А вся хвала принадежит одному Аллаху.

6Для утверждения своей позиции суфии-кубуриты аргументируют словами Абу Суфьяна, который будучи многобожником, сказал в день сражения при Ухуде: «Да возвысится Хибль».

Их вывод: курайшиты не почитали Аллаха, а лишь желали возвеличивания своих божеств. И если бы в их сердцах хранилось почитание Аллаха, они бы не высказывали таких восклицаний, из которых понимается желание вознесения и победы их божеств над Аллахом.

Ответ:

Ответ на это сомнение строится на той же основе, о которой мы говорили, отвечая на сомнение предыдущее. Абу Суфьян не высказал это свое восклицание, желая возвысить Хибля над Аллахом, или желая его победы и поражения религии Аллаха. Но под возвышением Хибля он как раз и подразумевал победу религии Аллаха, так как считал, что Хибль один из приближенных угодников Аллаха, и что сам он воюет за религию Аллаха, победа которой как раз и выражалась в победе этих посредников.

Именно поэтому, после того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему на его восклицание: «Аллах выше и почетнее», Абу Суфьян промолчал и не смог возразить в ответ ничем, так как тоже считал, что Аллах выше и почетнее.

7 Пытаясь доказать то, что убеждения и действия суфиев не равны убеждениям и действиям курайшитов, суфии заявляют: как же вы равняете нас с курайшитами, в то время как мы, в отличие от них, уверовали в посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в Коран, в Судный День, в посланников в общем. Мы, в отличие от курайшитов, любим пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а не воюем с ним и не изгоняем его, верим в Коран, а не отвергаем его, верим в Судный День, а не насмехаемся над ним! Так как же вы смеете уравнивать нас с курайшитами?!

Ответ:

Знай, брат мой, что это их сомнение одно из самых сильных сомнений, которым они оправдываются перед простолюдом и выставляют приверженцев Сунны в нехорошем свете. Однако, с соизволения Аллаха, ответ на это их сомнение очень прост.

Дело в том, что мы не утверждаем полного сходства суфиев-могилопоклонников и курайшитов во всех отношениях. Да, действительно, они отличаются от курайшитов тем, что они веруют в Коран, в Судный День, пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и т.д., чего не скажешь о курайшитах. Но мы утверждаем наличие сходства суфиев и курайшитов в вопросах многобожия. Ведь курайшиты были многобожниками еще до того, как к ним пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), до того, как им был ниспослан Коран и т.д. Это означает, что курайшиты не стали многобожниками от того, что отвергли Коран, пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не уверовали в Судный День. Этим они проявили свое неверие, но многобожниками они были еще до этого.

Поэтому мы говорим, что убеждения суфиев в вопросах многобожия и единобожия полностью идентичны убеждениям курайшитов, хоть суфии и отличаются от курайшитов в вопросах веры в Коран, Судный День и т.д., но все это вопросы веры и неверия, а не вопросы единобожия и многобожия.

Проще говоря, если перед нами два человека: один из них верит во все, во что необходимо верить, совершает все виды поклонения и т.д., но, вместе с этим, не верит всего лишь в одного посланника от Аллаха – (например): в пророка Салиха (мир ему). А второй из них не верит ни во что, является атеистом-материалистом и все время поносит религию. В общем же списке тех, в кого он не верит, также имеется Пророк Салих (мир ему). Исходя из этого, мы не говорим, что два этих человека равны в своем неверии, но, вместе с этим, они равны в том, что оба они не верят в пророка Салиха (мир ему). И каково же постановление Всевышнего относительно этих двоих? Обоих их объединяет термин «неверующий» и обоих их объединяет их конечное местопребывание – вечный Огонь.

То же самое здесь. Хоть суфии-могиопоклонники и не равны курайшитам во всех отношениях, но всех их объединяет одна общая черта. Они одинаковы в своих убеждениях и действиях в вопросах многобожия и придавания Аллаху сотоварищей в обожествлении и поклонении.

8 Также суфии говорят: как вы можете уравнивать нас с курайшитами, в то время как они поклонялись камням, деревьям и истуканам, а мы почитаем и проявляем уважение к приближенным угодникам Аллаха?!

Ответ:

Ответить на это сомнение можно в нескольких пунктах:

1Курайшиты поклонялись не только лишь камням и истуканам. Чтобы понять это, достаточно привести лишь некоторые аяты Корана: «А те, к кому они обращаются с молитвами вместо Аллаха, не могут ничего сотворить, тогда как сами они были сотворены. Они мертвы, не живы и не знают, когда они будут воскрешены». (16: 20-21).

«В тот день Мы соберем их вместе, а потом скажем многобожникам: «Оставайтесь на своих местах вместе со своими сотоварищами». Потом Мы разделим их, и сотоварищи скажут им: «Вы вовсе не поклонялись нам. Довольно того, что Аллах является Свидетелем между нами и вами. Мы не ведали о вашем поклонении». (10: 28-29).

«Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим. Взывайте к ним, и пусть они ответят вам, если вы говорите правду». (7: 194).

«Неужели неверующие полагали, что они сделают Моих рабов своими покровителями и помощниками вместо Меня? Воистину, Мы приготовили Геенну обителью для неверующих». (18: 102).

«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться». (17: 57).

«Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение». (46: 5-6).

Как мы видим, говоря об объектах поклонения многобожников в общем, и курайшитов в частности, в Коране приходят речевые обороты, которые употребляются в отношении одушевленных существ.

2 Ученые ханафитского мазхаба разъяснили в своих книгах то, что курайшиты делали себе истуканов из камней и изображения своих праведников только для того, чтобы лучше представлять того, кому они поклоняются. Точно так же, как сегодня делают христиане. Они не поклоняются иконам-деревяшкам, а производят их лишь для того, чтобы эти иконы служили им направлением, к которому они обращаются в своих мольбах, направляя эти мольбы своим «заступникам на небесах».

3 Даже если мы согласимся с тем, что курайшиты поклонялись камням, а суфии занимаются «почитанием» праведников, то ведь Всевышний не сделал разницы между тем и другим, и объединил все это под единым термином «придавание Аллаху сотоварищей в поклонении».

9 Ибн ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха и будут выстаивать намаз и выплачивать закят. Если же они сделают это, то оберегут от меня свою кровь и имущество, кроме как по праву Ислама, а их расчет на Всевышнем Аллахе». (Хадис достоверный; Бухари 1399; Муслим 20).

Усама ибн Зейд рассказывал: «Однажды, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил нас в военный поход. Во время битвы я настиг одного из многобожников, и он сказал: «Ля иляха илля Ллах»,но, несмотря на это, я убил его. Мое действие начало беспокоить меня, и я упомянул об этом случае пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Неужели ты убил его после того, как он произнес «Ля иляха илля Ллах?!» Я сказал: «О, Посланник Аллаха! Он произнес это лишь из страха смерти». На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Неужели ты раскрыл его сердце, чтобы узнать действительно ли он сказал «Ля иляха илля Ллах» из сердца или же нет?» И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)не переставал повторять мне это так, что я пожелал, чтобы я был из тех, кто принял Ислам только сегодня». [Потому что принятие Ислама стирает прошлые грехи человека].

(Хадис достоверный; Бухари 4269; Муслим 96).

Их вывод:эти хадисы указывают на то, что вера и неверие – это дело внутреннее, неизвестное окружающим. Поэтому нельзя выводить из Ислама или называть многобожником того, кто сказал «Ля иляха илля Ллах». А что касается вас, то вы сравниваете нас с многобожниками времен пророка (да благословит его Аллах и приветствует), тем самым выводя нас из Ислама. И это несмотря на то, что мы говорим «Ля иляха илля Ллах».

