Каждый из них явится к Нему в День Воскрешения в одиночестве.
Сура 19 «Марьям», аяты 93-95
Всевышний Аллах сказал: «Мы соберём их всех и никого не упустим»(сура 18 «Пещера», аят 47).
Упомянутые аяты указывают на то, что собраны будут все творения: люди, джинны и ангелы. Возможно, в их число входят и животные.
Относительно животных среди учёных есть разногласия. Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) утверждает, что животные
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 264
тоже будут собраны. Вот его слова: «Что же касается животных, то все они будут собраны к Всевышнему Аллаху. На это указывает Коран и Сунна. Всевышний сказал: "Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу" (сура 6 "Скот" аят 38). Он также сказал: "...когда дикие звери будут собраны" (сура 81 "Скручивание" аят 5). Кроме того, Всевышний сказал: "Среди Его знамений — создание небес и земли, а также тех живых существ, которых Он расселил на них. Он способен собрать их, когда пожелает" (сура 42 "Совет", аят 29). А слово "когда" (в отличие от "если") употребляется в связи с событием, которое неминуемо произойдёт» [Маджму' аль-фатава].
Аль-Куртуби упомянул о разногласиях среди учёных в этом вопросе и сказал, что достоверные хадисы указывают на то, что животные тоже будут собраны: «Учёные разошлись во мнениях относительно сбора животных и отмщения одних другим с целью восстановления справедливости. От Ибн 'Аббаса передают, что смерть животных — это и есть их сбор, и таково мнение ад-Даххака. Но от Ибн 'Аббаса также передают, что животные будут воскрешены и собраны, и таково мнение Абу Зарра, Абу Хурайры, 'Амра ибн аль-'Аса, аль-Хасана аль-Басри и других, и это мнение правильное, потому что Всевышний сказал: "...когда дикие звери будут собраны"(сура 81 "Скручивание", аят 5); "А затем они будут собраны к своему Господу" (сура 6 "Скот", аят 38). Абу Хурайра сказал: "Аллах соберёт все Свои творения в День Воскрешения, включая зверей, птиц, насекомых и так далее, и Он будет настолько справедлив, что взыщет с рогатой скотины в пользу безрогой, после чего Он скажет: <Станьте землёй!> — и именно об этом слова Всевышнего: <А неверующий скажет: 'Лучше бы мне быть прахом!'>"»[Куртуби. Тазкира].
Как будет происходить сбор?
Рабы Всевышнего будут собраны нагими, босыми и необрезанными. Ибн 'Аббас передаёт слова Пророка : «Поистине, вы будетесобраны босыми, нагими и необрезанными». После этого Пророк прочитал аят: «Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это»(сура 21 «Пророки», аят 104) [Мишкат аль-масабих, № 5535].
ГЛАВА 3. ВОСКРЕШЕНИЕ 265
Когда 'Аиша услышала, как Посланник Аллаха сказал: «Люди будут собраны в День Воскрешения босыми, нагими и необрезанными», она спросила: «О Посланник Аллаха, мужчины и женщины будут вместе и станут смотреть друг на друга?» Он сказал в ответ: «О 'Аиша! Это будет день столь ужасный, что им будет не до того, чтобы смотреть друг на друга»[Бухари; Муслим; Мишкат аль-масабих, № 5536].
В некоторых хадисах упоминается о том, что каждый человек будет воскрешён в той одежде, которая была на нём в момент смерти. Абу Са'ид аль-Худри, когда к нему пришла смерть, попросил принести ему новую одежду и надел её, после чего сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: "Умерший будет воскрешён в той одежде, в которой он умер"»112[Абу Давуд; Ибн Хиббан; аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1671].
Аль-Байхаки упоминает три способа, которыми можно согласовать этот хадис с предыдущим.
1. Одежда людей истлеет после того, как они восстанут из своих могил, и к месту предстояния они придут уже нагими, а потом их облачат в одеяния Рая.
2. Сначала будут одеты пророки, затем самые искренние и праведные люди, а потом уже все остальные — в зависимости от своего положения, и каждый будет одет в такую одежду, которая была на нём в момент смерти. А потом обитатели Рая будут облачены в одежды Рая.
3. Под одеждой в данном случае подразумеваются дела, то есть каждый человек будет воскрешён, и при нём будут все его дела, как хорошие, так и скверные. Всевышний Аллах сказал: «Однако богобоязненность — лучшее одеяние» (сура 7 «Ограды», аят 26).
