О необходимости спешить с разговением.

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Узаконено спешить с разговением. Однако когда это осуществляют? (Ответ) Когда закатится солнце по единогласному мнению ученых, исходя из слов Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): «Если наступит ночь отсюда(и он указал на восток), а день уйдет сюда(и он указал на запад)и наступитночь, (которая наступает с закатом солнца), то постящийся приступает разговляться». Поэтому должен осуществиться закат солнца или же постящийся может разговляться согласно своему предположению, что солнце зашло. Если же есть большая вероятность, что солнце не зашло, то он не спешит с разговением. Если он сомневается в закате солнца, то не дозволено разговляться ему. А если же он знает, что солнце не зашло, то запрещено ему разговляться, поскольку запрещено разговляться в трех случаях, и узаконено в двух. Запрещено разговляться постящемуся, если он знает, что солнце не закатилось, или сомневается в его закате или же если у него наиболее вероятным является то, что солнце не зашло. Итак, если он знает, что солнце не зашло, то это состояние очевидно и понятно, так же, как и если он полагает, что оно не закатилось. Однако если он сомневается в его закате, то почему же не дозволено разговляться, как было дозволено принимать пищу, если человек сомневается в наступлении утренней зари? Потому что там основа – продолжительность ночи, а здесь же основа - продолжительность дня, поэтому не дозволено разговляться, когда постящийся сомневается в закате солнца. Но дозволено разговляться, если постящийся уверен в том, что солнце зашло, то есть он видел, как солнце закатилось. И это очевидно исходя из Корана и Сунны. Всевышний Аллах сказал:«Затем поститесь до ночи (которая наступает с закатом солнца)»(аль-Бакара,187).

Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал: «Если наступит ночь отсюда(и он указал на восток), а день уйдет сюда(и он указал на запад)и наступитночь (которая наступает с закатом солнца), то постящийся приступает разговляться».

Если же по всей вероятности постящегося солнце закатилось, то дозволено разговляться, более того, даже узаконено разговляться. Довод на это служит хадисАсмы бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: «Однажды при жизни Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)мы разговелись в пасмурный день, а потом выглянуло солнце» (аль-Бухари 1959).

Вывод из этого хадиса то, что они если бы были уверены в том, что солнце закатилось, то оно не показалось бы. И это указывает на то, что они поступали согласно большой вероятности. Если человек находится в комнате, в которой не имеются окон, и по всей его вероятности солнце зашло, то мы говорим: если есть какой-либо аргумент, то он поступает согласно с ним, поэтому если по всей его вероятности солнце зашло, то он разговляется. А если там нет ни каких доводов, однако просто затянулся день, то он не разговляется. (Быть может) причина этому является то, что он просто сильно проголодался, поэтому и затянулся день (как ему так показалось)» Источник: «Шарх Булугуль-Марам» 3\31.

Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал: «Люди не перестанут находиться в добре до тех пор, пока будут спешить с разговением» (аль-Бухари 1957, Муслим 1092).

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Одной из польз этого хадиса то, что запаздывание с разговением является причиной обретения зла. И подобное понимается из внешнего смысла хадиса, что спешивший с разговением находится во благе. Поэтому понимается из этого то, что тот, кто запаздывает с разговением, пребывает во зле.

Также одной из польз этого хадиса то, что приверженцы религиозных нововведений, которые запаздывают с разговением, находятся во зле, поскольку Посланник(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал: «Люди не перестанут находиться в добре до тех пор, пока будут спешить с разговением». И здесь под добром подразумевается религиозное добро, а не мирское благо. Религиозное благо – это то, что возвращается к сердцу из его расширения и сияния»

Источник: «Шарх Булугуль-Марам» 3\32.

Также шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Извлекается ли такая польза из этого хадиса, что порицается излишествовать в религии? (Ответ) да, поскольку спешность с разговением противоречит излишеству. Излишествующий говорит: «Я не буду разговляться, пока не провозгласит муаззин азан из моего квартала, в котором я пребываю. Такой человек является излишествующим. Некоторые невежды видят своими глазами, что солнце зашло, однако, не начинают разговляться. Почему? Они говорят: «Потому что азана еще не было». В расчет принимаютзакат солнца, а не азан (или назидание в закате солнце, а не в азане в вопросе разговения)» Источник: «Шарх Булугуль-Марам» 3\32.

Наши рекомендации