Вопрос: 1786. Обязательно ли брать намерение на каждый день рамадана или достаточно общего нията.
https://youtu.be/5W5zPlGD3mc
Является ли обязательным в месяц Рамадан брать намерение на каждый день по отдельности, или достаточно взять одно намерение в начале месяца Рамадан на весь месяц? А также на другой не только на месяц Рамадана, а также на другие виды уразы, в которых ставиться условие на постоянство, как например если человек убил другого по ошибке, то он должен держать уразу 2 месяца подряд. Должен ли он брать намерение на каждый день уразы, что он сегодня держит уразу или достаточно взять намерение один раз, что он собирается держать уразу один раз целый месяц Рамадан или два месяца подряд?
В чем польза от этого вопроса? Если, например, человек лег спать перед магрибом и потом проснулся только после фаджра, например в 6 утра, т.е. после наступления рассвета. Т.е. он не взял намерение ночью, после магриба на то, что будет держать завтра уразу. Те, которые говорят, что нужно брать намерение на уразу на каждый день по отдельности считают, что сегодняшний день его уразы не действительным, потому что он не взял намерение на этот день. А те, которые говорят, что можно взять намерение заранее (не обязательно ночью), один раз за весь месяц, говорят, что это его ураза действительна, потому что он ложился спать с намерением.
В этом вопросе, есть разногласия большинство ученых, среди которых имам Ахмад, аш-Шафии, Абу Ханифа, и это риваят от Исхака, считают, что нужно брать намерение на каждый день месяца уразы отдельно. Чем они аргументировали свое мнение? Сказали: каждый день уразы является отдельным поклонением. Сегодня я держу уразу – отдельное поклонение. Завтра я держу уразу - это отдельное поклонение. Сказали поэтому, если я например испортил уразу во вторник, этим самым не портится моя ураза которую я продержал в понедельник. Т.е. они хотят доказать, что каждый день поста в Рамадан - это отдельное поклонение, а не одно и тоже поклонение. А как они доказывают, что это отдельное поклонение? Говорят, если я испортил уразу во вторник, это не влияет на мою уразу в понедельник. Т.е. моя ураза в понедельник остается действительной, значит, это каждый день уразы является отдельным поклонением. Соответственно, раз каждый день уразы является отдельным поклонением, значит, перед каждым днем нужно взять отдельное намерение, потому что поклонение зависит от намерений.
Второе мнение в вопросе, которого придерживался имам Малик, и Ахмад, в одном из риваятов от него и это риваят поддержал Ибн Акиль, а также Исхак, в одном риваятов от него и это мнение выбрал шейх уль-Ислам ибн Теймия то, что достаточно взять одно единственное намерение перед месяцем Рамадан, а также перед уразой, например за убийство по ошибке, можно взять намерение один раз, что я собираюсь держать уразу два месяца подряд и не обязательно каждую ночь брать намерение на следующий день, но с условием, чтобы этот человек не прервал свое намерение. Как это понимать прервал свое намерение (?), (ответ): например, человек взял намерение, что он будет держать целый месяц Рамадан уразу, потом неделю продержал и заболел и решил больше уразу не держать, пока он болен. Этим самым он прервал уразу, потом когда он выздоровеет он должен взять намерение заново на следующие дни или достаточно ему того намерения, которое он взял в начале месяца Рамадан? Даже приверженцы второго мнения говорят, что нужно взять намерение заново, потому что первое намерение – общее, оказалось прерванным. В этом случае он должен взять намерение заново. И это второе мнение является более правильным и выбрал его шейх Усаймин. И за правильность этого второго мнения указывает общность слов Пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, «поистине все дела оцениваются по намерениям» Т.е. человек же взял намерение на целый месяц Рамадан. А также, потому что это единое поклонение и достаточно того, чтобы взять одно намерение на все это поклонение. Сказал шейх уль-Ислам ибн Теймия что, если один день уразы я испортил, это не влияет, на действительность другого дня уразы не говорит, что это отдельное поклонение. Как например хадж. Хадж – это одно, единое поклонение перед всевышним Аллахом, но не смотря на это оно состоит из различных обрядов, как например вступление в ихрам или стояние на Арафате или совершения обхода вокруг Каабы, или бег между Сафа и Марва. Из всех этих элементов состоит общее поклонение хадж. Если человек испортил таваф (обход вокруг Каабы), потому что совершал его без омовения, или не полностью совершил круг. Кааба кубической формы и перед ней есть полукруг. И между этим полукругом и самим кубическим зданием есть проход, т.е. когда человек совершает обход, он должен совершить обход весь, не только вокруг кубического здания, но и вокруг кубического полукруга, все должен обхватывать своим обходом. Но если человек схитрил, весь обход не сделал, пробежал в проход и только маленький таваф сделал. Этот круг не засчитывается ему. Должен делать обход вокруг всего его здание, т.е. вместе с этим полукругом. Теперь говорит ибн Теймия, если человек схитрил и совершил таваф неправильно, решил только кубическую форму обойти, т.е. его таваф недействителен. Влияет ли это на его весь хадж? Не влияет. Недействительность обхода не влияет, например, на действительность стояния на Арафате. Вместе с этим мы говорим, что хадж это единое поклонение.
То же самое здесь, если я нарушил уразу во вторник не влияет на действительность моей уразы в понедельник, но это не говорит, что обряд уразы в месяц Рамадан это тридцать разных поклонений. Т.е. ураза в месяц рамадан это единое поклонение или 30 разных поклонений? Ибн Теймия говорит это единое поклонение, а не 30 разных поклонений, также как хадж - единое поклонение, которое состоит из отдельных обрядов. Разные обряды, но поклонение единое. То же самое месяц Рамадан состоит из различных дней, но является единым поклонением, которое называется ураза в месяц Рамадан. Для чего это все доказывается? Чтобы доказать, что достаточно взять одно намерение, перед месяц Рамадан и не обязательно брать намерение на каждый день по отдельности. Если испортился таваф, то эта порча не влияет на другие обряды, но несмотря на это хадж является одним единым поклонением и мы можем указать в чем польза от этого разногласия. Если человек заснул до захода солнца, до магриба лег спать и проснулся только после того как наступил второй рассвет, то по мнению большинства ученых - его сегодняшняя ураза будет не действительной, т.к. ночью он не взял намерение на эту уразу. А по второму мнению эта ураза является действительной, потому что он взял одно намерение перед месяцем Рамадан и это мнение является более правильным.
[Примечание редактора стенограммы]:
Некоторые учёные сказали, что в случае повторяющегося акта поклонения достаточно иметь намерение в его начале. Если этот акт поклонения будет прерван по уважительной причине, то необходимо обновить намерение.
Исходя из этого, если в первый день Рамадана у человека есть намерение поститься весь месяц, то этого достаточно для всего месяца до тех пор, пока он не нарушит эту последовательность по уважительной причине, подобно путешествию во время Рамадана. В этом случае, когда он снова начинает поститься, он должен обновить своё намерение.
Это более правильное мнение, потому что мусульмане, если их спросят, все как один скажут, что намереваются поститься весь месяц, от начала до конца. Даже если намерение не делается буквально, оно присутствует косвенно, потому что основой является то, что пост не будет прерван. Поэтому, мы говорим: если последовательность поста нарушается разрешенными причинами, а затем он возобновляет пост, то необходимо обновить намерение. И это представление, которое приносит душевное спокойствие.
Аш-Шархь ал-Мумти’ (том 6, стр. 369-370).
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил:
"Общеизвестно, что каждый мусульманин просыпается в последней части ночи и принимает пищу перед наступлением рассвета (сухур). И он, несомненно, этим желает соблюдать пост весь день. Поскольку любой разумный человек совершает какое-либо дело по своему выбору. И совершает он его по своему желанию, тогда как невозможно совершать что-либо, без желания. А желание это и есть намерение. Поэтому мусульманин принимает пищу в последней части ночи, только из-за того, что хочет поститься. Если бы он хотел просто принять пищу, то он обычно не совершает это в такое время. Поэтому это и есть – намерение! Однако это толкает нас к вопросу: Если же мусульманин заснул перед заходом солнца в месяц рамадан, и продолжал спать до следующего дня, пока не рассвело, так как его никто и не разбудил. И он не утвердил намерение ночью для следящего дня поста, то мы говорим ли, что пост его засчитывается, основываясь на прежнее сделанное им намерение? Или же мы говорим, что его пост не зачитывается, ибо он не утвердил намерение ночью?
Отвечая на это, мы говорим, что его пост засчитывается. Поскольку более правильное мнение (по мнению шейха – прим. пер), что утверждение намерение в начале наступления месяца рамадан, является достаточным, которое не нуждается в обновлении намерения каждый день. Кроме если там нет резких причин, которые позволяют разговляться. Поскольку, если он разговляется в середине месяца, то в таком случае необходимо обновлять намерение для соблюдения поста". Источник: "Мажмууъ фатава уа расаил" 19\176, ли шейх ибн Усаймин.
Хотя большинства ученых на том, что необходимо утверждать намерение каждую ночь рамадана. Так как пришел ясный четкий хадис, где было сказано: «Нет поста у того, кто не утвердил, до рассвета, намерение поститься» (Абу Дауд, Ибн Маджах, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
Имам Ибн Хузайма сказал: “Обязательно утверждать намерение на пост ночью, за исключением добровольного поста”. Источник: “Сахих Ибн Хузайма” 3/198.
Высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: "Чтобы было твердое намерение на соблюдение поста. И оно должно утверждаться каждую ночь в месяц рамадан. А помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам!". Источник: "фатауа ладжнатуль-даийма" лил бухус ълмийа уаль-ифта, 10\246.
А что касается вопроса, который затронул достопочтенный шейх и выдающийся ученый шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, то у такого мужчины пост действителен, исходя со слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Прощено моей общине, совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему их принудили»(Ибн Маджах 2045, аль-Байхакъи 7/356, ат-Тахауи 2/56).
Вопрос: После того, как наступил месяц Рамадан, намерение на пост достаточно в начале месяца или же должно быть каждую ночь?
Ответ шейха Ибн 'Усеймина: «В действительности, когда некоторые люди говорят о намерение, они не знают что такое намерение! Я не знаю, что он имеет в виду под намерением?! Если допустим человек встал в конце ночи, поел и попил, разве это не есть намерение?!
Намерение – это не какая-то вещь, которую можно рассчитать. Если человек совершает что-то, какое-то действие, значит, он намеревается его сделать. О Аллах, кроме как если человек сумасшедший, не понимает, что делает. Или человек, который потерял сознание, или же спящий. А что касается человека разумного, который согласно своему выбору, желанию совершает то или иное дело, то по его делу можно говорить, что он имел намерение его совершить.
Некоторые учёные говорят: «Если бы Аллах вменил в обязанность совершение дела без намерения, то это был бы приказ, который невозможно выполнить». И это действительно так. Если скажут тебе, например: «Возьми омовение без намерения, или соверши молитву без намерения (без желания), или постись без намерения, или ешь без намерения», то ты не сможешь.
Намерение – это не какая-то сложная вещь. Человек, если что-то делает, есть или пьёт, значит, он намеревался это сделать». Источник: «Маджу' фатауа», 19/177.
Намерение может быть изъявлено в любой момент ночи, даже если это произошло непосредственно перед началом Фаджр. Ния означает решимость в сердце сделать что-либо; произнесение его вслух это бид'а (недозволенное нововведение), и любой, кто знает, что завтра будет один из дней Рамадана и желает поститься, обязан изъявить намерение. (Маджму Фатава Шайх аль-Ислам, 25/215).
Так, шейх уль Ислам ибн Теймия сказал в аль-ихтияараат (с. 191):
«Если у человека прошло в мыслях, что он будет поститься утром, то он уже совершил намерение».
Постоянный комитет спросили:Как необходимо совершать намерение на Рамадан?
Они ответили: "Намерение совершается решением поститься. Необходимо совершать намерение на пост в месяц Рамадан каждую ночь".
Источник: «Фатава ал-Ладжна ад-Даима» (том 10, стр. 246).
Вопрос шейху ан-Наджми: В какое время должен постящийся взять намерение на пост?
Ответ: «Намерение на обязательный пост должно быть с ночи, до появления второго (истинного) рассвета, фаджра. Что касается добровольного поста, то намерение на него может быть и после восхода солнца, при условии, что человек ничего не ел и не пил, тогда его пост будет действительным». Источник: «Фатауа ас-Сыям», стр. 20.
Спросили шейха Мукбиля: Является ли обязательным делать намерение на каждый день в месяц Рамадан или же достаточно одного намерения, которые было в начале месяца? Когда он должно быть?
Шейх ответил: «Пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) сказал:«Поистине дела (оцениваются, принимаются) только по намерениям, и каждому воздастся за его дела (наградой или грехом) согласно только его намерению (в этих делах)…» (Хадис приводят имам аль-Бухари (1), и имам Муслим (1907)). Это довод на то, что намерение обязательно должно быть в совершаемых делах. Из этого становится понятным (ясным) то, что намерение должно быть каждый день поста (в месяц Рамадан).
И это не то, чтобы человек говорил: «Я намереваюсь поститься такой-то или такой-то день в месяц Рамадан». Однако намерение – это стремление. И то, что ты встал для сухура считается намерением. Также твоё воздержание от еды и питься считается намерением.
Что касается хадиса: «У того, кто не взял намерение с ночи, нет поста», то он является слабым (да’ыйф), хотя некоторые учёные и говорили о том, что он имеет хорошую степень (хасан)*. Однако правильным является то, что в нём есть неясность, путаница (идтыраб)**».
*(Такие учёные как ан-Науауи в «аль-Маджму’» (6/289), Ибн Хаджар в «Муафакату аль-хабр аль-хабр» (2/80), Ибн Муляккъыйн в «Тухфату аль-мухтадж» (2/80), ас-Суютый в «аль-Джами’ ас-Сагъыйр» (9018), также ад-Даракъутни, Ибн Хазм в «аль-Мухалля», и шейх аль-Альбани в «Сахих сунан ан-Насаи», и в «аль-Ируа» 914).
**(Хадис «мудтариб» - хадис, который приводится несколькими разными способами (путями), равносильными в плане надёжности передатчиков, без возможности объединить эти пути или выбрать более сильный, более правильный из них. См. «Шарх аль-Байкуния», шейха ‘абдуЛлах аль-Бухари, «ат-Таушийх аль-Хасис ‘аля музаккирати ‘ильм мусталях», шейха аль-Байдани).
[Конец примечания].