Сказал Имам Мансур ибн Мухаммад АбдульДжаббар Ассам’аний

Ашшафи’ий в «Аль Къауаты’»:

«А что касается вопросов основ(усуль), то склонились все мутакаллимы и группа из факихов к тому, что это не дозволено простолюдину делать таклид в них, и необходимо, чтобы он познал это с далилем. (См. «Аль масъаляту фи шарх Аллюм’, 2й том, 1007 стр, «Аль ‘Идда» Абу Я’ля, том 4, стр. 1217, «Аль Му’тамад», второй том, 941 стр., «Аттамхид» Абу ль Хаттаба, том 4, стр. 396, «Аль Ихкам» Амидий, том 4, стр. 193, «Шарх Танкъих Аль Фусуль, стр. 430», «Тайсиру Ттахрир», том 4, стр. 243)

И они сказали: Убеждения основ познаются разумом, а люди все имеютразум. И также потому, что знание касательно их – ваджиб, и знание неприобретается мукаллидом посредством таклида за кем то другим.

И потому что доказательства основ ясные, а не скрытые, и поэтомуобязывание простолюдина познанием этих основ с доказательством не приведёт к большому затруднению, чтобы с них это спадало.

Знай же, что большая часть факихов противоречит этому, и сказали они: «Не дозволено обязывать простолюдинов познавать убеждения с доказательствами, потому что в этом великое затруднение, и великая беда, и эти вопросы основ по своей неясности и сложности ещё больше, чем вопросы фикха в ответвлениях, и потому это скрылось от многих разумных людей, несмотря на то, что они очень сильно стремились к этому, и очень серьезно относились к этому, так что доказательства основ такие же, как и доказательства ответвлений.

И также потому, что мы выносим хукм о том, что простолюдины – верующие, хотя категорично знаем, что они не знают ни доказательств, ни того, каким образом их достичь, а положение их это только лишь таклид и чистое следование...

Затем сказал: И потому что мы не порицаем то, чтобы размышлял муслимнад доказательствами, постигаемыми разумом, из того, что укрепит его ипридаст ему убеждённость, и укрепит его на том, во что он верит, и дастему спокойствие, однако мы только порицаем тех, кто делает обязательным достижение убеждений именно таким путём, какой они считают правильным, и удручают все творения следованием по своему пути, и бездоказательно утверждают, что тот, кто не делает этого, тот не познал Аллаха Всевышнего, затем это приводит их к такфиру всех простолюдинов.

И это мерзкая, больная, трудноизлечимая ошибка. И если основная часть мусульман это простолюдины, и посредством их укрепляется религия, и на них держится дух Ислама, и скорее всего нет ни в одном городе, в котором есть сто или двести тысяч человек, никого, кто выполняет эти их условия кроме как очень мало, редко из людей, и наверное их не наберется даже десять человек, так как же может муслим допускать в своем сердце такфир всем этим людям, и как может думать, что у этих людей нет акыды в основах религии вообще, и что они подобие скотины и подчиненных тварей?

И передается от Самамата ибн аль Ашрас, который был из имамов

му’тазилитов, передается, что он увидел людей, собирающихся в день джума в мечеть, боясь опоздать на намаз, и сказал: «Посмотрите на этих быков, посмотрите на этих ослов»

И сказал Умар ибн Надр: Я прошёл мимо Амра бин Убейда(Тоже

му’тазилит), и сел возле него, и он мне объяснял кое что, и я сказал ему:

«Наши товарищи говорят не так». Он сказал мне: «А кто твои товарищи?» Я сказал: «Аюб(Аюб Ассахтияний!), Ибн Аун(имам, Алим Басры, АбдуЛлах ибн Аун аль Музаний), Юнус ибн Убейд(Ибн Динар, Имам, Къудва, Худжа, из малых табиинов), Аттеймий(сказал о нём Захабий: «Аль Имам, Шейхуль Ислам»), и тогда он сказал: «Это нечистоты, мрази, мертвые, не живые».

