V. Работа с изученным материалом.
1. – Хотите побыть поэтами?
– Предлагаю вам небольшое стихотворение, но с пропущенными словами. Вставьте подходящие по смыслу слова, изменив начальную форму.
У _______ высокий рост,
У _______ пушистый хвост,
У _______ крепки рожки,
У _______ тонки ножки,
У _______ толсты губы,
А у _______ остры зубы.
§ Слова для справок: лиса, мартышка, козлёнок, волк, слон, цыплёнок.
– Если у слова изменяется окончание, то это форма слова или образовалось новое родственное?
Работа по вариантам:
I вариант – слон;
II вариант – лиса.
– С помощью суффиксов образуйте родственные слова.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
2. – Как же узнать начальную форму глагола? Прочитайте сообщение на с. 52 учебника.
Выполнение упр. 153.
– Решите: это формы одного слова или разные слова? Как докажете?
– Замените сочетание близким по значению глаголом и поставьте его в начальную форму.
Гладить по головке – ... (болтать)
Повесить голову – ... (загрустить)
Дать по шапке – ... (прогнать)
Бить баклуши – ... (бездельничать)
Класть зубы на полку – ... (голодать)
Выполнение упр. 157.
– Над именами существительными и глаголами в начальной форме ставьте галочку.
Взаимопроверка.
VI. Итог урока.
– Как найти начальную форму существительного и глагола?
Игра «Поймай начальную форму».
Учитель кидает мяч ребёнку, называя существительное или глагол. Ученик, поймав мяч, называет это слово в начальной форме.
& Домашнее задание: упр. 158.
– В домашней работе также укажите начальные формы глаголов и существительных галочкой.
Урок 34
слово и его формы
Цель: формировать умение учащихся находить начальную форму прилагательного.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие слова в начальной форме вы употребили и отметили в упражнении?
– Как найти начальную форму у существительного и глагола?
III. Орфографическая минутка.
В..лчата, г..рой, к..злёнку, исп..ряют, с..рняк, тр..па, спр..сить, в..л..сок, пуш..стые.
– Как решили орфографические задачи?
– Какие слова употреблены в начальной форме? Докажите.
– Как узнать начальную форму у последнего слова?
(Учащиеся затрудняются, так как это прилагательное.)
IV. Сообщение темы урока.
– Почему не смогли узнать начальную форму прилагательного? Значит, вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке?
– Что знаем об этой части речи?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
– О том, как узнать начальную форму прилагательного, прочитайте сообщение на с. 54 учебника.
Игра «Кто быстрее».
– Образуйте от начальной формы существительного начальную форму прилагательного.
Каждому ряду выдается лист, где записаны существительные. Чей ряд быстрее образует начальную форму прилагательного, тот и победит.
Взаимопроверка по рядам.
V. Тренировочные упражнения.
– Спишите текст. Найдите в нем самостоятельные части речи. Подчеркните слова, которые стоят в начальной форме.
Забавный зв..рёк белка! К..кая она труд..любивая. Летом она з..рывает ш..шки в укромные м..ста. Она делает запасы на зиму. Чувствуя опас..ность, белка молнией взл..тает (на) дер..во.
VI. Итог урока.
– У всех ли частей речи мы умеем определять начальную форму?
– Как определять ее у глагола, существительного, прилагательного?
Урок 35
сравниваем ИМЯ существительное
и ИМЯ прилагательное
Цель: познакомить учащихся с родом имен существительных и прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент.