюрк.), одного из двух главных праздников ислама.
Этот праздник связан с легендой, согласно которой главное святилище мусульман Кааба было построено Адамом, разрушено во время потопа, но восстановлено Авраамом и его сыном Исмаилом. Хаджж начинается на 7-й день месяца зу-ль-хиджж в Мекке, а праздник отмечается через три дня, не только в долине Мина около Мекки, но и повсеместно в мусульманских странах.
Паломничество – один из самых древних арабских обрядов. Исламские источники относят начало совершения паломничества к эпохе Авраама.
Об этом говорится в Коране: «И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком…» (Коран, сура 22:27).
Изначально паломничество приурочивалось к ярмарке, которая для бедуинов была большим событием.
В своем нынешнем виде хадж существует со времени пророка Мухаммеда, то есть более 1300 лет.
Сам Мухаммед совершил свое последнее («прощальное») паломничество в 632 году.
Сура 6. Аль-Анам (Скот)
145. Скажи: «Не нахожу я в том, что мне открыто,
Запретов на еду, что вам угодна в пищу,
Помимо мертвечины, свинины иль истекшей крови».
Все потому, что это – скверна иль неправедная снедь,
Над коей не Аллаха, а другое имя призывалось.
Кого ж (земные тяготы к сей пище) приневолят
Без нечестивости иль своевольного непослушанья, –
Так ведь, поистине, прощающ твой Владыка
И милосерд (к творениям Своим)!
5. Благотворительный налог (араб. закят) и добровольная милостыня (араб. садака)
Происхождение слова закят связывают с древнееврейским словом закут, что означает «добродетель».
Существует также мнение о том, что генетически закят связан с арабским племенным обычаем (имеющим доисламское происхождение), цель которого создать специальный фонд для нуждающихся членов племени.
Налог взимается с имущества и доходов мусульманина (но не иноверца).
Слово «закят» впервые появляется в мекканских сурах Корана и обозначает «вспомоществование».
Но само взимание налога было введено после хиджры пророка (переезда из Мекки в Медину в 622 году.
В Коране (сура 9) сказано: «Милостыня – только для бедных, нищих,... на выкуп рабов, должникам, (находящимся) на пути Аллаха, путникам – по постановлению Аллаха».
Сура 9. Ат-Тауба (Покаяние)
75. Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников».
76. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением.
77. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали.
78. Разве они не знали, что Аллаху известны их секреты и тайные беседы и что Аллах является Ведающим сокровенное?
79. Они поносят тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований. Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними. Им уготованы мучительные страдания.
80. Будешь ли ты просить прощения для них или не будешь делать этого, Аллах все равно не простит их, даже если ты попросишь для них прощения семьдесят раз, ибо они не уверовали в Аллаха и Его Посланника. Аллах не ведет прямым путем нечестивых людей.
Существуют и добровольные пожертвования – садака (искренний дар). Кроме того, садака может применяться как искупительное действие или как штраф.
Деньги, собранные с мусульман в виде закята, обычно находятся в распоряжении кади и должны расходоваться в том округе, где были собраны.
Закят и садака имеют много общего. Прежде всего, у них общие цели и круг лиц, которым оказывается помощь.
Но если закят – это регулярно выплачиваемый и строго определенный налог, то садака – это добровольное пожертвование, сумма и время выплаты которого определяется дарителем.
Сура 9. Ат-Тауба (Покаяние)
103. Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий.
104. Неужели они не знают, что Аллах принимает покаяния от Своих рабов и принимает пожертвования, что Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный?
Джихад (от араб. – «усилие») –понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха.
Обычно джихад ассоциируется с вооруженной борьбой, однако понятие значительно шире.
Джихадом в исламе является также борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т. д.), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей.
Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и т.д.
Понятие военного джихада стало основным значением для немусульман и получило название «священная война». Однако некоторые мусульманские авторы отвергают такой подход.
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават – вооруженная борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии.
В отличие от христианского Откровения, ислам не учит о том, что Бог есть Любовь, воплотившаяся ради спасения людей, а представляет Аллаха лишь как судью, воздающего и наказывающего за дела, предопределяющего человеческую судьбу.
Аллах не любит грешников – это 24 раза повторяется в Коране, Аллах любит только боящихся его. Мусульмане никогда точно не знают, определил ли Аллах для них рай или же они пойдут в ад.
Богочеловек Иисус Христос принимается как один из пророков для своего народа и своего времени, но Его божественность и реальность боговоплощения отрицается.
