V. Работа с изученным материалом.

1. – Хотите побыть поэтами?

– Предлагаю вам небольшое стихотворение, но с пропущенными словами. Вставьте подходящие по смыслу слова, изменив начальную форму.

У _______ высокий рост,

У _______ пушистый хвост,

У _______ крепки рожки,

У _______ тонки ножки,

У _______ толсты губы,

А у _______ остры зубы.

§ Слова для справок: лиса, мартышка, козлёнок, волк, слон, цыплёнок.

– Если у слова изменяется окончание, то это форма слова или образовалось новое родственное?

Работа по вариантам:

I вариант – слон;

II вариант – лиса.

– С помощью суффиксов образуйте родственные слова.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

2. – Как же узнать начальную форму глагола? Прочитайте сообщение на с. 52 учебника.

Выполнение упр. 153.

– Решите: это формы одного слова или разные слова? Как докажете?

– Замените сочетание близким по значению глаголом и поставьте его в начальную форму.

Гладить по головке – ... (болтать)

Повесить голову – ... (загрустить)

Дать по шапке – ... (прогнать)

Бить баклуши – ... (бездельничать)

Класть зубы на полку – ... (голодать)

Выполнение упр. 157.

– Над именами существительными и глаголами в начальной форме ставьте галочку.

Взаимопроверка.

VI. Итог урока.

– Как найти начальную форму существительного и глагола?

Игра «Поймай начальную форму».

Учитель кидает мяч ребёнку, называя существительное или глагол. Ученик, поймав мяч, называет это слово в начальной форме.

& Домашнее задание: упр. 158.

– В домашней работе также укажите начальные формы глаголов и существительных галочкой.

Урок 34
слово и его формы

Цель: формировать умение учащихся находить начальную форму прилагательного.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие слова в начальной форме вы употребили и отметили в упражнении?

– Как найти начальную форму у существительного и глагола?

III. Орфографическая минутка.

В..лчата, г..рой, к..злёнку, исп..ряют, с..рняк, тр..па, спр..сить, в..л..сок, пуш..стые.

– Как решили орфографические задачи?

– Какие слова употреблены в начальной форме? Докажите.

– Как узнать начальную форму у последнего слова?

(Учащиеся затрудняются, так как это прилагательное.)

IV. Сообщение темы урока.

– Почему не смогли узнать начальную форму прилагательного? Значит, вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке?

– Что знаем об этой части речи?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

– О том, как узнать начальную форму прилагательного, прочитайте сообщение на с. 54 учебника.

Игра «Кто быстрее».

– Образуйте от начальной формы существительного начальную форму прилагательного.

Каждому ряду выдается лист, где записаны существительные. Чей ряд быстрее образует начальную форму прилагательного, тот и победит.

Взаимопроверка по рядам.

V. Тренировочные упражнения.

– Спишите текст. Найдите в нем самостоятельные части речи. Подчеркните слова, которые стоят в начальной форме.

Забавный зв..рёк белка! К..кая она труд..любивая. Летом она з..рывает ш..шки в укромные м..ста. Она делает запасы на зиму. Чувствуя опас..ность, белка молнией взл..тает (на) дер..во.

VI. Итог урока.

– У всех ли частей речи мы умеем определять начальную форму?

– Как определять ее у глагола, существительного, прилагательного?

Урок 35
сравниваем ИМЯ существительное
и ИМЯ прилагательное

Цель: познакомить учащихся с родом имен существительных и прилагательных.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации