Даже грешник может быть любящим Аллаха и Его Посланника
عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ، أَنَّ رَجُلاً، عَلَى عَهْدِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم كَانَ اسْمُهُ عَبْدَ اللَّهِ، وَكَانَ يُلَقَّبُ حِمَارًا، وَكَانَ يُضْحِكُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم، وَكَانَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم قَدْ جَلَدَهُ فِي الشَّرَابِ، فَأُتِيَ بِهِ يَوْمًا فَأَمَرَ بِهِ فَجُلِدَ، فَقَالَ رَجُلٌ مِنَ الْقَوْمِ اللَّهُمَّ الْعَنْهُ مَا أَكْثَرَ مَا يُؤْتَى بِهِ. فَقَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم
" لاَ تَلْعَنُوهُ، فَوَاللَّهِ مَا عَلِمْتُ أَنَّهُ يُحِبُّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ ". رواه البخاري
Рассказывал Умар б. аль-Хаттаб: «Во времена Пророка ﷺ жил человек по имени Абдулла, а по прозвищу – Химар (Осел), который [прежде] смеялся над Посланником Аллаха ﷺ. Пророк ﷺ [как-то раз] высек его плетью за винопитие. Позднее он был доставлен к Пророку ﷺ по тому же обвинению и был высечен вторично. Об этом один из присутствующих сказал: «О Аллах, прокляни его! Как часто его приводят [к Пророку ﷺ] за это деяние!»). Пророк ﷺ сказал: «Не проклинайте его, ибо, клянусь Аллахом, я знаю, что он любит Аллаха и Его Посланника»[51].
Сахих аль-Бухари, 6780.
Любишь – не спрашивай
عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ أَنَّهُ قَالَ:
" إِذَا أَحْبَبْتَ أَخًا فَلاَ تُمَارِهِ، وَلاَ تُشَارِّهِ، وَلاَ تَسْأَلْ عَنْهُ، فَعَسَى أَنْ تُوَافِيَ لَهُ عَدُوًّا فَيُخْبِرَكَ بِمَا لَيْسَ فِيهِ، فَيُفَرِّقَ بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ " .
رواه البخاري في الأدب
Муаз б. Джабаль сказал:
«Если любишь своего брата, не ссорься с ним, не обращайся с ним плохо и не расспрашивай о нем. Возможно, тебе попадется его недруг, который возведет на него поклеп, и тем самым вызовет раскол между вами»[52].
Бухари. Аль-Адаб аль-муфрад, 545.
Достижение Божественной любви
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ :
إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ قَالَ:
" مَنْ عَادَى لِي وَلِيًّا، فَقَدْ آذَنْتُهُ بِالْحَرْبِ، وَمَا تَقَرَّبَ إِلَيَّ عَبْدِي بِشَيْءٍ أَحَبَّ إِلَيَّ مِمَّا افْتَرَضْتُ عَلَيْهِ، وَمَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إِلَيَّ بِالنَّوَافِلِ حَتَّى أُحِبَّهُ، فَإِذَا أَحْبَبْتُهُ، كُنْتُ سَمْعَهُ الَّذِي يَسْمَعُ بِهِ، وَبَصَرَهُ الَّذِي يُبْصِرُ بِهِ، وَيَدَهُ الَّتِي يَبْطِشُ بِهَا، وَرِجْلَهُ الَّتِي يَمْشِي بِهَا، وَإِنْ سَأَلَنِي لَأُعْطِيَنَّهُ، وَلَئِنْ اسْتَعَاذَنِي لَأُعِيذَنَّهُ، وَمَا تَرَدَّدْتُ عَنْ شَيْءٍ أَنَا فَاعِلُهُ تَرَدُّدِي عَنْ نَفْسِ عَبْدِي الْمُؤْمِنِ، يَكْرَهُ الْمَوْتَ وَأَنَا أَكْرَهُ مَسَاءَتَهُ " .
