И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.»

Это место Писания показывает на то, что сатана даже может придти в присутствие Божие вместе с праведными ангелами, которые служат Богу. Другие ангелы не узнали того, кем он был. И это согласуется с утверждением Павла во 2-ом Коринфянам 11:14:

«И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света.»

В следующей главе мы начнем анализировать то, как этот конфликт на небесах влияет на нашу повседневную жизнь.

Глава 2

Жизнь это борьба!

Одна вещь становится неприятным сюрпризом для большинства из нас еще в раннем возрасте, это то, что жизнь полна конфликта, борьбы и войны. Многие из нас просто принимают этот факт, не задаваясь никакими вопросами. Несколько лет назад, однако, я начал размышлять над этим и спросил самого себя: В чем причина всех конфликтов в нашем мире? Должны ли мы принимать как нормальное явление то, что не является нормальным? Почему происходят все эти войны? Почему происходят все эти сражения, соперничество и споры? Дает ли Писание нам какое-нибудь ясное объяснение реальной причины всех этих конфликтов? Имело ли это начало и будет ли так всегда?

Эти вопросы крутились у меня в голове много лет. То, что я предлагаю вам в этой книге, является плодом длительных размышлений, молитв и изучения, а также практического опыта.

Когда мы смотрим в Новый Завет, то мы находим, что конфликт, война и понимание нашего положения в качестве «духовного воина» воспринимается нами, как нормальная часть христианской жизни. Этот конфликт не является чем-то неожиданным, с чем могут столкнуться только некоторые христиане. Библия учит, что все христиане должны быть подготовлены к встрече с противостоянием и войной в духовной реальности.

Вначале мы рассмотрим несколько мест Писания, описывающих конфликт и войну, как нормальную часть христианской жизни. Затем мы исследуем Писание для того, чтобы увидеть, с чего все начиналось.

Христианин - солдат.

Наша первая сноска на 2-е Коринфянам 10:3-5:

«Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

Павел говорит здесь о всех христианах. Он говорит, что мы ведем войну – не в плотской реальности, но в духовной. Мы имеем оружия для нашей войны, и мы атакуем и разрушаем твердыни (или крепости). Таким образом, Павел использует четыре военных термина в трех стихах: война, оружие, разрушение укреплений, захват в плен. Это основная и обязательная часть христианской жизни.

Обратите внимание, что Новый Завет ставит христиан не в оборонительную позицию, а в наступательную. Одна из величайших ошибок современного христианского мира состоит в том, что мы смотрим на себя, как на находящихся в обороне. Возьмите, к примеру, хорошо известную книгу Джесси Пенн-Льюис Война против святых. Само название предполагает, что инициатива захвачена врагом. Это заблуждение. Это мы, христиане, должны наступать на нашего врага. Мы не должны ожидать, чтобы посмотреть, что враг будет предпринимать против нас.

В Матфея 16:18 Иисус дает обещание относительно Своей Церкви: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

В военных действиях тех времен, «ворота» города были слабым местом, на которое нападающая сторона направляла свою главную атаку. Следовательно, Иисус обещает нам, что мы (Церковь) выступим против сатанинских укреплений, и прорвемся сквозь их ворота, и что они не способны будут удержать нас снаружи. Это мы являемся теми, кто будет держать врага в состоянии тревоги: «Что эти христиане собираются сделать мне еще!». Частью конечной цели этой книги является восстановление и сохранение инициативы за Божьим народом.

В 1-ом Тимофею 1:18 мы находим слова, которые Павел говорит Тимофею, как служителю Евангелия: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин».

Тимофей был молодым человеком, который в раннем возрасте был призван к служению Евангелия. Пророчества, которые были произнесены над ним, очертили тот вид служения, к которому Бог призвал его. Они предупреждали его о конфликте, противостоянии и даже опасности. Иными словами, Павел говорит следующее: «Я хочу, чтобы ты помнил эти пророчества, которые ты принял, и в свете их хорошо воевал. Ты должен служить от всего сердца, со смелостью и посвящением в духовной войне, которая является прямым результатом твоего посвящения служению Иисусу Христу». Опять мы видим слово война.

Во 2-ом Тимофею 2:3-4 Павел возвращается к той же теме, и, обращаясь к Тимофею, снова применяет слово воин, когда описывает предстоящее ему христианское служение.

«Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику».

Павел говорит, что Тимофей является солдатом, вовлеченным в духовную войну, избранным для этой войны Господом Иисусом Христом. Следовательно, он должен вести себя подобающе для своей позиции солдата. Я был солдатом британской армии пять с половиной лет, и я знаю, что такое жизнь солдата. Она полностью отличается от гражданской жизни. Солдат должен осознавать тот факт, что он не может жить как гражданский! Павел дает этот урок Тимофею, как служителю Евангелия: «Ты не можешь жить, как другие люди. Ты имеешь особое призвание. На тебя возложена особая ответственность. Ты отделен, как солдат отделяется для особого образа жизни». Опять мы видим тот вывод, жизнь христианина включает в себя сражение.

Обратимся к Ефесянам 6:12, и мы найдем другую наглядную картину христианской жизни:

«…потому что наша брань (или битва) не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».

Павел здесь иллюстрирует христианскую жизнь, приводя метафору из олимпийских игр: из борцовского поединка. Он говорит, что мы, как христиане, вовлечены в борцовский поединок. Борьба требует отдачи всего человека. Она, как никакой другой вид спортивного противоборства, требует усилий всего тела. Вот особый род подтекста, который Павел применяет для описания христианской жизни.

Позвольте мне дать вам более литературную интерпретацию этого стиха: «Ибо наш борцовский поединок не против плоти и крови – мы боремся не просто с человеческими личностями – но против начальств (или правителей), против властей, против тех, кто доминирует над миром этой настоящей тьмы, против духов зла в небесных сферах».

Эти утверждения порождают множество вопросов. В дальнейшем, в этой книге мы будем искать ответы на них. Но обратите внимание на прекрасную картину, представшую перед нами: христиане вовлечены в борцовский поединок не с людьми, но с духовными существами, не ограниченными пребыванием на земле, но и простирающимися в небесные сферы.

Христианская жизнь это не просто сладкая музыка на арфе; каждый посвященный христианин обнаружит, что сражение является частью опыта всей его жизни. Так как наше правительство на небесах находится в состоянии войны, то мы также, здесь на земле, автоматически вовлечены в нее.

Позвольте мне проиллюстрировать вам это из моего личного опыта. В 1939 году я был британским подданным, проживающим в Британии. Третьего сентября Британское правительство официально объявило войну нацисткой Германии. В результате того, что мое правительство объявило войну, я автоматически оказался вовлечен в нее. Я не мог принимать моего личного решения, и оказался в состоянии войны с Германией. Если бы я отказался принять это, я стал бы преступником по отношению к моим обязанностям британского подданного. У меня не было выбора. Он был сделан за меня.

Тем не менее, у меня был выбор в отношении того вида войск, в которые я должен был попасть. Я пошел добровольцем в нестроевую медицинскую часть. В результате чего я провел пять с половиной лет в Британском Королевском Армейском Медицинском Корпусе.

Тот же самый принцип применим в духовной реальности. Наше небесное правительство находится в состоянии войны с царством сатаны. Следовательно, от нас требуется занять нашу позицию, как солдата в этой войне. Как и в моем случае, нам может быть дана свобода в том, чтобы избрать поле служения, но мы не можем отказаться от войны.

Эта истина о духовной войне усиливается тем, что Библия говорит о Самом Боге, как о Военачальнике. Этот образ встречается не раз или два, но проходит через все Писание. Например, Исход 15:3 описывает песню Моисея и детей Израиля, которую они пели после того, как прошли сквозь воды Чермного моря. Увидев Божий суд в уничтожении целой египетской армии, израильтяне дали выход своему благодарению и своему чувству триумфа и победы в такой песне: «Господь муж брани (муж войны), Иегова имя Ему».

Слово Иегова или Яхве, выраженное четырьмя заглавными буквами, это священное имя Бога. Современные ученые более склоны использовать слово Яхве.

Следующий, 4-ый стих говорит: «Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море».

Обратите внимание, что Бог, как военачальник, нанес полное поражение врагам Своего народа. И это не просто метафора, но действительно имело свое выражение в конкретных действиях.

Затем, в книге Иисуса Навина 5 мы видим Иерихон, осажденный армией Израиля. Иисус Навин, вне сомнения, хотел разработать свой стратегический план захвата этого хорошо укрепленного, окруженного высокими крепостными стенами города. И перед Иисусом Навином возник человек, который явно был не просто человеком, но скорее Самим Господом. Это описано в последующих трех стихах:

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. (Иисус Навин 5:13-15.)

Итак, Неизвестный, с обнаженным мечем, подошел к Иисусу Навину, и открыл то, кем Он является: «Я вождь воинства Господня». В моем сознании нет сомнений о том, что это был Тот, Кто позднее явил Себя в человеческой истории, как Иисус из Назарета, вечный Сын Божий. Этим Военачальником был не Отец, но Сын.

Это одно из многих мест Писаний Ветхого Завета, в котором Он появляется как человеческое существо. Также как Аврааму, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Господь провозглашает Самого Себя, как Военачальника, и держит обнаженный меч в Своей руке! Это часть полной библейской картины Бога.

Подобное же представление о Господе, как о воине присутствует в Псалме 23:8: «Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани».

Эти слова очень наглядны для меня, потому что во время Второй Мировой войны я служил в 8-ой британской армии в Северо-Африканской пустыне. Наши войска потерпели ряд поражений и, фактически, я принимал участие в самом большом отступлении, о котором когда-либо было записано в истории армии Британии: около семисот миль постоянного отступления! Мы дошли до самых ворот Каира, до места под названием Эль-Аламейн. И тогда правительство, под руководством Уинстона Черчилля, назначило нового командующего, чье имя было Монтгомери. Ясно, что мы нуждались в новом командующем, потому что дисциплина, мораль и боеспособность британских сил находилась в состоянии глубокого упадка.

Как новообращенный христианин, я молился такой молитвой: «Господь, дай нам такого лидера, чтобы послужило к Твоей славе то, что Ты даруешь победу через него!». Затем произошла битва при Эль-Аламейне, которая была выиграна – это была первая настоящая победа союзников в войне, и главный поворотный момент.

Около двух дней после этого сражения я был в пустыне с небольшой радиостанцией в кузове своего грузовика. Я слышал, как комментатор новостей представлял отчет о приготовлениях к битве при Эль-Аламейне, и был свидетелем происходившего в ставке британского командования. Он описал, как генерал Монтгомери, – тогда неизвестная личность, – призвал своих офицеров собраться вместе перед сражением, и открыто перед всеми сказал: «Давайте попросим Господа, сильного в брани, даровать нам победу». И в тот же момент Господь сказал мне: «Это ответ на твою молитву!». Слова Монтгомери были взяты из Псалма 23:8, которые уже были процитированы: «Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани».

Библия постоянно подчеркивает то, что Господь является мужем брани! В согласии с этим мы найдем более ста отрывков Писания, в которых Иегова назван Господом сил или Богом сил. Помните, что слово сила это старый термин, описывающий армию (вооруженные силы). Он Бог вооруженных сил, Господь армий.

Исайя 13:4 использует, например, это выражение при провозглашении пророчества о Божьем суде над городом Вавилоном. Исторически, Вавилон был захвачен военной силой и уничтожен. Однако, до того, как это случилось, Исайе было даровано видение о Божьем суде над Вавилоном, и он нарисовал наглядную картину о великом количестве народов собравшихся против этого города:

«Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф (цава) обозревает боевое войско».

Еврейское слово, использованное здесь – это цава, которое является современным словом, означающим вооруженные силы Израиля. Слово не изменило своего значения. Бог продолжает быть Господом армий и сегодня, и Он может – и по-прежнему собирает Свое войско для битвы.

Как началась война.

Многие годы я размышлял о причине того конфликта, который происходит в нашем мире. В чем корневая причина войн и того, что так неспокойно кругом? Какие оппозиционные силы вовлечены в этот конфликт? Мы увидели, что Бог является военачальником, и мы являемся частью его армии, под Его командованием. Но против чего – и кого – Он воюет?

Позвольте мне найти ответ на первый вопрос. Подоплека – корневая причина – всего: неспокойной обстановки, конфликта и войн может быть суммирована в одном слове: бунт. В этом корневая проблема вселенной: бунт против праведного правления Бога. Наш сегодняшний мир заполнен бунтарями.

Мы можем представить себе это следующим образом: проблемы человечества представляют собой как бы три главные части дерева – ветви, ствол и корни. Я обнаружил, что большинство людей обеспокоены состоянием ветвей. Если вы надеетесь удалить дерево, обрезав несколько ветвей, то, на самом деле, вы ничего не добьетесь. Есть ствол, из которого растут ветви, и есть корни, которые питают ствол.

Давайте возьмем пример женщины, которая превратилась в алкоголичку. Пристрастие к алкоголю это лишь симптом или ветвь. Нам необходимо проникнуть глубже, к стволу и корням – а это ее взаимоотношения с мужем. Возможно, он изменял ей, неразумно тратил деньги, что ей не нравилось, плохо обращался с детьми. Горечь и негодование, вызванные поведением мужа, это ствол и корни. Мы не разрешим ее проблему до тех пор, пока будем разбираться только с ее алкоголизмом. Мы должны заняться ее взаимоотношениями с мужем. Желает ли она простить и принять его? Если нет, то если даже она избавится от алкоголизма, то последует иная зависимость или иная, подобная ей, проблема.

Церковь, в основном, большую часть времени борется с ветвями. Редко кто пытается пойти ниже этого уровня и разобраться со стволом, тем более с корнями. Мы должны докопаться до корневой проблемы, а корневая проблема – это бунт.

Представляя человечеству Иисуса, Иоанн Креститель сделал ясное утверждение: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матфея, 3:10, «корни» выделено курсивом).

Послание Евангелия было радикальным, оно разбиралось с корнями. Бог фактически говорит: «Я больше не буду удовлетворен просто отсечением ветвей или даже отсечением ствола. Я разделываюсь с корнями, а корнями является воля, стремящаяся к независимости от Меня». Независимость обязательно превратится в неповиновение.

Большая часть современных проповедей Евангелия не идет достаточно глубоко. Они не рассматривают грех бунта по отношению к Богу. Мы были бы удивлены, обнаружив, как много хороших членов церкви вокруг нас никогда по-настоящему не подчинялись Богу.

Взгляните на молитву «Отче наш», очень известное место Писания. Обратите внимание на вступительные слова этой молитвы, которые находятся в Матфея 6:9-10:

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.»

Вступительные слова определяют все отношение и атмосферу этой молитвы. Прежде всего, мы молимся как члены одного Тела. Мы не молимся Отец «мой», мы молимся Отец «наш». Есть другие люди, кроме нас, которые вовлечены в такие же взаимоотношения с Богом. Одно из величайших заблуждений, распространенных среди людей, заключается в том, что они думают, что никто другой не страдал так, как они! Я слышу это постоянно: «Никто другой не страдал так, брат Принс. Вы не представляете, через что я прошел!» Так много людей говорили мне именно так!

Библия учит нас, относится к себе, как к членам одного Тела вместе с другими. Слово «наш» очень важно: «Отче наш». Нам напоминается о том, что мы – сыны и дочери Божьи. Мы имеем право, приходить к Нему, как к Отцу, но мы не должны забывать, что мы имеем братьев и сестер в нашей небесной семье.

Затем мы должны научиться почтению и уважению: «Да святится имя Твое». Немногие церкви сегодня имеют настоящее почтение к Богу. Мы можем претендовать на внешнее соответствие такому отношению, но оно очень отличается от почитания, уважения и благоговения перед Богом Всемогущим: «Да святится имя Твое».