Всевышний также сказал: «Одежды свои очищай!»(сура 74 «Завернувшийся», аят 4).
В качества доказательства этой, последней, версии аль-Байхаки приводит хадис от аль-А'маша, переданный ему Абу Суфьяном со слов Джабира: «Каждый раб [Аллаха] будет воскрешён в таком состоянии, в котором он умер» [Ибн Касир. Фитан]. Этот хадис приводит Муслим в своём «Сахихе», и из него вовсе не следует, что раб Всевышнего будет воскрешён в той одежде, в которой он
112 Аль-Хаким сказал: «Достоверный хадис, согласно условиям аль-Бухари и Муслима». С ним согласился аз-Захаби и шейх аль-Албани.
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 266
умер или в которой был похоронен. Из этого хадиса нетрудно понять, что человек в Судный день будет воскрешён таким, каким он был в момент смерти: верующимили неверующим, сомневающимся в истинности религии или не испытывающим сомнений. К тому же они воскреснут, делая то же, что делали они перед тем, как их постигла смерть. На это указывает хадис, который 'Абдаллах ибн 'Умар слышал от Посланника Аллаха : «Если Аллах желает наказать каких-нибудьлюдей, наказание постигает и тех [праведных верующих], которые были среди них, а потом они воскресают,[и каждому воздастся] в соответствии с его деяниями» [Муслим, № 2879].
Человек, находившийся в состоянии ихрама, в Судный день будет воскрешён произносящим тальбию. 'Абдаллах ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Один человек, находившийся вместе с Пророком , неожиданно упал со своей верблюдицы и сломал себе шею. ПосланникАллаха сказал: "Обмойте его водой с ююбой и заверните тело в два куска ткани, но не умащайте его благовониями и не покрывайте ему голову, ибо, поистине, в День Воскресения он будет воскрешён произносящим тальбию"»[Бухари; Муслим; Мишкат аль-масабих, № 1637].
Мученик будет воскрешён в Судный день со своими ранами, полученными перед смертью, и они будут сочиться кровью, и цвет её будет цветом крови, а запах — ароматом мускуса.
Именно поэтому желательно подсказывать умирающему слова: «Нет божества, кроме Аллаха», в надежде, что он умрет приверженцемединобожия и в Судный день будет воскрешён произносящим эти прекрасные слова.
Одежда рабов Всевышнего в День Воскрешения
Мы уже говорили о том, что в Судныйдень Аллах соберёт Своих рабов босыми, нагими и необрезанными, на что указывают достоверные хадисы, после чего люди будут одеты. Праведных людей облачат в прекрасные одежды, а скверных людей ждут одеяния из смолы, и онипокроются струпьями — в общем, их одежда будет отвратительной и отталкивающей.
Первым из рабов Всевышнего будет одет пророк Ибрахим Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Посланника Аллаха : «Поистине, первым из людей, кого оденут вСудный день, станет Ибрахим, хялиль [Милостивого]»[Бухари].
ГЛАВА 3. ВОСКРЕШЕНИЕ 267
Ибн Хаджар сказал: «Аль-Байхаки передаёт от Ибн 'Аббаса похожий хадис с добавлениями: "Первым, кто будет одет в одежды Рая, будет Ибрахим — его облачат в прекрасное райское одеяние. После этого принесут престол и поставят справа от Трона. А потом приведут меня и облачат в прекрасное райское одеяние, которое не способен представить человек"» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 384].
Учёные говорят, что причина, по которой именно Ибрахим будет одет первым, в том, что за всю историю человечества не было на земле человека более богобоязненного, чем Ибрахим, и его оденут первым, чтобы успокоилось сердце его. Есть ещё одна версия: его оденут первым потому, что он, как упоминается в одном из хадисов, был первым, кто стал носить подобие трусов, чтобы его срамные части не открывались во время совершения молитвы и не касались того места, где он совершал молитву. Он исполнил веление своего Господа, и за это Всевышний сделал его первым, кто будет одет в Судный день. Третья версия: возможно, что те, кто бросил его в огонь, раздели его догола на глазах у людей, как поступают с тем, кого собираются убить, и возмещением ему за это станет то, что он будет одет первым из всех людей в Судный день. Это, пожалуй, наилучшая версия [Куртуби. Тазкира].
Глава 4. Место сбора
Земля, на поверхности которой будут собраны рабы Всевышнего в Судный день, будет отличаться от той земли, на которой мы живём сейчас. Всевышний Аллах сказал: