Как совместить между приказом спешить с разговением и приказом спешить с молитвой магриб?

На этот вопрос дал ответ шейх Альбани:«Имеется хадис, которым часто пренебрегают из-за другого хадиса, потому что большинство людей неспособны совместить их значение на практике. Этот хадис – его, мир ему и благословение Аллаха, высказывание: «Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять разговение и задерживать предрассветную пищу».

Здесь упомянуты два вопроса, и ими пренебрегает большинство людей: ускорение разговения и отсрочка предрассветной пищи (сухур).

Что касается пренебрежения первым вопросом, заключающемся в ускорении разговения, то, по мнению некоторых людей, это противоречит другому хадису, в котором он, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Моя Умма будет на добре, пока люди будут ускорять молитву магриб (вечернюю)».

Мы имеем два предписания, ускорить два дела. Некоторым людям кажется, что мы не можем одновременно ускорять оба из них. Но согласование между предписанием ускорить разговение и предписанием ускорить молитву магриб – очень легкий вопрос. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил это на практике. Он, мир ему и благословение Аллаха, разговлялся тремя финиками. Он съедал три финика, затем совершал молитву магриб, затем ел снова, если считал, что нуждается в ужине». Источник: «Сунны, которыми пренебрегают в месяце Рамадан».

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я никогда не видел, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал вечернюю (магъриб) молитву, когда он постился, не разговившись хотя бы водой”. (Абу Я’ля, Ибн Хузайма. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Сахих ат-таргъиб” 1076).

Говорит шейх Альбани: «Но сегодня мы впадаем в две ошибки. Во-первых, мы задерживаем азан (призыв на молитву) от его узаконенного времени. А после этой задержки приходит другая задержка, которая состоит в том, что мы садимся за еду, за исключением отдельных людей, которые разговляются и совершают молитву магриб в мечети. Но большинство людей ждет азана, а затем садятся есть, как будто собираются обедать, или ужинать, а не просто начать разговение».

Он также сказал: «Важным является то, что ифтар, который в соответствии с законом не надо откладывать, должен состоять из нескольких фиников. Затем мы должны поспешить совершить молитву. После нее люди могут садиться и ужинать, если они в этом нуждаются».

Источник: «Сунны, которыми пренебрегают в месяце Рамадан».

От сподвижников – да будет доволен им Аллах! – передаётся, что временем заката они называли скрытие солнца под завесой (ночи). Употребляемые ими фразы были разными, кто-то говорил: «зашло солнце» («габати-ш-шамсу»), — другие говорили: «спряталось за завесой» («таварат би-ль-хиджаб»), — третьи говорили: «закатилось солнце» («ваджабати-ш-шамсу»). Все эти фразы имеют один смысл – заход полностью всего солнечного диска за горизонт (гыябу-ль-кулийу ли-курси-ш-шамси).

Аль-Бухари (1954) и Муслим (1100) передали со слов ‘Умара б. аль-Хаттаба – да будет доволен им Аллах! – о том, как Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Если ночь придёт с этой стороны (с востока), день удалится в ту сторону (в сторону запада), и закатится солнце, то постящийся разговляется».

Ан-Навави сказал: «Относительно этих слов Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – ученые говорят: “Каждый из этих трёх признаков предполагает остальные и сопровождается ими. Пророк упомянул их вместе, чтобы человек, который находится в ущелье или в подобном месте и не имеет возможности наблюдать за закатом, основывался на приближении темноты и удалении света”, — а Аллах знает лучше!» (конец цитаты).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Как только диск солнца исчезнет полностью, постящийся должен разговляться, не обращая внимания на красное зарево, остающееся на горизонте”. Источник: "Маджму’уль-фатауа” 25/216.

Джабир рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у Аллаха Всемогущего и Великого во время каждого разговения есть те, кого Он освобождает от Огня, и это происходит каждую ночь!»" Ибн Маджах 1643, Ибн Хузайма 1883. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:«Муаззины – это те, кто охраняет разговение и сухур мусульман».ат-Табарани. Хафиз аль-Хайсами, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’» 6647.

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Узаконено спешить с разговением. Однако когда это осуществляют? (Ответ) Когда закатится солнце по единогласному мнению ученых, исходя из слов Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): «Если наступит ночь отсюда(и он указал на восток), а день уйдет сюда(и он указал на запад)и наступитночь, (которая наступает с закатом солнца), то постящийся приступает разговляться». Поэтому должен осуществиться закат солнца или же постящийся может разговляться согласно своему предположению, что солнце зашло. Если же есть большая вероятность, что солнце не зашло, то он не спешит с разговением. Если он сомневается в закате солнца, то не дозволено разговляться ему. А если же он знает, что солнце не зашло, то запрещено ему разговляться, поскольку запрещено разговляться в трех случаях, и узаконено в двух. Запрещено разговляться постящемуся, если он знает, что солнце не закатилось, или сомневается в его закате или же если у него наиболее вероятным является то, что солнце не зашло. Итак, если он знает, что солнце не зашло, то это состояние очевидно и понятно, так же, как и если он полагает, что оно не закатилось. Однако если он сомневается в его закате, то почему же не дозволено разговляться, как было дозволено принимать пищу, если человек сомневается в наступлении утренней зари? Потому что там основа – продолжительность ночи, а здесь же основа - продолжительность дня, поэтому не дозволено разговляться, когда постящийся сомневается в закате солнца. Но дозволено разговляться, если постящийся уверен в том, что солнце зашло, то есть он видел, как солнце закатилось. И это очевидно исходя из Корана и Сунны. Всевышний Аллах сказал:«Затем поститесь до ночи (которая наступает с закатом солнца)»(аль-Бакара,187).

Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал: «Если наступит ночь отсюда(и он указал на восток), а день уйдет сюда(и он указал на запад)и наступитночь (которая наступает с закатом солнца), то постящийся приступает разговляться».

Если же по всей вероятности постящегося солнце закатилось, то дозволено разговляться, более того, даже узаконено разговляться. Довод на это служит хадисАсмы бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: «Однажды при жизни Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)мы разговелись в пасмурный день, а потом выглянуло солнце» (аль-Бухари 1959).

Вывод из этого хадиса то, что они если бы были уверены в том, что солнце закатилось, то оно не показалось бы. И это указывает на то, что они поступали согласно большой вероятности. Если человек находится в комнате, в которой не имеются окон, и по всей его вероятности солнце зашло, то мы говорим: если есть какой-либо аргумент, то он поступает согласно с ним, поэтому если по всей его вероятности солнце зашло, то он разговляется. А если там нет ни каких доводов, однако просто затянулся день, то он не разговляется. (Быть может) причина этому является то, что он просто сильно проголодался, поэтому и затянулся день (как ему так показалось)» Источник: «Шарх Булугуль-Марам» 3\31.

Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: «Люди не перестанут находиться в добре до тех пор, пока будут спешить с разговением» (аль-Бухари 1957, Муслим 1092).

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Одной из польз этого хадиса то, что запаздывание с разговением является причиной обретения зла. И подобное понимается из внешнего смысла хадиса, что спешивший с разговением находится во благе. Поэтому понимается из этого то, что тот, кто запаздывает с разговением, пребывает во зле.

Также одной из польз этого хадиса то, что приверженцы религиозных нововведений, которые запаздывают с разговением, находятся во зле, поскольку Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал: «Люди не перестанут находиться в добре до тех пор, пока будут спешить с разговением». И здесь под добром подразумевается религиозное добро, а не мирское благо. Религиозное благо – это то, что возвращается к сердцу из его расширения и сияния»

Источник: «Шарх Булугуль-Марам» 3\32.

Также шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Извлекается ли такая польза из этого хадиса, что порицается излишествовать в религии? (Ответ) да, поскольку спешность с разговением противоречит излишеству. Излишествующий говорит: «Я не буду разговляться, пока не провозгласит муаззин азан из моего квартала, в котором я пребываю. Такой человек является излишествующим. Некоторые невежды видят своими глазами, что солнце зашло, однако, не начинают разговляться. Почему? Они говорят: «Потому что азана еще не было». В расчет принимаютзакат солнца, а не азан (или назидание в закате солнце, а не в азане в вопросе разговения)» Источник: «Шарх Булугуль-Марам» 3\32.

[Конец примечания].

Наши рекомендации