Следующая фраза такая: «Да придет царствие Твое». У Бога есть Царство и Его конечной целью является приход Его Царства на землю. Когда я говорю: «Да придет Царствие Твое», то я разворачиваюсь в направлении Божьих целей. Это не просто красивая религиозная фраза. Я говорю: «Бог, пусть придет Твое Царство – и вот я, готов исполнить мою часть в том, чтобы Царство Твое пришло». Вот почему я говорю это. Я отождествляю себя с целью Божьей.

Затем я говорю: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Как выполняется воля Божья на небе? Насколько я понимаю, она исполняется в совершенстве. Нет препятствий, нет сбоев и нет отсрочек. Божья воля исполняется на небе совершенным образом. Иисус учил нас молиться о том, чтобы то же самое происходило и на земле. И если Иисус учил нас молиться так, то я верю, что это возможно. Я не верю, что Иисус учил бы нас молиться о чем-то абсолютно невозможном. Но когда я молюсь: «Да будет воля Твоя на земле», как вы думаете, откуда это должно начаться? С меня! Я должен подчинить самого себя безоговорочно воле Божьей.

Я вспоминаю Чарльза Финнея. Он был одним из величайших проповедников, из когда-либо известных Церкви, и человеком с выдающимся служением, приводя грешников к обличению и обращению к вере. Одним из замечательных фактов в служении Финнея, как евангелиста, является тот факт, что две трети его новообращенных оставались христианами. Скажем, подсчитано, что только около одной трети новообращенных Д. Л. Муди оставались христианами. Было что-то в служении Финнея, что производило твердую убежденность, и я верю, что это связано с его собственным обращением.

Финней был уважаемым адвокатом, когда кто-то рассказал ему о Евангелии и его нужде в спасении. Он поразмыслил об этом и подумал так: «Если есть такая вещь, как спасение, то видимо, я должен быть спасен. Наверняка, это хорошая вещь – спасение».

Однако, из-за того, что он был уважаемым адвокатом, то он подумал, что это несколько унизительно – публичное покаяние и спасение, поэтому он решил пойти для этого в лес.

Он удалился в лес для молитвы. Там он спросил самого себя: «Как же я собираюсь молиться? Молитва «Отче наш» это хорошая молитва. Не ошибусь, если помолюсь ею».

Итак, он начал молиться: «Отче наш, Сущий на небесах. Да святиться имя Твое. Да придет Царствие Твое …» В тот момент, когда он был готов произнести следующую фразу, «Да будет воля Твоя на земле», его озарило, что это касается и его. Он не мог сказать «Да будет воля Твоя на земле» до тех пор, пока он не был готов безоговорочно подчиниться Божьей воле в своей собственной жизни. Иначе, он был бы лицемером.

В этот момент прикоснулся Дух Святой и через эту фразу – «Да будет воля Твоя» – показал Финнею, каким бунтарем он был: обходительным, респектабельным, законопослушным, религиозным бунтарем. Бог произвел мощное действие в его жизни, доведя его до состояния полного подчинения Божьей воле.

Вскоре Бог крестил его Духом Святым. Нет сомнений относительно того, что произошло с Финнеем. Он сказал: «Я принял мощное крещение Святым Духом», затем он продолжил, «я буквально ревел невыразимыми излияниями своей души». Он обрисовал в словах то, что сегодня мы называем незнакомыми языками. Здесь и заключен истинный секрет: прежде всего, глубокое обличение, и, во-вторых, мощное помазание Святого Духа.

Возвратимся к нашему тексту, «Да будет воля Твоя», мы видим, что это означает, «Господь, я больше не собираюсь быть бунтарем». И, тем не менее, множество людей, регулярно произнося молитву «Отче наш», не осознаёт, что они должны посвятить себя этому. Я обнаружил, что люди не обретут глубокий, устойчивый, постоянный внутренний мир до тех пор, пока полностью не подчинятся Богу Всемогущему. Это слова из Исайи 57:19-21: «Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его» (стих 19).