رواه البخاري
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), передается, что Посланник Божий ﷺ изрек:
«Аллах (преславен и велик Он) сказал: «Всякому, кто проявит враждебность к моему приближенному, Я объявляю войну! И мой раб приблизится ко Мне с любимейшим из всех дел для Меня, а им является то, что Я вменил ему в обязанность, и раб Мой будет стараться приблизиться ко Мне делая больше положенного (навафиль), пока Я его не полюблю. И когда Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, его зрением, посредством которого он будет видеть, его рукой, которой он хватать, и его ногой, которой он будет ступать. Если он попросит Меня о чём-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его. И ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти, ибо и Я не желаю причинения ему зла”».[53]
Сахих аль-Бухари, 6502.
Мольбы о любви
Мы решили дополнить собранные нами хадисы еще несколькими дуа-мольбами и зикрами-поминоавениями Аллаха. Это тоже хадисы, однако их центральная идея – научить слушателей дуа, мольбе, обращению ко Всевышнему.
Дуа за любимого
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم أَنَّهُ قَالَ لِحَسَنٍ :
" اللَّهُمَّ إِنِّي أُحِبُّهُ فَأَحِبَّهُ وَأَحْبِبْ مَنْ يُحِبُّهُ ".
رواه مسلم
Абу Хурайра передает от Посланника Божьего ﷺ, что он сказал о Хасане:
«О Боже, поистине, я люблю его. Ты также возлюби его и того, кто любит его» (Аллаhумма инни ухиббуhу ўа ахбиб манн-йюхиббуh).[54]
Сахих Муслим, 2421a.
2. Мольба пророка Мухаммада ﷺ о любви
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ يَزِيدَ الْخَطْمِيِّ الأَنْصَارِيِّ،
عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم أَنَّهُ كَانَ يَقُولُ فِي دُعَائِهِ
" اَللَّهُمَّ ارْزُقْنِي حُبَّكَ وَحُبَّ مَنْ يَنْفَعُنِي حُبُّهُ عِنْدَكَ ،
اَللَّهُمَّ مَا رَزَقْتَنِي مِمَّا أُحِبُّ فَاجْعَلْهُ قُوَّةً لِي فِيمَا تُحِبُّ ،
اَللَّهُمَّ وَمَا زَوَيْتَ عَنِّي مِمَّا أُحِبُّ فَاجْعَلْهُ لِي فَرَاغًا فِيمَا تُحِبُّ ". رواه الترمذي
قَالَ أَبُو عِيسَى هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ وَأَبُو جَعْفَرٍ الْخَطْمِيُّ اسْمُهُ عُمَيْرُ بْنُ يَزِيدَ بْنِ خُمَاشَةَ
Абдулла б. Язид аль-Хатми аль-Ансари рассказал, что Посланник Божий ﷺ говорил в своей мольбе:
«О Аллах, даруй мне Твою любовь и любовь тех, чья любовь принесет мне пользу пред Тобой. О Аллах, что бы Ты ни дал мне из того, что я люблю, сделай это силой мне в том, что Ты любишь. О Аллах, коль Ты утаил от меня милое мне, то сделай для меня отраду в том, что любишь Ты» (Аллаhумма-рзукни хуббакя ўа хубба манн йанфаʼуни хуббукя ʻындак, Аллаhумма ма разактани мима ухиббу фа-джʼальhу куўўатан-ли фи-ма тухибб. Аллаhумма, ма заўайта ʻанни мимма тухиббу фа-джʼальhу-ли фараӷан фи-ма тухибб).[55]
Джами ат-Тирмизи, 3491.
Мольба пророка Давуда, мир ему
عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ، قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم " كَانَ مِنْ دُعَاءِ دَاوُدَ يَقُولُ :
" اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ حُبَّكَ وَحُبَّ مَنْ يُحِبُّكَ وَالْعَمَلَ الَّذِي يُبَلِّغُنِي حُبَّكَ ،
اللَّهُمَّ اجْعَلْ حُبَّكَ أَحَبَّ إِلَىَّ مِنْ نَفْسِي وَأَهْلِي وَمِنَ الْمَاءِ الْبَارِدِ " . قَالَ وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم إِذَا ذَكَرَ دَاوُدَ يُحَدِّثُ عَنْهُ قَالَ
" كَانَ أَعْبَدَ الْبَشَرِ " . رواه الترمذي . قَالَ هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ غَرِيبٌ
Абу-д-Дарда (да будет доволен им Аллах) поведал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Одним из молитвенных обращений пророка Дауда, мир ему, было такое: «О Аллах! Я прошу Тебя о Твоей любви, и о любви тех, кто любит Тебя, и о делах, которые приведут меня к обретениюТвоей любви. О Аллах, сделай Свою любовь милей мне самого себя, моей семьи и прохладной воды»[56]
(Аллаhумма инни асʼалюкя хуббакя ўа-хубба ман йюхиббукя ўальʻaмаля-лляҙи йюбаллиӷуни хуббак. Аллаhумма-джʼаль хуббакя ахабба илеййя мин-нафси́ ўа аhли́ ўа-мина-ль-ма́и-ль-ба́риди).
[Абу-д-Дарда] добавил: «И когда Пророк ﷺ упомянул Дауда, он поведал о нем, что тот был лучше всех людей в поклонении».[57]
Джами ат-Тирмизи, 3490. Хадис хасан-гариб.
Мольба о прощении
عَنْ عَائِشَةَ، قَالَتْ قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ إِنْ عَلِمْتُ أَىُّ لَيْلَةٍ لَيْلَةُ الْقَدْرِ مَا أَقُولُ فِيهَا قَالَ
" قُولِي اللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي " . رواه الترمذي .
قَالَ هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ .
От Аиши, да будет доволен Аллах ей и ее отцом, сообщается, что она спросила Посланника Божьего: Аиша однажды спросила пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «С какой мольбой-ду‘а лучше обращаться к Всевышнему в Ночь предустановления?» Пророк ответил: «Говори: «Аллаhумма инна-кя ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни» («О Господи! Поистине, Ты – Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!»)[58].
Джами ат-Тирмизи, 3513.
Вера дана возлюбленным
عَنْ عَبْدِ اللهِ قَالَ :
" إِنَّ اللَّهَ تَعَالَى قَسَمَ بَيْنَكُمْ أَخْلاَقَكُمْ، كَمَا قَسَمَ بَيْنَكُمْ أَرْزَاقَكُمْ، وَإِنَّ اللَّهَ تَعَالَى يُعْطِي الْمَالَ مَنْ أَحَبَّ وَمَنْ لاَ يُحِبُّ، وَلاَ يُعْطِي الإِيمَانَ إِلاَّ مَنْ يُحِبُّ . فَمَنْ ضَنَّ بِالْمَالِ أَنْ يُنْفِقَهُ، وَخَافَ الْعَدُوَّ أَنْ يُجَاهِدَهُ، وَهَابَ اللَّيْلَ أَنْ يُكَابِدَهُ، فَلْيُكْثِرْ مِنْ قَوْلِ :
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَسُبْحَانَ اللهِ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ، وَاللَّهُ أَكْبَرُ " .
رواه البخاري في الأدب
Абдулла сказал:
«Всевышний разделил нрав меж вами так же, как Он разделил меж вами ваш удел. Аллах дарует богатство тем, кого Он любит, и тем, кого Он не любит. Но веру Он дает лишь тем, кого Он любит[59]. И тот, кто скупится в расходовании имущества, или боится неприятеля, противостоя ему, или охывачен страхом ночи, должен почаще повторять: «Нет бога, кроме Аллаха! Пречист Аллах, хвала Аллаху и Аллах велик» (Ля иляhа илля Ллаhу, субхана-Ллаhи, альхмаду ли-Лляh, ўа Ллаhу акбар).
Аль-Бухари. Адаб аль-муфрад, 14/275.
Книга была завершена во славу Аллаха после намаза аср 5 шавваля 1438 года по хиджре, 29 июня 2017 года по грегорианскому летоисчислению.
Все благое и полезное в этой книге – от Аллаха, а все ошибки и недочеты – от нуждающегося в Нем раба.
Аллах, прими от нас наш труд,
Во благе все пускай пребудут,
Пусть пользу люди извлекут
И нас в молитвах не забудут!
[1] Саляват (араб. صَلَوَاتٌ) – фраза салля-л-Ла́ху алейхи ва-са́ллям (араб. صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ , «да благословит его Аллах и приветствует»), которую мусульмане произносят после упоминания имени пророка Мухаммада
[2]Этот хадис поясняется другим, который также содержится в Сахихе аль-Бухари: Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, передает, что было сказано Пророку ﷺ: «Человек может любить некоторых людей, но не может догнать их в благодеяниях (т.е., может не удостоиться их степени в Раю)». На что Пророк ﷺ сказал: «Каждый будет с тем, кого он любит» (Сахих аль-Бухари, 6170).
عَنْ أَبِي مُوسَى، قَالَ قِيلَ لِلنَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم الرَّجُلُ يُحِبُّ الْقَوْمَ وَلَمَّا يَلْحَقْ بِهِمْ قَالَ " الْمَرْءُ مَعَ مَنْ أَحَبَّ ". تَابَعَهُ أَبُو مُعَاوِيَةَ وَمُحَمَّدُ بْنُ عُبَيْدٍ.
Более подробно рассказывается об этом еще в одном хадисе. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что один человек спросил Пророка ﷺ: «Когда настанет Час (т.е. Судный день)?» Тот ﷺ сказал: «А что ты приготовил для него?» Человек сказал: «Ничего, кроме моей любви к Аллаху и Его Посланнику». Пророк ﷺ сказал: «Ты будешь с теми, кого любишь». Мы никогда не были так счастливы, услышав эти слова Пророка ﷺ. И Анас добавил: «Поэтому я люблю Пророка, Абу Бакра и Умара, и я надеюсь, что я буду с ними из-за моей любви к ним, хотя мои дела и не таковы, как у них» (Сахих аль-Бухари, 3688).
عَنْ أَنَسٍ رضى الله عنه أَنَّ رَجُلاً، سَأَلَ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم عَنِ السَّاعَةِ، فَقَالَ مَتَى السَّاعَةُ قَالَ " وَمَاذَا أَعْدَدْتَ لَهَا ". قَالَ لاَ شَىْءَ إِلاَّ أَنِّي أُحِبُّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ صلى الله عليه وسلم. فَقَالَ " أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ ". قَالَ أَنَسٌ فَمَا فَرِحْنَا بِشَىْءٍ فَرَحَنَا بِقَوْلِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم " أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ ". قَالَ أَنَسٌ فَأَنَا أُحِبُّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم وَأَبَا بَكْرٍ وَعُمَرَ، وَأَرْجُو أَنْ أَكُونَ مَعَهُمْ بِحُبِّي إِيَّاهُمْ، وَإِنْ لَمْ أَعْمَلْ بِمِثْلِ أَعْمَالِهِمْ.
[3] Так этот хадис комментировали известные муслуьманские богословы прошлого.
Сказал Ибн Батталь в комментариях на Сахих Бухари:«Этот [хадис] указывает на то, что Всевышний соберет полюбившего какого-либо человека ради Аллаха вместе с ним в Раю и он войдет туда, куда войдет его возлюбленный. И это является смыслом слов Пророка ﷺ: «но не присоединился к нему», то есть тот, кто не достиг его по степени и по поклонению. Разъяснение этого в том, что если человек полюбит праведников из-за их повиновения, послушания Аллаху в то время, как любовь является деянием сердца и его убеждением, то Аллах вознаградит этого человека той же наградой, что и праведников, ибо намерение – основа, а действия – последователи намерений и Аллах вознаграждает, кого пожелает» (Шарх Ибн Батталь на «Сахих Бухари» 9/333).
Сказал имам Навави в комментариях на Сахих Муслим: «В этом хадисе – [указание] на достоинство любви Всевышнего Аллаха, его Посланника, ﷺ, праведников и хороших людей будь они живые или мертвые» (Шарх Сахих Муслим 16/186).
Сказал Азим аль-Абади: «Тот, кто искренне полюбит кого-то, будет из их числа, если даже он и не мог совершать те деяния, которые совершали они, ибо установлена близость между их сердцами и иногда эта любовь приводит человека к соответствию им. В этом хадисе [также] есть побуждение к любви праведникам и добрым, хорошим людям, с надеждой присоединится к ним в спасении от Ада».
Ибн Хаджар аль-Хайтами, говоря о тяжком грехе – любить нечестивцев и ненавидеть праведников, сказал так: «Эти оба действа сочли тяжкими грехами (каба́ир) из-за того, что на это указывают достоверные хадисы, такие как: «Человек вместе с тем, кого полюбил», потому что из этого понимается, что он полюбил нечестивцев из-за их нечестивости (фиск) и ненавидит праведников из-за их праведности. И очевидно, что любовь ко греху – это [уже само по себе] большой грех, как и само совершение этого греха; также и ненависть к праведникам. Потому что любовь к этим нечестивцам и ненависть к праведникам указывают на развязывание петли ислама и на ненависть к исламу, а ненависть к исламу является неверием. Следовательно, то что приводит к неверию является большим грехом» (Заваджир 1/184).
Заркани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Человек с тем кого он любит», то есть (он будет с ним) в Раю, за его хорошее намерение, без деяний в добавок к нему, поскольку его любовь к ним - из-за подчинения их Всевышнему, а любовь является деянием сердца и он получит воздаяние в соответствии с его убеждениям поскольку намерение является основой, а деяния уже следуют за ним. И из того что они будут вместе, не вытекает равенство в степенях, напротив убираются преграды, так, чтобы он видел того, кого полюбил, хотья каждый из них и будет находится в своих степенях» (Шарх Заркани 5/304).
Сказал Сахави: «Сказали некоторые ученые: смысл хадиса в том, что когда он полюбит их, будет совершать деяния подобные их деяниям. Сказал Хасан уль-Басри: «Тот, кто полюбил какую-то группу последует их деяниям, и знай, что тебя никогда не причислят к превосходным, пока ты не последуешь их деяниям и, взяв их за руки, не последуешь их пути и утром и вечером и не будешь на их пути, сильно желая быть одним из них» (Шарх Заркани 5/304).
Абу Хамид аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, отметил: «Хасан аль-Басри сказал: «О сын Адама! Не обманись словами говорящих: «Человек будет с тем кого он любит», так как ты будешь с праведными людьми не иначе, как [стремясь] совершать такие же дела, какие были у них». В этом указание на то, что одно лишь это (любовь к праведникам) без соответствия им в некоторых или во всех делах (поступках), не принесет пользы» (Ихья улюма-д-дин 2/160).
[4]Человек, если не в мирской жизни, то в вечности пребудет с тем, кого он любит. Это – утешение Пророка ﷺ своим сподвижникам, которые очень любили находиться рядом с Посланником Божьим и боялись, что смерть разлучит их. Любимец Аллаха утешил его, пообещав, что Всевышний не даст им расстаться в вечной жизни и сохранит их дружбу навсегда.
И потому очень важно, кто с нами рядом, кого любим мы и кому выражаем нашу симпатию. Ведь если это окажется грешник или неверующий, человек, злонамеренно отвергающий истину, мы рискуем своей вечностью – мы рискуем оказаться вместе с ним, из-за того, что он склонял нас ко греху и неверию и мы легкомысленно доверялись ему. И напротив, если мы искренне будем любить нашего Пророка ﷺ, ставить его на первое место среди всех творений Божьих, а вслед за ним – его сподвижников и наилучших из последователей, то в этом – великое преуспеяние и вечное спасение. Если наш любимый человек – праведник и благодетель, это многое меняет в нашей судьбе по завершении мирского бытия. И именно ради любви к Пророку и его лучшим последователям из числа первых и последних поколений нам следует напряженно трудиться, стараясь быть с ними вместе в Обители мира.
Рано – поздно, все же будешь
Вечно с тем, кого ты любишь!
[5] Под любовью к Всевышнему подразумевается следующее: мусульманин должен постоянно ощущать связь со Всевышним, надеяться на Него и любить Его, что в свою очередь должно удерживать верующего от всего греховного и побуждать его к покорности перед Ним. «Первый, кто имеет право на твою любовь – это твой Создатель, потом – тот, кто объяснил всем людям их обязанности и довел до людей эту прекрасную религию – последний пророк, потом – твои родители, потом – все остальные», – гласит хадис.
[6] В т.ч., и род Пророка ﷺ, тех из его потомков, которые придерживаются истины и благонравия.
[7] Поистине, удивительный хадис! Мы так редко вспоминаем Бога с благодарностью, воспринимая каждый вдох, каждый глоток воды, каждый кусочек пищи как должное. Мы очень мало проявляем подлинную искренность в своих поступках и словах, порой бездумно проговаривая слова молитв и даже обращений ко Всевышнему. Мы не видим потребности любить нашего Пророка, мир ему, а ведь если бы не он, мы бы так и не познали нашего Господа. Мы также мало говорим о его благородном семействе, женах и потомках, предпочитая вместо изучения их жизненного и духовного пути истории о войнах и походах, пустопорожние споры о том, кто был прав в событиях тысячелетней давности да обвинениях друг друга в заблуждениях и ошибках.
Да, есть проблема, что некоторые люди преувеличенно превозносят всякого, кто назвали потомком Пророка ислама. Но вспомним самих себя: разве не были во времена возрождения ислама в 90-е годы не потомки Пророка, а просто выходцы из арабских стран для многих из нас чем-то сродни святым людям? Их слушали, им внимали, их принимали за самых великих и достойных людей, свободных от незнания и ошибок. Из виду упускалось то, что если даже в русскоязычных странах далеко не все жители владеют литературным русским, то в арабских странах знание грамотного арабского и вовсе на очень низком уровне. Поэтому не стоит слепо доверять всякому, кто заявляет о себе. Нужно посмотреть, кто и как о нем отзывается из людей, облеченных полномочиями, кто подтвердил его уровень знаний и личной культуры.
И еще одна сторона вопроса, которая поначалу ускользает от внимания. В наших повседневных отношениях мы нередко сталкиваемся с «избирательностью любви»: если жену муж хвалит, то тещу обычно на дух не переносит, или родственники хвалят детей, а родителей ругают, и нет числа таким примерам. На самом же деле, говоря о членах любой семьи, если в ней есть достойный представитель, следует воздержаться от необдуманных слов и резких оценок, ведь этим можно нечаянно задеть собеседника. Вспомним хадис: Абдулла ибн ‘Амр сказал, что Пророк ﷺ сказал:
عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ عَمْرٍو قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم: مِنَ الْكَبَائِرِ أَنْ يَشْتِمَ الرَّجُلُ وَالِدَيْهِ، فَقَالُوا: كَيْفَ يَشْتِمُ؟ قَالَ:
يَشْتِمُ الرَّجُلَ، فَيَشْتُمُ أَبَاهُ وَأُمَّهُ.
«Оскорбление своих родителей – один из больших грехов». Его спросили: «Как же такое оскробление возможно?!» Он ответил: «Человек оскорбит другого, а тот, в свою очередь, оскорбит его мать и отца» (аль-Бухари. Адаб аль-муфрад, 27).
Любите Бога всем сердцем,
Не счесть вам Его щедрот,
И ради Любимца Господня
Нам стоит любить его род.
[8] Аслям поведал, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не позволяйте вашей любви быть обольщением. Не позволяйте своему гневу быть разрушением». Я спросил: «Каким образом?» Он ответил: «Когда ты любишь [нечто], ты увлекаешься, подобно ребенку. А когда ненавидишь – желаешь ущерба своему ближнему»[8] (Аль-Адаб Аль-Муфрад, 1322).
عَنْ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ قَالَ: لاَ يَكُنْ حُبُّكَ كَلَفًا، وَلاَ بُغْضُكَ تَلَفًا، فَقُلْتُ: كَيْفَ ذَاكَ؟ قَالَ: إِذَا أَحْبَبْتَ كَلِفْتَ كَلَفَ الصَّبِيِّ، وَإِذَا أَبْغَضْتَ أَحْبَبْتَ لِصَاحِبِكَ التَّلَف.
Последнее высказывание не является в полном смысле слова хадисом. Однако суть высказывания – это сунна сподвижников Пророка ﷺ, да и сунна его самого. Ни Пророк, ни лучшие из сподвижников не были чрезмерствующими в обоих этих чувствах. Так, известно, что Пророк всегда держал себя в руках. Даже когда представилась возможность покарать язычников после взятия Мекки, он не стал расправляться с безоружными мирными жителями. Точно так же он не убивал лицемеров Медины, хотя и знал их, и мог уничтожить их в одночасье.
И в любви он был сдержан, не делая вожделение единственным мотивом женитьбы, хотя и может создаться впечатление, что его многоженство свидетельствует об обратном. Однако, пока была жива его первая жена, Хадиджа, он не женился ни на ком. Да и в последующем, он женился по политическим и социальным соображениям, хотя и не скрывал свои чувства к супругам.
Воздержание от чрезмерной страсти в отношении любимых и избегание пристрастности в отношении неприятелей – это важный аспект поведения и сохранения душевного равновесия. Когда все существо человека охвачено пылкой любовью, которая отнимает разум, слух и зрение, он рискует потерять все, едва только удовлетворится его страсть и предмет ее перестанет быть привлекательным. И точно также, есть риск утраты достоинства и самоуважения для охваченного завистью и мстительностью. Ведь сиюминутное удовлетворение животного гнева – это всего лишь миг в его жизни, после которого вся она вполне может утратить свой смысл для него. Поэтому ни в любви, ни во вражде не стоит быть чрезмерным, ибо все на этом свете преходяще и непостоянно.
Любовь и ненависть как будто не похожи,
Но сходство в них нам видится одно:
Ты не сходи с ума от них обоих; Может,
Одно другим тебе заменено?
[9] Важное замечание: любовь обитателей земли весьма переменчива и в этом мы видим необходимость смотреть не на то, что люди говорят при жизни человека, а каким его запомнят спустя много лет после него. Вероятно, именно так следует понять данный хадис, учитывая что многие другие хадисы предупреждают, что любовь Божья сопряжена с трудностями для возлюбленного Аллаха в его земной жизни.
Немало приключается чудес –
Лишь только оберетешь любовь с небес,
Ведь, если ты всерьез любимец Божий,
Любовь творений на тебя нисходит тоже.
[10] Хадис со схожим смыслом приводится в сборниках достоверных хадисов Бухари и Муслима, а более широкий смысл приведен в книге «Сунан» Ибн Маджи: Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, поведал, что Посланник Божий ﷺ сказал: «Никто из вас не уверует, пока не полюбит для своего брата (или сказал: «для своего соседа»), то же, что он любит для самого себя». (Сунан Ибн Маджа, 1/69).
يُحَدِّثُ عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ـ صلى الله عليه وسلم ـ قَالَ " لاَ يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لأَخِيهِ – أَوْ قَالَ لِجَارِهِ – مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ " .
Как видим, не только другой мусульманин, брат по вере, но и сосед, вне зависимости от его веры или неверия, заслуживает справедливого и доброжелательного отношения к себе.
[11] Комментарий Башира Самбо и Мохаммеда А. Хигаба.
Этот хадис четко и ясно устанавливает, какими должны быть взаимоотношения между мусульманами. Если бы каждый из нас следовал этой мудрости и жизненному опыту, мы бы все жили иначе. Этот хадис разъясняет нам, что мусульманин будет настоящим и искренним верующим лишь тогда, когда он будет желать для своего брата по вере того же, чего он желает себе. Разумеется, любой здравомыслящий человек не будет желать себе плохого.
Только если каждый из нас будет жить согласно наставлению этого хадиса, мы сможем достичь реального единства среди всех мусульман.
Полноценен будет в сердце и в деяниях иман
У того, кто пожелает брату то, что хочет сам.
[12]Этот хадис признан достоверным и конкретизируется более слабыми, нап