Мусульмане считают, что перед крестными страданиями Христос чудесным образом заменил себя другим человеком, а сам был взят на небо живым.
Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры.
Исламу несвойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части.
Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.
Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты.
Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов.
И если в православном храме совершаются особые таинства, которые мирянин самостоятельно воспроизвести у себя дома не может, то в мечети мусульмане совершают точно такой же ритуал намаза, как и дома.
Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в исламе совершаются вне мечети, что предусмотрено и шариатом.
Руководство религиозной жизнью мусульман в конкретном регионе (государстве) осуществляется наиболее авторитетными лидерами (в исламе нет священства как такового).
Это – муфтий у суннитов или шейх-уль-ислам у шиитов; надзор за соответствием шариату ведут шариатские судьи – кази.
В настоящее время муфтий утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями.
Секты ислама
Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али – шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка – алидов (т.е. наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть.
С этого времени ислам разделился на ортодоксальный – сунниты и оппозиционный – шииты.
Умеренные и радикальные шииты
Уже в VII в. шииты разделились на два направления – умеренные и радикальные.
После трагической гибели Али, который пал под ударом кинжала бывшего своего сторонника, хариджита, в 661 г. сторонники движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве.
Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в.
Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман – Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской догматики.
Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али.
Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава «Два светила», в которых обосновывались особые права Али на халифат.
Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами.
Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда.
После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сын Мухаммед, ставший 12-м имамом.
Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, по он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии – Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов.
В шиизме широкое распространение получил культ мученичества, связанный с трагической судьбой ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сыновей – Хасана и Хусейна, которые были убиты сторонниками правящей партии.
В практике шиизма нашел широкое применение принцип такия (осмотрительность, благоразумие) – благоразумное скрывание своей веры, т.е. право говорить и совершать то, что противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии.
Этот принцип был обусловлен тем, что на протяжении своей истории шииты часто оставались в меньшинстве и служили объектом преследований.
В XVI в. шиизм был провозглашен государственной религией Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени.
Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама.
Направления шиизма
Согласно одной из широко распространенных классификаций шиизм подразделяется на пять крупных сект, которые со временем дробились на более мелкие образования: кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и исмаилиты.
С направлением шиитов тесно связано другое направление в исламе – хариджиты (вышедшие, выступившие).
Это направление считается первым отделившимся от ортодоксального ислама.
Хариджиты поддерживали Али в его борьбе за власть, но когда Али выразил нерешительность и пошел на переговоры с противником, 12 тыс. человек отделились от его войска и отказались его поддерживать.
Хариджиты внесли свой вклад в разработку вопросов, связанных с теорией власти в исламе.
Они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем.
Если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить или даже убить.
Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности.
Главные требования к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках.
Халиф рассматривался как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения.
Если общины находятся далеко одна от другой, то каждая может избрать для себя халифа.
В религиозном отношении хариджиты выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности.
В настоящее время небольшие хариджитские общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии.
Суннизм
Суннизм – самое крупное направление в исламе.
Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам.
Полное название суннитов – «люди Сунны и согласия общины».
К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма.
Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть.
Хронологически суннизм оформился как негативная реакция на становления шиизма.
В рамках суннизма не возникали особые секты.
Ассасины
В конце XI в. в исмаилизме произошел раскол: образовался неоисмаилизм, ставший идеологией секты ассасинов («ассасин» – от арабск. «хашишиюн» – «курящие гашиш»), которые обожествили своего имама – Хасана ибн Шаббата (1033-1124).
Он известен также под именем «Старца», или «Владыки Горы».
Хасан ибн Шаббат, один из проповедников исмаилизма, человек отважного духа, имел большое влияние в Каире.
Это влияние, однако, возбудило зависть в других, которым удалось отправить его в ссылку. Его посадили на корабль, чтобы вывезти из страны, но поднялась буря, и все сочли себя погибшими.
Но Хасан, приняв повелительный вид, воскликнул: «Аллах обещал мне, что со мною не случится ничего дурного!».
Вдруг буря утихла, матросы закричали: «Чудо!» – и сделались последователями Хасана.
Хасан прошел Персию, проповедуя и набирая прозелитов, и, захватив крепость Аламит, на рубеже Ирака и Дилема, которую назвал «Домом богатства», учредил там свое правление.
История времени Хасана полна его именем. Короли в самом центре Европы дрожали при его имени. Его могущественная рука достигала повсюду.
