Итальянский пасхальный калач

Разогрейте духовку приблизительно до 200 градусов и замесите тесто из следующих ингредиентов:

1 кг кондитерской муки

600 г молотого миндаля

600 г сахара

200 г растительного жира, добавляемого в тесто для рассыпчатости

1/4 чайной ложки пекарского порошка (его можно купить в булочной)

1 чайная ложка корицы

8 яиц

Тесто должно получиться средней мягкости. Если оно слишком крутое, добавьте воды. Раскатайте руками из куска теста весом примерно 100 г лепешку диаметром 15—20 см, сформируйте из нее нижнюю часть калача и выложите на противень. Положите сверху 2—3 крашеных яйца. Чтобы закрепить яйца на месте, покройте их полосами теста в виде плетенки. Скатайте из теста две колбаски сантиметров по 30 длиной и чуть больше одного сантиметра толщиной.

Переплетите их вместе и сформируйте «ручку» калача. Выпекайте 15—20 минут до появления светло-золотистой корочки. Когда калачи остынут, украсьте их сахарной глазурью и разноцветным кондитерским бисером.

Глазурь:

4 белка

450 г сахарной пудры

1/2 чайной ложки ванильного сахара

1 чайная ложка лимонного сока

В странах Западной Европы утром пасхального воскресенья по традиции едят сдобные пасхальные булочки. Эти небольшие сладкие булочки обычно украшают крестом с лучами равной длины, или солнечным крестом, сделанным из белой глазури. Но древние греки-язычники тоже приносили в дар некоторым богиням лепешки с изображением солнечного креста. Возможно, среди них была и богиня утренней зари Эос. Англосаксы также жертвовали богам лепешки с нанесенным на них солнечным крестом, которые, кроме того, носились как амулеты и вешались в жилищах как символы защиты и процветания. Вот один из рецептов сдобных пасхальных булочек:

Сдобные пасхальные булочки

7—8 стаканов муки 1/2 стакана сахара 1 чайная ложка соли

2 пачки сухих дрожжей

2 стакана молока

1 пачка несоленого сливочного масла

3 яйца.

Смешайте дрожжи и сахар в 1/4 стакана теплой воды и оставьте, пока масса не увеличится в объеме вдвое. Вскипятите молоко, а затем охладите его, чтобы оно было чуть теплым. Добавьте в молоко дрожжевую смесь. Соедините в большой миске смесь молока, дрожжей и сахара, масло, соль, яйца и 3 стакана муки. Взбейте смесь деревянной ложкой или миксером, пока не появится пена, затем понемногу подмешивайте оставшуюся муку. Чтобы булочки получились особыми, деликатесными, добавьте в тесто 1 стакан изюма без косточек и/или 1 стакан измельченных цукатов. Выложите тесто на доску, слегка посыпанную мукой, и вымешивайте приблизительно 10 минут, пока оно не станет однородным и эластичным. Сформируйте из теста шар и положите в большую миску, смазанную маслом. Накройте его чистым полотенцем и поставьте в теплое место примерно на час (до тех пор, пока тесто не увеличится в объеме вдвое). Опустите тесто, разделите его на 18—24 кусочка, слепите из них шарики и выложите на смазанный маслом противень, накрыв легкой тканью. Снова оставьте их в теплом месте (еще примерно на час), пока они не увеличатся вдвое. Ножом с белой рукояткой проведите крест-накрест две линии на каждой булочке, чтобы получился солнечный крест. При этом произносите следующие слова:

Именем севера, и юга,

Именем востока и запада,

Именем богини (имя)

Я освящаю эти хлебцы!

Выпекайте сдобные пасхальные булочки в предварительно подогретой духовке при температуре 175— 180° в течение 30 минут или до тех пор, пока они не станут полыми на ощупь. За минуту до того, как вынуть булочки из духовки, смажьте их белой глазурью (1/2 стакана сахарной пудры смешать с 1 1/2 столовыми ложками молока).

Тот факт, что праздник Пасхи (Easter), получивший свое имя от богини Эостре, традиционно встречают во время заутрени, позволяет предположить, что в древности Весеннее равноденствие также праздновали на рассвете. Это полностью соответствует природе шабаша. Фактически это говорит о том, что все периоды равноденствий и солнцестояний празднуются или должны праздноваться в свое особое время суток. Весеннее равноденствие нужно встречать на рассвете, поскольку это праздник обновления, пробуждения природы от зимней спячки, праздник того момента, когда светлое время суток начинает преобладать над темным. Это одна из причин того, что петух, чей крик возвещает зарю, был посвящен богу солнца Аполлону.

Летнее солнцестояние лучше всего праздновать в час, когда солнце достигает зенита: это время его наивысшей силы и могущества. Зенит — это, разумеется, момент, находящийся посередине между восходом и закатом солнца.

Самый подходящий час для празднования Осеннего равноденствия — это закат солнца, ведь это праздник начала темного времени года. А ночь святок, самую темную ночь в году, следует отмечать в самый темный час суток — полночь. Как уже упоминалось выше, самые значительные из шабашей празднуются в полночь.

Колесо года во времени — то же самое, что магический круг в пространстве; оба воплощают в себе богиню и вечный цикл рождения, смерти и возрождения. Все это и символизируют маленькие хлебцы, на которых изображен крест с лучами равной длины, символом этого является и самый мощный из всех магических амулетов — ожерелье богини. Ожерелье в некотором роде соответствует драгоценным украшениям Иштар, шумеро-вавилонской богини плодородия и воскресения, которая должна была снять свои украшения, когда спускалась в Подземный мир, но получила их обратно, поднявшись из него. Англосаксонской богине тоже пришлось побывать в Подземном мире, чтобы получить свое ожерелье, поскольку в англосаксонской и скандинавской мифологии это — царство гномов. Среди драгоценных украшений богини был «пояс из драгоценных камней», который она носила на бедрах. Отсюда, возможно, берет начало обычай ношения драгоценных камней, и это почти на тысячу лет раньше любых упоминаний о них в Библии. Учитывая, что пояс носился на бедрах, вряд ли можно сомневаться в том, что пояс из драгоценных камней служил амулетом рождения и возрождения. Кроме того, благодаря его связи с Женскими таинствами он ассоциируется, скорее, с луной — другим символом богини Иштар, чем с солнцем и знаками зодиака. Значит, в поясе, скорее, должно быть тринадцать, а не двенадцать камней.

Поскольку всякий конец есть одновременно и новое начало, верно также и обратное. Вступая с поворотом Колеса во время жизни и света, мы вместе с тем покидаем время тьмы и духа и расстаемся с теми жителями Летней страны, кто присоединялся к нам время от времени, чтобы разделить тепло и общество наших зимних вечеров у очага в долгие, темные месяцы, которые теперь подходят к концу.

В ночь накануне Весеннего равноденствия зажгите фиолетовые или пурпурные свечи и поставьте их на окно в том месте, где в праздник Самайн вы зажигаете фонари из тыквы, чтобы пригласить духов. Подожгите пачули и медленно пронесите кадильницу по всем комнатам дома. Если вы настроены на общение с духами предков, то приготовьте «говорящую доску» («доску Уиджа») или винный бокал, чтобы принимать их сообщения. Затем, когда почувствуете, что время пришло, потушите свечи на окнах, нашептывая: «До встречи!» После этого готовьтесь приветствовать весну.

Пришла пора освятить семена, предназначенные для посева и пролежавшие в покое со времени Осеннего равноденствия всю темную половину года. Готовясь к обрядам весны, соберите семена, хранившиеся в прохладной тьме погреба или на проветриваемом, сухом чердаке и положите их в корзину или другую емкость. Во время ритуала их можно держать под алтарем, где семена будут заряжены магической энергией празднества и где они могут быть легко доступны, чтобы поместить их на алтарь для специального обряда благословения.

После ритуала, когда семена освящены или просто впитали энергию, находясь в Магическом круге, уберите их в подходящее место до новолуния, и тогда никакие заморозки им не страшны.

Готовя магический круг к ритуалу весны, позаботьтесь о том, чтобы каждый предмет и украшение имели магическое значение, соответствующее времени года. Верба — это растение, которое издавна связывают как с колдовством, так и с весной. Это идеальное украшение для алтаря в Весеннее равноденствие. Сам круг можно украсить мисками и корзинками с крашеными яйцами (одни яйца — нежных естественных цветов, крашенные растительными красками и предназначенные для еды; другие — покрытые рунами или замысловатыми и яркими узорами писанок, для хранения в качестве амулетов). На алтарь можно поставить для освящения блюдо с круглыми булочками, отмеченными изображением солнечного креста, или положить калачи в форме корзинки с яйцами. После ритуала из них можно устроить праздничное пиршество. Богиня может быть представлена на алтаре в виде фигурки кролика, возможно, даже сделанной из белого шоколада.

