Сказал мухаммад ибн исмаиль аль бухари
(да помилует его Аллах):
Глава: Обман во время войны
Сообщается от Джабира бни АбдиЛлях, (да будет доволен Аллах ими обоими), что пророк, (мир ему и благословение), сказал: «Кто разберётся с Ка’бом бин Ашраф?» Сказал Мухаммад ибну Масляма: «Хочешь, я убью его, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Да» И тогда он (Мухаммад ибн Масляма) пришёл к нему (к Ка'бу) и сказал: «Поистине, этот человек (то есть пророк, мир ему и благословение Аллаха) сделал нас уставшими и требует с нас расходовать. Сказал (Ка’б): «Клянусь Аллахом, ты ещё от него навидаешься.» Сказал (Ибн Масляма): «Мы уже последовали за ним, и не хотим оставлять его, пока не посмотрим, к чему приведет его дело (или каким будет его положение)...» И он продолжал разговаривать с ним до тех пор, пока не получил возможность убить его и убил.[1]
Сказал Ибн Хаджар в «аль-Фатх»: «Глава обмана во время войны», упомянул в ней (аль-Бухари) хадис Джабира относительно истории убийства Кааба ибн аль Ашрафа, придёт это длинным образом в «Книге военных походов».
Сказал ибн аль Мунайар: «Глава не соответствует приведенному хадису, так как совершенное ими убийство Кааба бни ль Ашрафа могло быть неоднозначной речью, так как его слова: «сделал нас уставшими», можно истолковать как «обязывает нас приказами и запретами», а их слова: «требует с нас пожертвования» можно понять как «требует с нас их, чтобы сделать с ними что полагается», а его слова: «Мы не хотим оставлять его...» и так далее, имеется ввиду под ними «Мы не хотим расставаться с ним», и нет сомнения в том, что они любили пребывание с ним всю свою жизнь» конец цитаты
Ибн Хаджар продолжает: «Посему более уместным видится то, что они вообще не сказали ничего лживого, всё, что исходило от них было просто неоднозначной речью, как уже было сказано, однако имам Бухари сделал такое оглавление по причине слов Мухаммада бни Масляма пророку, мир ему и благословение: «Позволь мне сказать что требуется...» и он сказал «Говори» это во первых, ведь поистине, это включает в себя разрешение солгать, будь то явно или же пространными речами, и эта добавка, хоть и не упомянута в самом тексте хадиса, приведенного здесь имамом Бухари, однако она является достоверной, как и в хадисе из следующей главы, так как если имам Бухари желал бы не этого выведением этой главы, то это было бы несоответствием самому хадису, ведь тогда её смысл должен был бы быть «Глава обмана во время войны, дозволяется ли абсолютно или же только намёками, без явного вранья»
Пришло из этого явным образом то что привёл имам ат-Тирмизи из хадиса Асмы бинт Язид от пророка, мир ему и благословение: «Не дозволяется ложь, кроме как в трёх случаях: Когда мужчина говорит своей жене что то, чтобы она была довольна, обман при войне, и обман для примирения между людьми» (примечание переводчика: в достоверности хадиса разногласие среди ученых), ранее уже было упомянуто в «Книге примирения» касательно хадиса Умм Кульсум бинт Укба, с подобным смыслом, передал разногласие в том, дозволена ли ложь полностью или же имеется ввиду дозволенность обмана намёками не произнося слова явной лжи, сказал ан-Навави: «Внешне хадис указывает на дозволенность лгать в этих трёх вещах настоящей ложью, однако лучше избегать лжи, прибегая к неоднозначным выражениям».
Сказал ибн аль Арабий: «Ложь на войне является дозволенным исключением, согласно тексту, и это в качестве помощи мусульманам, по причине их нужды в этом, и нет в этом никакого места разуму, а если бы запрет на ложь исходил из разума, то это не стало бы дозволенным.»
Конец цитаты слов ибн аль Арабий
Далее говорит ибн Хаджар:
Подкрепляет это также то, что привёли Ахмад и ибн Хиббан в хадисе Анаса, об истории Хадджаджа ибн Улята, который привёл ан-Насаи, и удостоверил аль-Хаким, касательно испрашивания разрешения у пророка, мир ему и благословение Аллаха в том, чтобы сказать то, что пожелает для того, чтобы спасти своё имущество от людей Мекки, и разрешил ему посланник Аллаха, мир ему и благословение, а также то как он рассказал Мекканцам, что Хайбарцы разбили мусульман, и другое известное из этого хадиса, и это не противоречит тому, что привёл ан-Насаи через Мусаба ибн Саада, от его отца, в историии АбдиЛляха бни Аби Сарха, и слов одного из ансаров пророку, мир ему и благословение, когда один человек воздержался присягать ему: «Почему ты не подмигнул нам? (чтобы мы убили его)», и сказал, пророк, мир ему и благословение: «Не подобает пророку предательски подмигивать», так как можно объединить смысл этих хадисов в следующее: «Дозволяется хитрить и обманывать только в процессе войны, а что касается момента присяги, то это не является процессом войны.» Также хорошим ответом будет, если ты скажешь: «Полный запрет касается лишь пророка, мир ему и благословение, и он не совершает ничего подобного, даже если это и является дозволенным для других, и это не противоречит тому, что он когда хотел совершить какой то поход, вёл войско в другую сторону, ведь смысл этого в том, что он хотел сделать что то, не показывая этого, как будто бы он хотел делать наступление на восток, и расспрашивал о положении на западе, а также готовился к путешествию, и тот, кто видел и слышал его, думал, что он хочет идти на запад, а что касается того, что он явно говорил, что хочет идти на запад, в то время намереваясь идти на восток, такого не было, а Аллах знает лучше.
Сказал ибн Баталь: «Я спросил некоторых своих шейхов о смысле этого хадиса, и сказал один из них: «Ложь является дозволенной в ходе войны, но лишь то, что является двусмысленными словами, а не явной ложью, как например обещать безопасность.
Также сказал Мухляб: «Момент, засчет которого имам Бухари сделал название этой главы таким, это слова Мухаммада бни Масляма «Он сделал нас уставшими, и требует с нас пожертвования», потому что под этими словами может подразумеваться то, что они следуют за пророком лишь ради этой дунья, и тогда это будет явной ложью, а может также подразумеваться следующее: «Он стал причиной нашей усталости от войны с арабами», и это уже будет являться увиливанием и неоднозначной речью, нет в этом истинной лжи, а именно сообщение о чем то не таким образом, как это обстоит на самом деле. Затем сказал: «И не дозволено лгать истинной ложью ни в чём из религии, абсолютно». Затем сказал: «И не может приказать солгать тот, кто сказал: «Кто солгал на меня намеренно, пусть приготовит себе место в Огне!»
Конец цитаты.