Знай же, что эти четверо, которых он упомянул великие ученые тоговремени, факихи, муджтахиды, аскетичные в поклонении, и они были натаком же , на чем были сподвижники до них, и старшие табиины. И при этом он их считал такими, и вот таким и будет его убеждение, иубеждение таких как он относительно этих прекрасных людей, и я упомянул хорошую сторону из этого в книге «Помощь сторонникам хадиса», и упомянул разницу между путями Каляма, и путями фикъа, яснейшим образом, и самыми понятными смыслами.

И подобно тому, как я упомянул, следует говорить мусульманину, и опираться на это, а не обольщаться красивыми словами, и следовать путём праведных предшественников, праведными имамами, манхаджем табиинов, последовавших за ними во благе, чтобы достичь великого счастья, и добраться до их пути.

(Аль Къаваты’, стр. 112-119)

2й Вопрос:

Такфир Мурджиитов:

Говорит Такыю Ддин ибн Теймия:

«И отрицал Хаммад ибн Аби Сулейман, и те кто за ним последовал разницу в имане, и вхождение дел в него, и исключение из него, и это муржииты фукаха. Что же касается Ибрахима ан-Нахаи, имама Куфы, который был шейхом Хаммада ибн аби Сулеймана и подобных ему,и до него ученики ибн Мас'уда, как 'Алькама, аль-Асуад, они очень сильно противоречили мурджиитам, и они делали исключение в имане. Однако Хаммад ибн аби Сулейман вступил в противоречие с салаф, и последовал за ним, тот кто последовал, и вошли в это группы из жителей Куфы и те, кто после них, затем салаф и имамы очень сильно порицали их, и делали им табди (называли бидъатчиками), очень жестко говорили о них, и я не знаю ни одного из них кто бы сделал им такфир, однако объединились на том, что им не делают такфир за это, и ясным образом сказал Ахмад и другие из имамов, об отсутствии такфира этих мурджиа.

Конец цитаты.

(Маджуа фатава, 7 том,стр. 507)

Известно, что мурджииты не знают, что такое "Иман в Аллаха", а ведь Иман – половина "Ля иляха илля Ллах", и невежество о нём – невежество о "Ля иляха илля Ллах", в то же время саляфы единогласны в отсутствии их такфира, как и единогласны в том, что они заблудшие.

3й Вопрос:

Точно также аль Хаваридж ошиблись в том, что такое Таухид и в том, что такое Иман и Куфр, а также разногласили между собой о том, что такое Куфр и Ширк, и делали друг другу за это такфир, а их невежество об этих вопросах– неизбежно известно каждому мусульманину из Ахлю Сунна, однако ученые разногласят в их такфире, хотя они называли Иман ширком, мусульман – мушриками и не знали, что такое Иман, а что такое Куфр.

И таких вопросов очень много, этим выявляется ложность подхода нововведенцев в этом вопросе.

Существует правило у ученых Ислама, которое гласит:

"إن بطلان اللازم يدل على بطلان الملزوم"

"Поистине, ложность вытекающего указывает на ложность того, из чего вытекает."

На этом мы заканчиваем эту работу, а Аллах Всевышний знает обо всём лучше, просим Аллаха Всевышнего, чтобы он даровал мусульманам помощь и близкую победу.

Амин.

Послесловие:

Важное правило касательно отнесения к автору тех или иных высказываний:

Здесь следует упомянуть правило, которое Шейхуль Ислам ибн Теймия упомянул при большой дискуссии относительно "Акыды аль Васитыя" в присутствии больших ученых и правителя мусульман того времени, а это, как он сам передал:

"Слова приписываются в действительности именно тому, кто сказал их изначально, а не тому, кто сказал их, передавая и сообщая о них" и многие из присутствующих в маджлисе ученых возвеличили эти слова и согласились с ними."

(См. Маджмуа ль Фатауа, 3 том, 176 стр.)

Поэтому считается, что является неправильным приписывать группе или кому то из требующих знание группы - мнения, которые кто то считает редкими или неправильными, а другой считает куфром и заблуждением, говоря "Такой-то сказал так-то", в то время как он лишь передал мнения ученых с текстом от них.