В старину за ритуалами шабашей следовали пиршества. В наши дни на некоторых шабашах после обрядов устраиваются ужины вскладчину. Но как бы то ни было, есть кушанья, которые традиционно связаны с некоторыми шабашами. Традиционная пасхальная ветчина, будь то свежая или копченая, — блюдо, которое, вероятно, имеет такое же языческое происхождение, как крашеные яйца, сдобные пасхальные булочки и пасхальные кролики. У древних кельтов воины после победы устраивали пир, поджарив кабанью тушу, и состязались друг с другом, чтобы завоевать «геройскую часть». Археологи не могут определенно ответить на вопрос о том, что же такое была «геройская часть». Но, очевидно, ею могла быть такая часть туши, которая у свиньи только одна — то есть либо хвост, либо голова. Но свиной хвост в пищу не годится; кроме того, известно, что вплоть до семнадцатого века производились специальные большие оловянные блюда, называвшиеся «chargers», на которых во время праздничных пиров выносились свиные головы. Значит, вероятно, «геройской частью» была голова. К тому же, согласно кельтским поверьям, голова — это обиталище духа, а кабан или свинья были посвящены богине.

У германских народов существовала вера в то, что воинов, погибших в бою, валькирии уносят в Вальхаллу, где они каждый вечер поедают на пиру мясо волшебной свиньи, которая наутро воскресает. Воскресение свиньи на рассвете определенно связано с Весенним равноденствием. В пользу этого говорит и традиция приготовления пасхальной ветчины.

Когда пиршество закончено и съедены все праздничные кушанья — ветчина, крутые яйца, «бабка» и колбаса, калачи, сдобные булочки, деревенская пицца и драже «бобы», — соберите разноцветную яичную скорлупу и отнесите ее к реке. Бросайте цветные скорлупки в текущую воду, распевая следующие слова:

Реки текут и травм растут,

Богиня вернулась!

Подумайте несколько мгновений о том, как скорлупки поплывут по течению ручья и попадут в реку, а река унесет их в океан и гораздо дальше — в туманную Страну фей.

В одной чудесной цыганской народной сказке из Восточной Европы рассказывается о молодой девушке, которая была очень любопытна. Однажды она сидела на берегу реки и ела яйцо. Скорлупу она оставила на берегу и стала смотреть, что произойдет. Наконец появилась ведьма. Найдя скорлупу, она произнесла волшебное слово, и яйцо превратилось в лодку. Ведьма села в нее и уплыла прочь. Девушка запомнила слово и нашла еще одну яичную скорлупку. Она произнесла волшебное слово — и тут же скорлупка превратилась в лодку, и девушка уплыла на ней. Она вернулась домой, везя с собой невиданные цветы и редкие плоды, которые продала своим соседям. Каждую ночь она уплывала и возвращалась с каким-нибудь сокровищем и нажила себе богатство. Но в деревне жила одна завистливая женщина, которая однажды ночью тайком проследила за ней.

Вернувшись, девушка оставила лодку на берегу реки. Как только она скрылась из виду, завистливая женщина залезла в лодку. Но она не знала волшебного слова, и лодка не двинулась с места. Разозлившись, женщина воскликнула: «Да плыви же ты, ради Бога!», и лодка тут же превратилась снова в яичную скорлупку, да и потонула, а та женщина вместе с ней.

На далеком острове в южной части Тихого океана в течение столетий ежегодно проводился необычный ритуал. Здесь, среди скал, на которых высечены странные фигуры — полуптицы, полулюди, — каждый год откладывают яйца фрегаты, перелетные птицы. Среди мужчин острова устраивалось состязание: каждый представлял своего господина, бритоголового вождя клана. Хозяин того, кто первым нашел яйцо, становился правителем острова на один год. О культе человека-Птицы известно немного. Его ритуалы были запрещены христианскими миссионерами в конце восемнадцатого века. Европейцы открыли этот остров утром пасхального воскресенья 1722 года и назвали его островом Пасхи. Богиня весны своим волшебством превратила этот священный остров в памятник своему древнему, почти забытому имени. Мореплаватели, открывшие его, обошли до этого вокруг света — и круг завершился.

На смену морозным мартовским ночам приходят теплые дни апреля: туманное утро обещает солнечный день, пасмурное предвещает дождь. Но под ласковым апрельским дождем пышно разрастаются травы в саду, и скоро наступит время майских цветов.