Бог предлагает мир и исцеление всем людям. Выражение дальнему обычно означало язычнику, ближнему - относилось к Израилю. Бог предлагает мир и исцеление всем людям, но некоторые никогда не обретут мир, потому что они никогда не сложат свое оружие бунта. Поэтому Бог продолжает дальше, говоря: «А нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Стихи 20-21).

Пока мы будем оставаться в состоянии бунта, мы не сможем иметь мира. Мы подобны волнам морским, постоянно поднимаемым и опрокидываемым, выбрасывающим ил и грязь на своих гребнях. Посмотрите на море! Оно не может успокоиться! Посмотрите на эти стихи: «А нечестивые (те, кто бунтует) - как море взволнованное, которое не может успокоиться… Нет мира нечестивым». Самым убедительным подтверждением того, что вы живете праведной жизнью, является ваш глубокий, устойчивый, непреходящий внутренний мир. Лишь немногие сегодня наслаждаются покоем.

Я проводил служения в Новой Зеландии с несколькими друзьями-баптистами, которые рассказывали о своем классе воскресной школы для студенческого возраста. Они описали случай, как молодая женщина, которая обучала медсестер, пришла в класс. Она не заявляла о своем желании стать христианкой, а просто хотела изучить Библию. Однажды эта молодая женщина бросила вызов учителю, высказав сомнение относительно того, что радость и мир являются плодом Духа Святого. Она сказала: «Я бы поверила этому, если бы не давала постоянно успокоительные лекарства и транквилизаторы членам вашей церкви, когда я посещаю их в их домах! Если у вас есть радость и мир, то зачем эти все успокоительные? Зачем принимать транквилизаторы? Одно с другим не вяжется!»

Это истина! Вот почему я говорю, что лишь немногие люди в нашем современном обществе имеют настоящий, глубокий, прочный внутренний мир. Почему? Потому что мы являемся миром бунтарей! Часто мы религиозные бунтари, но все-таки точно те же самые бунтари. Я верю, что грядёт конфронтация, откровенный разговор Бога с приверженцами культуры Запада. Я вижу это в моем духе, и слава Богу за это. На самом деле вопрос будет стоять так: полное подчинение! Если Бог Всемогущий хочет войти в мою жизнь, то, логически есть только одно условие, которым я могу ответить: Его полная власть, абсолютное Господство. Что-либо менее этого – будет просто подделкой.

Мы стоим перед лицом этого факта: бунт внутри нас, бунт в мире вокруг нас, бунт против правительства, бунт против Бога, бунт в детях против родителей, бунт в учащихся против учителей и так далее. Мы видим, как везде бунт даёт ростки и увеличивается. Откуда бунт взял свое начало? Кто был первым бунтарем?

Глава 3

Мир до Адама

Исследователи выдвинули многочисленные гипотезы относительно возможного существования до-Адамовой расы. И все-таки, Писание не предлагает нам достоверного подтверждения, чтобы говорить об этом с определенностью. Ответы и впечатления, которые я предлагаю вам, являются результатом изучения, размышлений, молитв и практического опыта. Конечно же, я не претендую на то, что имею ответ на все возможные вопросы, но важно не позволить вещам, которые мы не совсем понимаем, затмить для нас те сферы истины, для которых Бог предусмотрел ясное понимание.

Как я упомянул в предисловии этой книги, есть определенные темы, которые выходят на поверхность при изучении Писания, и поднимают многие вопросы. После десятилетий размышлений над некоторыми первыми стихами книги Бытия, я должен был придти к выводу, что Божий суд над бунтом должен был произойти до любого из шести дней творения, которые описаны в Бытие. В Бытие 1:2 мы говорим о том, что земля была «безвидна и пуста» (на еврейском, тоху ва боху). Мое исследование других мест Писания, где используется эта фраза, привела меня к предположению, что она всегда описывает последствия каких-либо действий суда со стороны Бога. Это может означать то, что первый Божий суд имел место между событиями, описанными в Бытии 1:1 и в Бытии 1:2. Возможно, это мог быть суд над первоначальным восстанием Люцифера (сатаны). Детальное исследование этого находится вне рамок этой книги. Однако, я полагаю, что эти размышления могут дать нам понимание истоков и сущности духовной войны.

Вопреки пониманию многих людей, бунт начался не на земле, он начался на небе. Он был начат не человеком, но архангелом, который стал известен как сатана, несмотря на то, что его первоначальное имя было Люцифер. Он уже отторг часть ангелов под свое начало еще до того, как обратил внимание на человеческую расу.

Бытие 3:1-13 описывает, как Люцифер, появившись в образе змея, приблизился к Адаму и Еве, прародителям всего человечества, и соблазнил их на бунт. В ответ на это Бог произнес пророческий суд на Люцифера и на женщину:

«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (стихи 14-15)

Это первый пример пророчества в Писании, касающегося событий в будущем. Оно было сфокусировано на двух личностях: на потомке змея и на потомке женщины. Оно предсказало то, что будет продолжающийся конфликт между ними, в результате которого пята потомка женщины будет ранена, а голова змея будет сокрушена. В то время как ранение пяты не будет означать окончательного поражения, то сокрушение головы будет именно этим. Змей с раздавленной головой не опасен.

Адам и Ева попались в сатанинскую ловушку. Всё выглядело так, что Богом предусмотренная цель была провалена. Подобные ситуации возникали в более поздних пророческих откровениях. Но для Бога характерно то, что Он в подобных случаях имеет «секретный план». На самом деле, Бог всегда предвидит кризисную ситуацию и у Него всегда готов Свой ответ – зачастую задолго до этого. В данном случае, потомок Евы открылся в истории как Иешуа Бен Давид – Иисус, Сын Давидов. Пророчество, касающееся ранения пяты потомка женщины исполнилось в страданиях, которые перенес Иисус для нашего искупления. Этот окончательный подвиг сделал спасение доступным для каждого потомка Адама, исполнившего необходимые требования.

Обычная ошибка, совершаемая людьми, состоит в том, что они воспринимают Библию, как сжатую историю вселенной, но это не так. Это история конкретного человека по имени Адам и его потомков. Другие аспекты истории рассматриваются лишь в такой мере, в какой они смогут помочь нам понять отношения Бога с Адамом.

Неспособность понять эту особую цель, для которой была написана Библия, является источником многих – хотя и не всех – разногласий, возникающих между Писанием и мирской наукой. Наука сфокусирована на общем плане. Она рассматривает всю историю вселенной. С другой стороны, фокус Писания лимитирован и направлен на особые факты. Писание говорит об Адаме и его потомках. Оно ничего не говорит о любых других расах, которые могли существовать, как до Адама, так и одновременно. Оно не опровергает их существование, но лишь вскользь упоминает или совсем ничего не говорит о них.

Почему же этот один человек, Адам, настолько важен? Потому что Бог, в Своем вечном Совете, определил, что через потомков Адама Он пошлет на землю Своего единственного единородного Сына – Господа Иисуса Христа. Это делает судьбу адамовой расы отличной от всех других, которые могли существовать.

Помните, что Адам это имя собственное. Где бы вы ни читали в Ветхом Завете словосочетание «сыны человеческие», в действительности там написано «сыны Адама». Центральная тема Библии – это один человек Адам и его потомки. Я верю, что метод сотворения Адама и его взаимоотношения с Богом, которые развились в последствии, были уникальны.

Тем не менее, нет ничего в Писании, насколько мне известно, что подразумевало бы, что Адам был первым или единственным типом творения, похожим на человека, который когда-нибудь жил на земле. Я полагаю, что вполне возможно и то, что была еще одна или более других рас до Адама, но Библия не рассматривает их. Библия, прежде всего, является откровением, данным нам, как членам адамовой расы, рассказывая нам о том, что нам необходимо знать для нашей духовной пользы.

Это откровение содержит и другие важные факты, но они, на самом деле, лишь рамка вокруг картины. Сама картина представляет собой Адама и его потомков, и Божьи отношения с ними. Другие вещи, которые открыты, являются больше не частью картины, но её обрамления. Для того, чтобы картина хорошо смотрелась, мы должны поместить ее в рамку. Но запомните: Библия говорит прежде всего об Адаме и его потомках.

Одно из главных званий, данных Иисусу в Новом Завете, было „Сын Человеческий”. Это словосочетание является прямым переводом еврейского словосочетания Бен Адам – то есть, «Сын Человека». В действительности, Иисус Сам использовал этот титул более 18 раз в Евангелиях. Он намеренно провозгласил Самого Себя Сыном Адама.

Позднее, в 1-ом послании Коринфянам 15:45 апостол Павел называет Иисуса «последним Адамом». В биологическом понимании, Иисус не был последним представителем адамовой расы. Многие тысячи потомков Адама были рождены после Его времени. Но Он был «последний» в том смысле, что Он полностью и окончательно «свел на нет» то зло, которое пришло на Его расу.

В противовес бунту Адама и Евы, Бог привел в действие Свой «секретный план», разработанный в вечности. Исторически этот план был раскрыт в жизни, смерти и воскресении Иисуса. Иисус, Сын Адама, был Божьим «секретным оружием».

Насколько я знаю, невозможно определить точное хронологическое время тех шести дней, которые завершились сотворением Адама. В 17 столетии один архиепископ англиканской церкви опубликовал работу, названную Хроника Ветхого и Нового Заветов. Работая с версией перевода Библии короля Якова, он высчитал, что датой сотворения, описанного в Бытии, является 4004 год до рождества Христова. В моей первой Библии, подаренной мне моей бабушкой, это дата даже напечатана на полях.

Тем не менее, многие христиане не воспринимают эту датировку серьезно. Библия оставляет открытой возможность того, что сотворению, описанному в Бытии 1:2 и последующим событиям, мог предшествовать неопределенный отрезок истории. Это могли быть тысячи лет, или могли быть миллионы лет. На мой взгляд, этот период времени не исчисляется годами.

Ученые и исследователи выдвинули различные толкования первых стихов Библии. Мирская наука также внесла свой вклад, который не может быть проигнорирован. Со своей стороны я не знаю ничего, что может опровергнуть возможность последовательных периодов Божественной деятельности, предшествующих сотворению Адама. Я хотел бы определить это как «до-Адамов период». Существуют свидетельства, что до того как мы (Адам и его потомки) появились на сцене, что-то происходило на земле и на небе в течение очень продолжительного отрезка времени. Если бы мы смогли увидеть этот период так, как Бог видит его, мы смогли бы классифицировать, разграничить и обозначить разные периоды или времена.

Я хотел бы остановиться только на одном аспекте духовного свидетельства: сотворение небес, а затем земли.

В первом стихе Писания, мы встречаем одно из тех потрясающих утверждений, которые никогда не утратят своего влияния. Если бы был только один стих в Библии, и это было Бытие 1:1, я лично признал бы ее богодухновенность. Для меня это выглядит авторитетно. Даже как неверующий и скептик, я никогда бы не мог уйти от того факта, что в этом есть авторитет и я должен признать его. И, конечно же, я так и сделал!

Вот это утверждение, перед которым мы стоим лицом к лицу: В начале сотворил Бог небеса и землю. Давайте вкратце рассмотрим порядок этих событий.

Когда ангелы пели

Различные места Писания указывают на то, что сначала Бог сотворил небеса и тех населявших их существ. Затем Он сотворил землю. Небеса и их обитатели уже находились на своих местах, когда происходило творение земли.

В разных отрывках книги Иова, мы находим Иова спорящим с Господом. Он жалуется на то, что Бог управляет вселенной не так, как это удовлетворяло бы Иова. Вещи вышли из-под контроля, и Бог обращается с Иовом не так, как, по мнению Иова, Он должен с ним обращаться. Иов хотел иметь личный разговор с Господом.

Затем, посреди всего происходящего, Бог внезапно появляется на сцене – лично – преподав Иову урок всей его жизни. Господь начинает серией вопросов, на которые у Иова нет ответов:

Наши рекомендации