Тальбия и повышение голоса при ее произнесении.
13 Затем паломник, стоя*, обращается лицом к кибле, после чего произносит тальбию для совершения умры либо хаджа и умры, о чем речь шла ранее, и говорит:
«Аллахумма хазихи хиджжа, ля рийа уа ля сум’а»
«О Аллах, этот хадж, нет (в нем) показухи и стремления к славе!». [Передал ад-Дийа (аль-Макдиси) через достоверный иснад].
*[Этот хадис аль-Бухари приводит в форме «муалляк» (хадис, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких друг за другом передатчиков – прим. переводчика), а аль-Байхаки – в форме «мавсуль» (хадис с непрерывной цепочкой передатчиков, который относится к категории сообщения, восходящего до пророка (марфу) или до сподвижника (маукуф) – прим. переводчика). Иснад этого хадиса является достоверным].
14Затем он произносит тальбию пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха:
1) “Ляббейк Аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мульк, ляя шариика ляка”
«Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вотя перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежит милость и владычество! Нет у Тебя сотоварища!»
Он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не прибавлял чего-либо к этой тальбии.
2) К числу тальбий пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, относилась также такая: “Ляббейк, иляха-ль-хакк”.
«Вот я перед Тобой, Бог истины!»
15Придерживаться тальбии пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, лучше, несмотря на то, что дополнения к ней разрешены, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, ничего не сказал тем людям, которые добавляли к его тальбии следующие слова: “Ляббейка Заль-Мааридж,Ляббейка Заль-Фавадиль”(«Вот я перед Тобой, Владыка ступеней! Вот я перед тобой, Владыка милостей!»).
А Ибн ‘Умар прибавлял к этой тальбии следующие слова: “Ляббейка уа са’дайка, ва-ль-хайр би-йадейка, ва-р-рагба иляйка ва-ль’амаль”(«Вот я перед Тобой и благодаря Твоей помощи покорен Тебе, благо в Твоих Руках, и (я обращаю свои) устремления к Тебе и дела!»). [Этот хадис является согласованным. См. также «Сахих Аби Дауд» 1812].
16Паломнику велено повышать голос при произнесении тальбии, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне явился Джибриль и велел мне приказать своим сподвижникам и тем, кто со мной, повышать свои голоса при произнесении тальбии». [Этот хадис привели авторы сборников «ас-Сунан» и другие (мухаддисы). См. «Сахих Аби Дауд» 1814].
Также посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Лучший хадж – это громкое произнесение (слов) тальбии и пускание крови жертвенного животного». [Этот хадис является хорошим (хасан). «Сахих аль-Джами» 1101].
Поэтому, войдя в состояние ихрама, сподвижники пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не успевали достичь (местечка) ар-Рауха, как их голоса уже были охрипшими. [Об этом передал Саид бин Мансур, как указано в «аль-Мухалла» (7/94), через хороший иснад, а также Ибн Аби Шейба через достоверный иснад от аль-Муталлиба бин ‘Абдуллаха, о чем сказано в «аль-Фатх» (3/324). Данное предание относится к категории «мурсаль» (хадис, в иснаде которого есть пропуск после имени последователя (ат-таби') – прим. переводчика)].
Кроме того, пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Я будто вижу, как Муса, мир ему, спускается со склона, громко взывая ко Всевышнему Аллаху (со словами) тальбии». [Этот хадис привел Муслим. См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» № 2023].
17В том, что касается тальбии, женщины подобны мужчинам, поскольку два предыдущих хадиса носят всобщий характер. Поэтому им также следует повышать свой голос, если только нет опасений, что это может вызвать искушение (фитна). Так, Айша, да будет доволен ею Аллах, повышала свой голос до такой степени, что ее слышали мужчины. Абу ‘Атыйа сказал: «Я слышал, как Айша говорила: “Поистине, я знаю, какой была тальбия посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха”, – после чего я слышал, как она произносила тальбию: “Ляббейк Аллаахумма ляббейка!...”(и далее до конца)». [Это хадис привели аль-Бухари, ат-Тайалиси (1513) и Ахмад 6/32, 100, 180, 243].
Аль-Касим бин Мухаммад передал: «Однажды ночью Муавиййа вышел один и, услышав произносящий тальбию голос, спросил: “Кто это?” Ему ответили: “Айша, мать правоверных, совершающая умру из ат-Тан’има”. Когда об этом упомянули Айше, она сказала: “Если бы он спросил меня, то я сообщила бы ему”». [Это предание привел Ибн Аби Шейба, о чем сказано в «аль-Мухалла» (7/94-95). Его иснад является достоверным. Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» пишет: «Женщина повышает свой голос до такой степени, чтобы ее слышали ее спутницы. При различных обстоятельствах желательно также еще больше повысить голос…»].
18Следует непрерывно повторять тальбию, поскольку, во-первых, она относится к «обрядам хаджа»*, а, во-вторых, пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Едва только произносящий тальбию произносит ее слова, как тут же произносит тальбию то, что (находится) справа и слева от него – деревья, камни и глина – пока не закончится земля здесь и там, справа и слева от него».Этот хадис привели Ибн Хузайма и аль-Байхаки через достоверный иснад, как указано в «Тахридж ат-Таргиб уа ат-Тархиб» 2/118].
Особенно это следует делать всякий раз, когда паломник поднимается на какую-нибудь возвышенность или спускается в вади, исходя из хадиса, который был приведен чуть ранее: «Я будто вижу, как Муса, мир ему, спускается со склона, громко взывая ко Всевышнему Аллаху (со словами) тальбии». В другом же хадисе передается: «Я будто вижу, как он спустился в вади, произнося тальбию». [Этот хадис передал аль-Бухари. Ибн Хаджар сказал: «В этом хадисе содержится свидетельство того, что произнесение тальбии внутри вади относится к Сунне посланников. Он также свидетельствует о том, что произнесение тальбии установлено как при спуске, так и при подъеме»].
*[Эти слова являются частью достоверного хадиса, приведенного в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 830): «Ко мне явился Джибриль и сказал: “О, Мухаммад! Прикажи своим сподвижникам повышать свои голоса при произнесении тальбии, поскольку она относится к обрядам хаджа”»].
19 Вместе с тальбией можно произносить и тахлиль (т.е. слова: «Ля иляха илля-Ллах», – прим. переводчика), поскольку Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я вышел вместе с посланником Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и он не переставал произносить тальбию, пока не бросил камешки в большой столб (джамрат аль-акаба), за исключением того, что вместе с тальбией он произносил такбир (т.е. слова: «Аллаху акбар» – прим. переводчика) либо тахлиль”. [Этот хадис привел Ахмад (1/417) через хороший иснад. Этот хадис назвали достоверным аль-Хаким и аз-Захаби, о чем сказано в «аль-Хадж аль-Кябир»].
20Когда паломник достигнет заповедной территории Мекки и увидит дома Мекки, ему следует прекратить произносить тальбию*, чтобы посвятить себя занятию другими обрядами, о которых речь пойдет далее.
*[Об этом передали аль-Бухари и аль-Байхаки. См. также «аль-Маджму» 3/225 и 239].