Глава третья БЕЛЬТАН

Розовые и белые цветы на яблонях в саду наполнены жужжанием насекомых, а зеленая трава усыпана желтыми горошинами начинающих распускаться одуванчиков. Из мягких почек рябины появляются листья, которые позже, в жаркие летние месяцы, укроют своей тенью цветник с лесными цветами. Здесь уже завяли нежные цветы «кровавого корня», и пришла пора цвести виргинским колокольчикам, красному водосбору и белому триллиуму. Апрельские дожди ускорили рост многих трав, и каждую из них мы встречаем как старого доброго друга, с которым не виделись целую зиму. Сидя на склоне холма, пока наши овцы мирно пасутся поблизости, и глядя сверху на крышу нашего дома и на соседские пастбища позади него, я словно вспоминаю другие времена, когда могущественные боги принимали более близкое участие в делах смертных, чем это кажется в наши дни.

Май — время, когда все в природе оживает и духи Природы наиболее деятельны. Поэтому, как я считаю, в это время вероятнее всего увидеть фей. В детстве я увидела фей именно в мае месяце. Помню, это было, когда цвели канадские ландыши. Но кто же эти существа из потустороннего мира, которых мы называем феями? Ведь они являются людям в таких разных обличьях!

Одно из определений (или объяснений) таково: феи считаются, или считались, древним племенем людей, живших на Британских островах задолго до появления англосаксов или кельтов. Эти люди — пикты — были несколько ниже ростом, чем англы, саксы, кельты и римляне, и жили в круглых хижинах, крытых дерном и частично спрятанных под землей. Они были охотниками; возможно, у них имелась религия шаманистского толка; свои тела они окрашивали в синий цвет соком, добытым из дикой вайды. Но не пиктов же я видела в последних остатках девственного дубового леса в пригородном районе штата Нью-Джерси в конце пятидесятых годов! (Хотя если бы в ту пору в Нью-Джерси обитало затерянное племя пиктов, то оно наверняка пряталось бы среди тех древних дубов.) И все же, видимо, есть какая-то связь между теми древними племенами смертных и народом фей.

В некоторых ранних показаниях, данных во время преследований, известных как «процессы ведьм», изредка попадаются упоминания о «ведьмах воздуха». Видимо, их рассматривали как нечто особое, отличное от «земных ведьм», или живых человеческих существ. При этом ведьмы воздуха описываются в тех же выражениях, что и феи.

Еще один вид существ, которых также часто объединяют с феями — привидения (призраки) и духи. В этой главе, а также везде, где я употребляю понятие «привидение», я буду подразумевать под ним дух умершего человека — того, кто временно пребывает между земными воплощениями. Думаю, что одна из причин смешения — ассоциация между распространенной у ведьм идеей Летней страны — места, где обитают духи умерших, и Страной фей, или местом обитания духов. Весьма вероятно, что это одно и то же место, но речь идет о разных сущностях. Феи, о которых упоминается в преданиях о феях, — не призраки недавно умерших людей, а совершенно особый вид существ.

Кажется, большинство ведьм сходятся в том, что все в природе наделено духом. Та группа существ, которую я подразумеваю под словом «феи», — это любой из бесконечного множества духов Природы, включая сознание, или духи, растений, животных, деревьев, ручьев, родников, камней, бурь и так далее. Другими словами, это астральные тела как физических, живых существ, так и не имеющих воплощения сил природы; они пребывают где-то посередине между физическим планом и самими богами. Те, кого мы называем феями, — это нередко «астральные тела» существ, обитающих на материальном, земном плане. А значит, их поле деятельности — астральный план (если прибегнуть к термину, популярному во многих оккультных школах). Но астральный план — это и есть, скорее всего, Летняя страна.

Связующей нитью между всеми этими различными определениями фей является шаманизм. В древности, когда шаманизм был господствующей религией, именно шаман или жрец трудился во благо племени, совершая путешествие на духовный или астральный план, чтобы добыть магические знания или заключить необходимые соглашения с духами животных, на которых племя охотилось. (Эта функция, как я считаю, с возникновением цивилизации и сельского хозяйства выродилась в практику принесения в жертву людей и животных.) Шаман был способен покидать тело посредством транса и ритуала и путешествовать либо в Мир духов Природы, либо в Подземный мир.

Итак, Страна фей населена духами Природы, которые представляют собой астральные тела растений, животных или даже минералов, духами существ, не имеющих воплощения; духовными телами людей, путешествующих в астральном плане посредством ритуальных, медитационных практик или других шаманских приемов; и, по всей вероятности, духами людей древних племен (например, пиктов), которые преодолели необходимость реинкарнации.

ФЕИ, ЭЛЬФЫ ЛЕСА, ХОЛМЫ ФЕЙ И КОЛЬЦА ФЕЙ, ПОЛЯ И ДИКИЕ МЕСТА, ЦВЕТНИКИ ТАНЦУЮТ И ИГРАЮТ. ЗНАЮТ МАГИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ ТРАВ, КАМНЕЙ И ЖИВОТНЫХ. ВИДЯТ БУДУЩЕЕ
КОБОЛЬДЫ, ТРОЛЛИ В ПЕЩЕРАХ И РУДНИКАХ, ПОД МОСТАМИ, В ПОЛОСТИ ВНУТРИ ХОЛМОВ ЗНАЮТ РАСПОЛОЖЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И МЕТАЛЛОВ, УМЕЮТ КОВАТЬ ИХ, СОЗДАВАТЬ ИЗДЕЛИЯ
ДОМОВЫЕ ДОМА И ХИЖИНЫ ПОМОГАЮТ СЕМЬЕ, ЗАЩИЩАЮТ ЕЕ. ПО НОЧАМ ДЕЛАЮТ РАБОТУ ПО ДОМУ

И КАК ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

В АНГЛИИ ФЕИ
В ИРЛАНДИИ силы
В ШОТЛАНДИИ сизы
В КОРНУОЛЛЕ пикси
ВО ФРАНЦИИ ФЕИ
У ГЕРМАНСКИХ НАРОДОВ ЭЛЬФЫ, ТРОЛЛИ
У АРАБОВ джинны
В ИТАЛИИ ЧЕРТЕНЯТА, ФАВНЫ
В ГРЕЦИИ НИМФЫ, СИЛЬФЫ
НА УКРАИНЕ КАРЛИКИ, ДОМОВЫЕ

Астральный мир, или Страна фей, занимает то же самое место в пространстве, что и физический мир, и ничуть не менее реален. К несчастью, современная цивилизация признает лишь одну сторону реальности и отрицает другую. А поскольку все мы являемся частью этой современной цивилизации — хотим мы того или нет, — то мы все научились сосредоточиваться в первую очередь на материальной стороне жизни. Эта ориентация на материальное дает о себе знать множеством тонких способов.

Например, большинство из нас — правши, а значит, у нас доминирует левое полушарие мозга. Именно левое полушарие заведует логикой, математикой, языком, в то время как правое — эмоциями и интуицией, а следовательно, духовной стороной жизни. У левшей, наоборот, доминирует правое полушарие. Этот дисбаланс отражается и в нашей политике (правые или левые, консерваторы или либералы). Наука сосредоточивает внимание на физических явлениях, а современная религия учит, что именно над материальным миром, то есть над природой, нам и следует возвыситься. Наука и религия никак не могут поладить друг с другом, и ни у той, ни у другой не хватает мудрости, чтобы увидеть: обе подходят к одной и той же реальности с разных сторон.

Есть только один способ для нас, следующих путем язычества, начать преодолевать этот разрыв: познакомиться с миром фей. Для этого потребуется большая сила волшебства. Но, к счастью, некоторые колдовские чары и приемы достались нам в наследство от предков.

В Тироле, чтобы увидеть фей, прибегали к такому колдовству: брали веточку руты, прутик из метлы (или ветку ракитника), репейник, папоротник-адиантум и ветку плюща. Свяжите их вместе зеленой ниточкой или положите в ладанку, завязав ее зеленой нитью. Носите их у сердца.

Чтобы изготовить масло, которое, если его нанести на веки, позволяет увидеть фей, положите в маленькую стеклянную банку три почки шток-розы розовой, три цветка бархатцев (ноготков), три веточки тимьяна (чабреца), три почки орешника и траву из кольца фей или с «Трона фей». Залейте эти растения оливковым маслом и настаивайте в солнечном месте в течение трех дней. Затем слейте масло в чистую бутылку для хранения и пользуйтесь им по мере надобности.

Но совершить колдовство и приготовить масло еще недостаточно: чтобы увидеть фей, вам необходимо пойти на место, которое, как вам стало известно, они часто посещают.

Первое место, которое приходит в голову, — это, конечно же, курган фей.

Такие курганы встречаются на всей территории Британских островов и в значительной части Северной Европы. Они бывают двух типов: могильный холм и жилище, покрытое дерном. Сказание о Ма-навидане, сыне Ллира, в «Мабиногионе» — собрании валлийских мифов и сказаний, которые были записаны в XIII веке, но восходят к гораздо более древней устной традиции, — начинается с того, что Манавидан и Придери идут к одному из курганов, потому что слышали: если сесть там, можно увидеть прекрасную женщину верхом на коне. Когда они пришли к кургану и сели на нем, на них опустился густой туман. А когда туман растаял, казалось, что все вокруг осталось, как прежде, только нигде не видно было ни души. Все куда-то исчезли. «Там, где они раньше видели стада и жилища, теперь не видно было ничего... одни лишь дома, пустые, заброшенные, необитаемые». Манавидан и Придери странствовали, пока не попали в Ирландию, где с ними произошло немало приключений, прежде чем они вернулись домой.

В 1690 году, в разгар судебных преследований ведьм, преподобный Роберт Кёрк из шотландского города Аберфойла начал посещать курган фей, называвшийся Дунским холмом и находившийся прямо позади приходского кладбища у его маленькой церкви. После множества ночных визитов на курган этот образованный человек консервативных взглядов написал подробный отчет о своих посещениях кургана фей, озаглавленный «Тайное содружество эльфов, фавнов и фей». Однажды ночью, много лет спустя, Кёрк, в одной ночной сорочке, вышел на курган фей, где, по-видимому, и упал замертво. Легенда гласит, что, хотя он и был похоронен, гроб был пустым, ибо тело его исчезло в Стране фей.

Говорят, что, если уснуть на кургане фей, проснешься только через сто лет. Прежде чем расстаться с надеждой найти курганы фей в Северной Америке, вспомните о том, что древние предки современных американских индейцев тоже возводили могильные холмы. Индейцы хопуэллской культуры и древние обитатели бассейна Миссисипи были строителями курганов, и курганы, которые они возводили, представляли собой либо платформы для погребальных церемоний, либо могильные холмы, похожие на европейские.

Но в Северной Америке есть не только курганы. Когда мне было девятнадцать лет и я училась в художественной школе, двое моих друзей повели меня посмотреть на какие-то постройки, обнаруженные ими в лесу за их домом. Обе постройки, как я сейчас вспоминаю, были из очень старого, слабо обожженного кирпича, а их входы — из местного красного песчаника, вытесанного в форме клинообразных камней, образующих правильные арки. Но важнее всего то, что оба строения целиком покрывала круглая земляная насыпь, или холм, который явно был насыпан после того, как их построили. Насыпи были примерно пяти с половиной метров в диаметре и трех-трех с половиной метров высотой. На вершине второй, более крупной насыпи, неподалеку от первой, рос огромный дуб, так что ей, как мы предположили, было не меньше двухсот лет. А если так, то постройки были возведены в тот же период, что и некоторые из старинных домов в округе, построенных из того же песчаника еще в восемнадцатом веке, до Войны за независимость. Мы подумали, что они могли служить чем-то вроде печей (хотя никаких следов огня там не было) или погребов для корнеплодов. Но каково бы ни было их исходное назначение, они остаются насыпями, весьма заросшими растительностью, и они находятся в том же лесу, где за десять лет до того я видела фей.

Традиция говорит нам о том, что, помимо курганов фей и холмов фей, встреча с феей весьма вероятна и в таком месте, как кольцо фей. Эти кольца, в отличие от колец из стоячих камней, встречаются не только в Северной Европе и на Британских островах. Очевидно, они могут возникать где угодно. Правда, как и курганы в Европе, они бывают двух типов. Один из них — это кольцо из грибов, некоторые из которых размером с тарелку, появляющееся внезапно, всего за одну ночь. Другой тип меньше бросается в глаза: это кольцо из травы, которая на вид гуще, зеленее, сочнее и растет быстрее, чем трава вокруг. Это травяное кольцо фей не исчезает, если траву скосить: оно по-прежнему выделяется более темным зеленым цветом, а через несколько дней трава на нем снова будет выше и гуще, чем остальная. Но, так же как и грибное кольцо фей, травяные кольца появляются из-за подземной сети волокнистых частей грибов, называемой мицелием, или грибницей. Есть еще один термин — «Трон фей».

Это, скорее всего, небольшие круглые (диаметром 30-60 сантиметров) пучки травы определенного вида, которую не едят овцы, и она роскошно разрастается даже на совершенно вытоптанном пастбище.

Но, невзирая на рациональные объяснения, эти кольца фей обладают магической и таинственной аурой, и между грибами и феями существует вполне реальная связь. И вновь связующим звеном оказывается шаманизм. Во многих различных культурах шаман поедал некоторые виды грибов; это было частью ритуала, с помощью которого он проникал во владения духов. Когда я только делала первые шаги по тропе ведовства, одна ведьма сказала мне, что поедание грибов помогает развивать духовные и оккультные способности. Я заставила себя привыкнуть к этой пище и думаю, что она, возможно, была права.

С феями традиционно ассоциируются и некоторые породы деревьев. В первую очередь это дуб, особенно дуплистый. Поэтому для привлечения фей можно в качестве амулетов носить желуди.

Для древних народов Европы дуб символизировал все атрибуты Рогатого бога, или Духа-Отца, и поэтому дубы считались священными деревьями, через посредство которых материальный мир связан с миром духа. Возможно, это было одной из причин, по которой эти древние люди делали из дуплистых дубовых бревен гробы для своих знатных соплеменников; эти гробы и лежат в глубине многих могильных холмов, называемых курганами фей. И как раз на бревне упавшего дуба я сидела когда-то, когда увидела фей.

Когда дерево каркас поражено болезнетворными бактериями, на нем вырастают пучки веток, называемые «ведьмины метлы». Эти ведьмины метлы и вправду напоминают традиционное помело ведьмы; из небольших пучков получаются превосходные амулеты, которые можно использовать для связи с владениями фей. Но прежде всего каркас (или любое другое дерево, на котором вырастает ведьмина метла) традиционно считается местом, где могут собираться феи. Хотя почти все деревья ассоциируются с феями, возможно, сильнее всего связан с ними боярышник. Его розовыми и белыми цветами украшали древние алтари от Греции до Ирландии. На Британских островах он нередко растет поблизости от священных ручьев или родников, и феи, связанные с этими деревьями, могут при определенных обстоятельствах исполнять желания.

Традиционный способ загадывания желаний у боярышника — оставлять на дереве лоскутки ткани, символизирующие ваше пожелание. Во время полнолуния пойдите к боярышнику и возьмите с собой разноцветные лоскутки ткани, выбирая подходящий цвет для каждого желания, которое вы хотите загадать. Постойте молча у дерева, внутренне настройтесь на него. Когда почувствуете, что вы привлекли внимание и вызвали одобрение духа дерева, берите по одному цветному лоскутку и держите его в руке, концентрируясь на своем желании и зрительно представляя себе логичный способ, которым оно могло бы исполниться. Затем вешайте лоскуток на дерево, нацепляя его на одну из его колючек; при этом произносите нараспев ваше желание, используя слова, соответствующие желанию и цвету ткани.

Для защиты используйте голубую ткань и такие слова:

Вместе с этой колючкой будет сей амулет

Защищатв мою семвю от вреда.

Для процветания используйте темно-зеленый цвет и такие слова:

Дух этого боярышника,

Пошли мне процветание.

Для любви и романтических отношений возьмите лоскутки розовой или красной ткани и распевайте такие слова:

Чары розы и боярышника,

Приведите ко мне мою верную любовь.

Чтобы достичь оккультных знаний, используйте темно-фиолетовую или темно-синюю ткань и произносите нараспев следующие слова:

Самой темной ночью, о боярышник,

Открой мне тайну.

Загадайте столько желаний, сколько захотите, но проследите за тем, чтобы каждый раз использовать разный текст, так чтобы каждое пожелание было отдельным ритуалом, и для каждого заклинания по возможности подбирайте особые слова.

Если ваша потребность неотложна, используйте несколько лоскутков одного цвета, повторяя одно и то же заклинание.

Закончив, оставьте подходящий дар духу дерева. А когда ваше желание исполнится, вернитесь к дереву с дополнительным, благодарственным приношением.

В некоторых традициях на ветках боярышника вешают также скорлупки крашеных яиц — символы загаданных желаний; а поскольку боярышник часто растет рядом со священными родниками или родниками, исполняющими желания, это весьма напоминает украинский обычай пускать скорлупки крашеных яиц по течению ручьев и рек — в качестве вести Блаженным о возвращении весны.

Леса и кущи вдали от городов всегда считались местами, где, вероятно, обитают феи и духи Природы. Тенистый лес, где растет пахучий папоротник, а высокий, величавый дуб уступает место буку с серебристой корой, где щебечущие птицы собирают нектар с дикого розового рододендрона, или покрытый мхом берег лесного озерца, где греющиеся на солнце черепахи тихо соскальзывают с бревна и прячутся при звуке приближающихся шагов, но, словно по волшебству, снова возникают на бревне — все это места обитания фей, чье присутствие если не видится, то ощущается. Подобно деревьям, некоторые растения также наделены особой связью с феями. Папоротники, естественно, тесно связаны с срея-ми, но некоторые папоротники — особенно сильно. Один из них — это папоротник-орляк, чьи большие, кружевные треугольные листья образуют шатры в полуметре от земли в пронизанном ароматом святок сосновом бору. Вид редкого папоротника-адиантума (его называют «девичьими волосами» из-за тонких черных стеблей, поддерживающих большие полукруглые листья, состоящие из мелких листочков) почти всегда напоминает о феях. Гроздовник, папоротник настолько редкий, что кажется скорее мифическим, также ассоциируется с феями. К этой группе относится также эбонитовый асплениум. Все они — сказочно красивые папоротники. Грибы, поганки, мхи тоже навевают мысли о феях.

Из цветущих растений феи, кажется, особенно благосклонны к большим восковым, зонтичным листьям, под которыми скрываются цветки мандрагоры, к зеленовато-белым колоскам-соцветиям «змеиной травы», которые словно качаются и извиваются над землей на невидимых стеблях, и к канадскому ландышу с его крошечными цветочными гроздьями и листьями в форме сердца, который наполняет воздух ароматом и устилает лес цветочным ковром.

Обиталище духов Природы — не только леса, но и залитые лунным светом луга, ключи, родники и ручьи. Разные племена фей предпочитают разную среду обитания. Например, тролли, согласно поверьям, живут под мостами, а гномы предпочитают пещеры и рудники.

Если вам хочется не посещать фей в лесу, а создать для них окружение в своем собственном дворе, начните собирать и сажать деревья, папоротники и дикорастущие цветы, которые, как вам кажется, лучше всего соответствуют и подходят тому типу среды, который вы можете обеспечить. Во многих питомниках и по каталогам можно приобрести великолепное разнообразие редко встречающихся и исчезающих видов диких цветов и папоротников. Древесная стружка, солома, хвоя, листва — все это превосходные материалы для укрытия почвы. Для определенных растений необходимы определенные материалы; но они становятся питательной почвой и для некоторых странных и чудесных грибов, которые могут привлекать фей. Этому может послужить и кусок покрытого мхом бревна.

Начав разбивать сад, вы, возможно, пожелаете совершить над ним обряд посвящения, чтобы превратить его в убежище фей. Сначала очертите границы сада ритуальным ножом. Затем окропите его по периметру пихтовой или еловой веткой, смоченной в подсоленной ключевой воде. И наконец, очертите границы сада тлеющей палочкой благовоний, которую можно после этого оставить догорать в земле. Затем, взяв ореховую палочку, медленно обойдите сад и поприветствуйте растения каждого вида такими словами, как, например:

Духи ариземм,

Добро пожаловать в этот сад.

Ощутите, как ваша любовь истекает из сердца и устремляется по руке, а затем через палочку направляется к растению. Обратитесь к каждому растению (или группе растений), дереву и камню: так вы будете уверены, что ни одно не упустили из виду, потому что, как говорят, духи Природы бывают обидчивы. Может быть, вам захочется завершить обряд словами, подобными этим:

Именем богини

И бога (в его ипостаси повелителя зеленого леса)

Я объявляю этот сад убежищем

Для духов Природы

И детей богов.

После этого было бы уместно оставить в саду какой-нибудь дар, чтобы привлечь духов. Печенье, содовая вода, эль или сливки — все это будет оценено по достоинству. То же относится и к ярким, блестящим предметам — кольцам или бусинам. Некоторые камни также пользуются расположением фей. Лунный камень (полевой шпат) и кристаллы кварца, а особенно парные кристаллы ставролита, или крестового камня, образующие безупречные солнечные кресты, привлекательны для фей. Селенит, названный именем богини луны Селены, — еще один камень, который любят феи. Это кристаллическая форма гипса, из которого делается штукатурка, и эти кристаллы растут в пещерах. Селенит — единственный минерал, кристаллы которого обычно имеют изогнутую форму. Ношение этих камней в качестве амулетов также открывает канал, который может помочь увидеть фей.

Еще одно подходящее жилище для фей — кукольный дом. В детстве у меня был такой домик, и я знала, что в нем живут духи. Поэтому в своем кукольном домике я никогда не держала кукол: это было бы нарушением чужой собственности. Когда мне было лет двенадцать, мать его кому-то подарила. Почему-то ей взбрела в голову смешная мысль, что, когда я подрасту, я разлюблю такие вещи. Сейчас у меня другой кукольный дом, гораздо больше и дороже; и в нем тоже поселились духи, особенно на чердаке и в кухне.

Если у вас есть кукольный дом или другой подобный миниатюрный домик, то лучшего места для встречи с феями на их собственной территории и не придумаешь. Попробуйте следующее забавное упражнение: зажгите свечи перед кукольным домом, чтобы каждая комната освещалась ими, даже если там горит электрическая лампочка. Затем сядьте в удобное кресло очень близко к кукольному дому, так, чтобы он оказался на уровне ваших глаз. Вглядывайтесь пристально в каждую комнату, представляя себе, ка

Наши рекомендации