Однако сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия, что признаком нововведенцев является то, что они скрывают тексты от ученых, которые им не подходят и ненавидят тех, кто приводит эти слова и говорит о них.

Однако мы не привели ни одного раздела, кроме как передавали в нём из ученых, так пусть же будет сказано:

"Ибн Теймия сказал, Аба бутейн сказал, или будет сказано: "Такой-то передал слова Ибн Къудамы, который сказал так то, и аргументировал ими на то-то" и подобное этому.

Сказал Шейхуль Ислам в "Минхаджу Ссуннати Ннабавийя":

وَمَنْ قَالَ عَنْ مُجْتَهِدٍ: إِنَّهُ تَعَمَّدَ الظُّلْمَ وَتَعَمَّدَ (5) مَعْصِيَةَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَمُخَالَفَةَ الْكِتَابِ وَالسُّنَّةِ، وَلَمْ يَكُنْ كَذَلِكَ فَقَدْ بَهَتَهُ،وَإِذَا كَانَ فِيهِ ذَلِكَ فَقَدِ اغْتَابَهُ

"Кто сказал про человека, приложившего усилия для поиска истины, что он специально сделал зульм и специально ослушался Аллаха и Его посланника и специально противоречит Книге и Сунне, в то время, как это не является таким образом – тот наклеветал на него, а если это является таким образом, то он сделал за него гыйба(злословие)"

Конец цитаты.

Cказал также Шейхуль Ислам:

لَوِ اجْتَهَدَ فِيهِ الرَّجُلُ وَأَخْطَأَ، لَكَانَ خَيْرًا مِمَّنِ اجْتَهَدَ فِي بُغْضِهِمْ وَأَخْطَأَ (2) ; فَإِنَّ بَابَ الْإِحْسَانِ إِلَى النَّاسِ وَالْعَفْوِ عَنْهُمْ مُقَدَّمٌ عَلَى بَابِ الْإِسَاءَةِ وَالِانْتِقَامِ، كَمَا فِي الْحَدِيثِ: " «ادْرَءُوا الْحُدُودَ بِالشُّبَهَاتِ» " (3) . فَإِنَّ الْإِمَامَ أَنْ يُخْطِئَ فِي الْعَفْوِ خَيْرٌ مِنْ أَنْ يُخْطِئَ فِي الْعُقُوبَةِ.

"Если бы человек приложил старания в том, чтобы хвалить (некоторых сподвижников) и ошибся, это было бы лучше, чем если бы он приложил старания в ненависти к ним и ошибся. Ведь поистине, проявление добра к людям и прощение их первостепеннее, чем проявление злости и мести к ним, как пришло в хадисе: "Отталкивайте худуд (наказания шариата) по причине сомнений" (то есть, если есть сомнение, оставляйте наказание и не применяйте его). И поистине, если имам ошибётся в прощении, то это лучше, чем если он ошибётся, наказав кого-то.

Конец цитаты.

("Минхаджу Ссунна"4 том, 372 стр.)

И следует также упомянуть, что подавляющее большинство противников нашего призыва и разъяснений в вопросах имён и ахкамов, ополчились против нас всеми видами лжи, клеветы, оскорблений и несправедливого такфира лишь из-за того, что мы утвердили на некоторые из их слов – что это новшество и заблуждение, а если бы мы просто сделали свой бахс и сделали и наше, и их мнения приемлимыми, то закрылся бы вопрос и мало кто стал бы возражать из тех, на кого станут обращать внимание.

Поэтому, когда поднялся вопрос "Азира" таким образом, как поднялся, и предопределил Аллах Всевышний из этого то, что является известным, эти люди ничего не стали говорить про шейха Аль Гъамидий (хотя он прямым образом сказал про "Азиров": "Им не делается такфир и не говорится: "Они не проявили куфр в тагута") а также не стали ничего говорить про Шейха Али аль Худейра, который сказал (есть его аудиозапись с этими словами):

"Кто утвердил имя муслим на мушрика, у них есть разные виды:

Наши рекомендации