Ответ:

1 Нет сомнения в том, что тот, кто скажет «Ля иляха илля Ллах», правильно понимая смысл этого свидетельства, искренне и правдиво подтверждая его смысл сердцем и выполняя прочие известные условия свидетельства Ислама – тот входит в Ислам.

Однако, это не означает, что тот, кто когда-либо произнес свидетельство Ислама не может выйти из Ислама и стать неверующим ни при каких обстоятельствах. Как, например, если человек начнет проклинать Аллаха или Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), или швырнет Коран в нечистое место, или будет обращаться с мольбами не к Аллаху в том, в чем помочь может только Аллах, тот выходит из Ислама и становится неверующим.

И необходимо знать, что обвинение в неверии не является отличительным признаком хариджитов. Но хариджиты отличаются тем, что выводят из Ислама за совершение больших грехов, чего не делают приверженцы Сунны.

Что касается ученых ханафитского мазхаба, то они явно заявляют о том, что нельзя обвинять в неверии никого из мусульман, кроме как если кто-либо будет отрицать что-то, безусловно известное из религии. Тот же, кто совершит что-либо из действий или убеждений выводящих из Ислама, тот у ханафитских ученых считается неверующим. Более того, многие из ханафитов не считают невежество оправданием при вынесении постановлений о выходе из религии, даже если человек поклонялся одному Аллаху на протяжении всей жизни.

[Все это ясно и однозначно выражено в книгах ханафитов. Смотри для примера «аль-Макасид» вместе с его шархом Тафтазани 2/268; «ан-Нибрас» Фарьяхари с. 572; «Шарх уш-Шифа» Хуфаджи 4/509; «аль-Фатауа аль-‘Азизия» 1/156; «Радд уль-Мухтар» Шами 1/377; «Минах уль-Азхар» Кари с. 241-242; «Мажму’ уль-Фатауа» Люкнауи 2/45 и др.].

Более того, неоспоримым является тот факт, что представители ханафитского мазхаба, как в древности, так и в современности, всегда были самыми жесткими в вопросах обвинения в неверии. Ученые ханафиты обвиняют в неверии за такие проступки, за которые не решаются обвинить в неверии ученые остальных мазхабов. Свидетельством тому то, что во многих книгах ханафитов выделены многочисленные главы, в которых рассматриваются те проступки и деяния, за которые выносятся постановления о выходе из религии. Также имеются отдельные главы, в которых собраны слова неверия, при произнесении которых человек выходит из Ислама.

[Смотри для примера «аз-Зауажир» Хайтами 1/29; «аль-‘Ильм уш-Шамих» аль-Мукбилий 221-222; «Джаля уль-‘айнейн» с. 450-451; «Гаят уль-Амани» 1/253-254, 297].

Тот, кто прочтет книги ханафитов, в которых разбираются эти вопросы, найдет в них много совершенно удивительного.

[Смотри для примера «Хулясат уль-Фатауа» 4/379-390 автор Тахир ибн Ахмад аль-Бухари; «аль-Фатауа аль-Хания» 3/571-580 автор Хасан ибн Мансур уль-Фергани; «Джами’ уль-Уажиз» 6/315-350 автор Ибн Баззаз уль-Курди; «аль-Бахр ур-Раик» 5/119-125].

Также, в течение всей книги, мы привели множество отрывков из книг ханафитов, в которых они явно заявляют о неверии того, кто посвящает свою мольбу не Аллаху, или приносит жертву не Ему, или берет себе посредников между ним и Аллахом и т.п.

Однако, все это не означает, что разрешается обвинять в неверии каких-либо конкретных личностей, не доведя до них довода и не убедившись, что у них нет оправдательных причин.

Все, что я привел из доводов в этой книге, привел я только для того, чтобы разъяснить опасность многобожия и многочисленность его видов и проявлений, для того, чтобы никто из мусульман ни в коем случае не переступил этих границ.

Наши рекомендации