Филипп-Август французский так его боялся, что не смел пошевелиться без телохранителей, и, может быть, неумолимый владыка горы щадил его именно за этот страх.
Сначала Хасан не показывал никакого намерения, кроме усиления влияния Каирского халифата, но скоро сбросил эту маску, т.к. его свирепый характер с трудом подчинялся хитрости и лицемерию.
Хасан составил учение ассасинов. Последователи Хасана разделялись на две большие рати: на «саможертвователей» и «искателей».
Первая, пренебрегая усталостью, опасностями и пытками, радостно отдавала жизнь, когда это заблагорассудится.
Владыке горы, который требовал, чтобы она или защищала его, или исполняла его смертные приговоры.
Когда жертва указывалась, верные «искатели» в белой тунике с красным кушаком (цвета невинности и крови) отправлялись исполнять данное поручение.
Их не могли остановить ни расстояние, ни опасности.
Найдя человека, которого искали, они поджидали благоприятной минуты для того, чтобы убить его.
Конрад Монферратский, поссорившись с владыкой горы или возбудив зависть каких-нибудь христианских государей, желавших устранить его, был одною из первых жертв этой секты.
Два ассасина допустили крестить себя и, поместившись возле него, по-видимому, усердно молились. Но когда представился удобный случай, они убили Конрада Монферратского, при этом один из них скрылся в церкви.
Но, услыхав, что Конрада унесли еще живого, он опять добрался до него и нанес второй удар.
После этого умер без малейшего ропота от утонченных пыток.
Когда начальнику нужен был человек для исполнения особенно опасного предприятия, он прибегал к следующей стратегии. В одной персидской провинции, называемой Сигистан, была знаменитая долина Мулеба, в которой находился дворец Владыки Горы.
Эта долина была защищена высокими горами с отвесными утесами, а все приступы к ней были охраняемы сильными крепостями. В долине обрабатывались самые роскошные сады, с павильонами, великолепно меблированными. В этих павильонах жили изумительной красоты женщины. Человека, которого Владыка выбирал для исполнения опасного задания, сначала поили допьяна и в таком положении относили в долину.
Там его оставляли бродить, где ему захочется.
Когда человек настолько приходил в себя, что мог оценить свое неожиданное местоположение и насладиться прекрасными женщинами, он проводил все время в любовных наслаждениях.
При этом человека уверяли, что он попал в рай.
Но прежде, чем он утомлялся или пресыщался любовью и вином, его опять поили допьяна и в таком состоянии относили домой.
Когда требовались услуги этого человека, Владыка опять посылал за ним и говорил, что он раз позволил ему насладиться Раем и что если человек этот исполнит его приказание, то сможет пользоваться испытанными уже наслаждениями всю свою жизнь.
Обманутый, думая, что его господин имеет власть сделать все это, был готов совершить всякое преступление, которое от него требовалось.
У Хасана был кровожадный характер.
Он убивал с расчетом, чтобы приобрести славу и могущество, внушить страх и обеспечить себе успех.
Персидский халиф намеревался напасть на эту секту и уничтожить ее.
В результате он нашел на своем изголовье кинжал и письмо от Хасана, в котором говорилось следующее: «То, что положено возле твоей головы, может быть воткнуто в твое сердце».
Несмотря на преклонный возраст, Хасан оставался кровожаден до конца.
Собственной рукой он убил двух своих сыновей, фактически, без серьезных на то оснований, а по пустячному обвинению: одного за то, что тот «убил день», а другого за то, что тот «отведал вина».
Хасан не имел намерения основать династию или правильное правительство, а только секту или тайное общество.
Возможно, что сыновья его погибли за то, что плохо скрывали свое желание заступить на его место.
Прямые потомки ассасинов – представители вполне мирноймусульманской секты низари исмаили, которую возглавляет преподобный Карим Ага Хан IV (род. 1936), получивший образование в Гарварде.
Искусство арабского Востока
Исламское искусство полно жизни и очень своеобразно. Основы исламского искусства заключаются в следующем:
– оно включает в себя все виды искусства, а не только религиозное.
– исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей.
– ремесла и прикладное искусство считаются полноценными видами творчества.
– рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства.
– каллиграфия является основным видом искусства.
– в исламе письмо имеет высокий статус.
– роспись является существенным элементом украшения предметов и зданий.
– книги это один из главных видов искусства.
– также в искусстве важны геометрические формы и узоры.
– изображения людей не встречаются.
Архитектура ислама
Архитектура ислама унаследовала многие достижения древнейших цивилизаций:
– из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы;
– из Египта – колонные залы;
– из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику.
В исламе были разработаны новые типы зданий:
– мечети (место для совершения земных поклонов);
– минареты (башни);
– медресе (духовные школы – семинарии);
– мавзолеи (погребальные усыпальницы);
– дворцы и караван-сараи (постоялые дворы);
– крытые рынки.
В Коране употребляется словосочетание со словом «мечеть», это особое имя Масджид аль-Харам, что означает Заповедная мечеть.
У этой мечети древняя история.
Опираясь на пересказы историков, эта мечеть более древняя по возрасту, чем Бейт аль-Мукаддас находящаяся в Палестине.
В Заповедной мечети расположен Дом Единобожия или как его еще называют Кааба, это имеет большое значение.
Любой мусульманин мечтает побывать в этой мечети и совершить намаз. Кааба долгое время была центральным местом богослужения, и сильно почиталась. Первоначальное здание Каабы относят к сооружению его светлости Адаму. Позже, по указанию Всевышнего, его светлостью Авраамом была перестроена Кааба. Заповедная мечеть подвергалась ремонту и реконструкции многократно, поэтому была несколько расширена. Сегодня она способна вместить до 330 000 молящихся.
Девять минаретов, одиннадцать лестниц и семь эскалаторов включает в себя Масджид аль-Харам.
Вместе с крышей Заповедной мечети, отделанной плитами из мрамора, и используемой под место, где совершается намаз, эта мечеть имеет три этажа.
Учитывая новые крытые подземные галереи у Каабы, открывающиеся для людей по выходным дням, получается уже четыре этажа.
Две электростанции осуществляют освещение данного комплекса.
В мечети имеются теле- и радиостудии, кондиционеры.
Но, несмотря на все это, величие Каабы в ее простоте.
Рассказывают, что в окрестностях Каабы захоронено около 70 пророков Божьих и святых.
Есть две особенности, которые выделяют Масджид аль-Харам среди других мечетей исламского мира. Ежегодно собираются со всего мира тысячи мусульман вокруг Каабы, для участия в церемонии хаджа.
Собираясь у Божьего Дома, наряду с демонстрацией своего единства и солидарности, интересуются положением друг друга и помогают в решении проблем.
Такой сбор организуется ежегодно до сих пор, после того, как пророк ислама ушел из бренного мира.
Вторая особенность в том, что мечеть эта является киблой и святыней всех мусульман.
Минареты
С 8 в. характерным элементом мусульманской архитектуры становится минарет, который возводится рядом с мечетью или строится отдельно. Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль.
Мечеть может иметь несколько минаретов, но не больше восьми – их число не должно превышать количество минаретов в Мекке.
Под воздействием местных строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей в разных странах.
Гигантский минарет аль-Мальвия (высота 50 м) в Ираке стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу).
Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандусы залиты лучами знойного солнца, а с другой – погружены в прохладную тень.
Построенное в 1417 -1470 гг. медресе Улугбека при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века.
Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия.
Лекции читали виднейшие ученые того времени.
Сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными.
Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами.
Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.
Мавзолеи
Памятник-мавзолей повествует о любви мусульманского короля Великих Моголов Шаха Джахана к своей жене Мумтаз Махал.
Шах Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века он женился на девятнадцатилетней девушке.
Несмотря на то что у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал внимания на других женщин.
Жена родила ему восемь сыновей и шесть дочерей.
Вскоре после рождения четырнадцатого ребенка Мумтаз умерла.
Вскоре Шах Джахан объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка.
Позже, в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, был построен мавзолей, который, по замыслу Шаха Джахана, должен стать символом красоты его усопшей супруги.
История Тадж-Махала
Строительство этого мавзолея продолжалось более двадцати лет. В работе принимали участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии.
Вокруг Тадж-Махала был разбит декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов. Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчаника.
На другом берегу Джамны, напротив Тадж-Махала, Шах Джахан намеревался возвести еще одну гробницу – для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж-Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Но планам Шаха Джахана не суждено было осуществиться. Правитель в одночасье потерял свою власть и был заточен в тюрьму. Позже и сам Шах Джахан был погребен в этой же гробнице, рядом со своей возлюбленной.
Дворец Альгамбра
Литература арабского Востока
Персидскую и таджикскую лирику трудно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048 – 1122).
Математические сочинения Омара Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного.
В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно.
Всемирно известные философские четверостишия – рубаи – проникнуты гедонистическими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Исламский тип культуры в духовно-историческом контексте взаимодействия
ПЛАН: