Будут ли райские женщины рожать детей?
Основа заключается в том, что в Раю не будет рождаемости. Всевышний Аллах сказал: «У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (аль-Бакъара 2: 25).
Муджахид сказал: “Т.е. супруги очищенные от месячных, справления малой и большой нужды, мокроты, слюней, выделений и родов”. См. “Тафсир ‘Абдур-Раззакъ” 1/63, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 265.
Однако, если кто-то из обитателей Рая возжелает ребенка, как скажем этого может пожелать семья, которой Аллах не дал потомства в мире этом, то это будет им даровано. Ведь со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если верующий пожелает ребенка в Раю, то его вынашивание, рождение и возраст произойдут в течение часа так, как он пожелал». Ахмад 9/3, ат-Тирмизи 2563, Ибн Маджах 4338, Ибн Хиббан 16/417. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам Ибн аль-Къайим, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль ибн Хади и Шу’айб аль-Арнаут. См. «Хади аль-аруах» 213, «Сахих аль-джами’» 6649, «ас-Сахих аль-Муснад» 387.
Если же кто-то скажет: «А как совместить этот хадис с тем, что сказал после его приведения имам ат-Тирмизи: “Ученые разошлись в этом вопросе. Некоторые говорили, что в Раю будет половой акт, но не будет рождаемости, и это передается от Тауса, Муджахида и Ибрахима ан-Наха’и. Сказал Мухаммад (аль-Бухари): “Исхакъ ибн Ибрахим говорил о хадисе: «Если верующий пожелает ребенка в Раю, то его вынашивание, рождение и возраст произойдут в течение часа так, как он пожелал. Однако он не пожелает этого”. Также передается от Абу Разина аль-‘Укъайли, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у обитателей Рая не будет детей»”. См. “ас-Сунан ат-Тирмизи” 2563.
Ответ на это с дозволения Аллаха таков:
Что касается хадиса, упомянутого имамом ат-Тирмизи, то шейх аль-Мубаракфури в комментарии к его «ас-Сунан» сказал: “Я не нашел того, кто приводил бы этот хадис с таким текстом. Однако есть хадис, который приводит Ахмад со слов Абу Разина аль-‘Укъайли, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Праведные женщины в Раю будут для праведных мужчин, которые будут наслаждаться друг другом так же, как вы делали это в мире этом. Однако они не будут рожать»”. См. “Тухфатуль-ахуази” 6/435.
Что касается слов, передаваемых от Исхакъа: «Если верующий пожелает ребенка в Раю, то его вынашивание, рождение и возраст произойдут в течение часа так, как он пожелал. Однако он не пожелает этого», то шейх аль-Альбани сказал про последнее предложение так: “Это слова Исхакъа и они не относятся к хадису. Более того они не имеют доказательств из достоверной Сунны. Для их опровержения достаточно будет хотя бы и того, что очевидный смысл этого хадиса противоречит им”. См. “Мишкат аль-масабих” 3/1571.
А что касается хадиса, который упомянул шейх аль-Мубаракфури, то это длинный хадис, который приводит имам Ахмад в своем «аль-Муснад» 4/13 и др. со слов Абу Разина Лякъыта ибн ‘Амира аль-‘Укъайли, в котором описываются события Судного дня, Ада и Рая. Ученые разногласили относительно его достоверности. Среди тех, кто усиливал и доказывал его достоверность, был имам Ибн аль-Къайим.
Однако хафиз Ибн Касир сказал о нем следующее: “Это очень редкий хадис, а некоторые его части содержат в себе отвергаемые вещи”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 5/72.
Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут в своем исследовании книги Ибн аль-Къайима «Задуль-ма’ад», в которой он привел этот хадис, сказали: “Иснад его слабый по причине неизвестности передатчиков ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Айяша и Дальхама ибн аль-Асуада. Поистине, никто не называл их надежными, кроме Ибн Хиббана, который, по своему обычаю, считал надежными неизвестных передатчиков. В этой связи поступок автора (Ибн аль-Къайима) и других, разделяющих это мнение, является крайне удивительным! Как они могли посчитать этот хадис достоверным, вместе с теми недостатками, которые в нем есть?!” См. “Задуль-ма’ад” 3/677.
Также шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут в исследовании пятого тома книги Ибн Касира «аль-Бидая уа-ннихая», сказал об этом хадисе: “Иснад его слабый, потому что переполнен неизвестными передатчиками, а в некоторых смыслах хадиса есть явно отвергаемые вещи, как на это укажет далее сам автор (Ибн Касир)”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 5/68.
Шейх аль-Альбани тоже назвал этот хадис слабым по причине четырех неизвестных передатчиков, присутствующих в его иснаде. См. “Тыхридж Китаб ас-Сунна” 524, 636.
Но даже если допустить, что данный хадис достоверен, то это нисколько не противоречит хадису о том, что Аллах дарует верующему ребенка в Раю, если тот сам пожелает этого. Слова о том, что не будет в Раю рождения, указывают лишь на то, что этого не будет в таком виде, как это было в мирской жизни. Т.е. что причиной беременности непременно должен стать половой акт, или, что для этого вообще нужна беременность и многое другое, без чего невозможно представить рождение в мире этом. А обсуждаемый нами хадис говорит о том, что Аллах дарует ребенка человеку просто из-за его желания этого, как об этом говорил хафиз Ибн Касир в «аль-Бидая» 2/344. И в этом нет ничего удивительного, ведь Всевышний Аллах сказал: «Для них там (в Раю) будет то, чего желают души и в чем услада для глаз» (аз-Зухруф 43: 71).
С кем будет женщина в Раю?
Всевышний Аллах сказал: «Им уготована Последняя обитель – сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками» (ар-Ра’д 13: 22-23).
«Войдите же в Рай радостными вместе со своими женами». (аз-Зухруф 43: 70).
С кем же будет женщина в Раю, если на протяжении ее жизни у нее был не один муж, за которых она после смерти предыдущего выходила замуж, если все они войдут в Рай?
Относительно этого вопроса ученые высказали три мнения:
Первое мнение состоит в том, что женщина будет в Раю с тем мужем, у которого был наилучший нрав. В доказательство сторонники этого мнения приводят хадис, передаваемый от Умм Хабибы (да будет доволен ею Аллах), что однажды она спросила пророка (мир ему и благословение Аллаха): “С кем будет женщина в Раю, если при жизни у нее было два мужа, и все они войдут в Рай?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Она будет с тем, у кого был лучший нрав о Умм Хабиба, ибо лучший нрав есть самое лучшее в мире этом и в мире ином!»
Однако данный хадис недостоверный, о чем говорили многие имамы, что в свою очередь делает это мнение несостоятельным. См. “ад-Ду’афа” 2/171, “аль-Камиль” 5/347, “Тахридж аль-Ихья” 3/56.
Второе мнение состоит в том, что женщина будет выбирать сама, с каким мужем она хочет быть, и, в частности, этого мнения придерживался имам аль-Къуртуби. А из современных ученых, отдавших ему предпочтение, был шейх Ибн ‘Усаймин. Однако это мнение также является слабым, поскольку не имеет под собой никакого доказательства, даже в виде слабого хадиса.
Третье и наиболее сильное своими аргументами мнение состоит в том, что женщина будет в Раю с тем из своих мужей, кто являлся последним по счету. Сообщается, что Му’ауия после смерти Абу ад-Дарда посватался к Умм ад-Дарда (да будет доволен ими всеми Аллах), и она сказала: “Я слышала, как Абу ад-Дарда говорил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая женщина, чей муж умер, и которая вышла замуж после него, будет с тем, кто был ее последним мужем». После чего Умм ад-Дарда сказала: “А я не хочу менять Абу д-Дарду на тебя”. ат-Табарани в “аль-Аусат” 3/275, аль-Асбахани в “ат-Табакъат” 4/36, аль-Хатыб в “ат-Тарих” 9/228.
Этот хадис передается несколькими путями, и, несмотря на то, что некоторые его пути имеют слабость, в совокупности он является достоверным. Так, хафиз аль-Бусыри о версии этого хадиса: «Женщина в Раю будет женой последнего мужа», сказал: “Все передатчики этого хадиса являются заслуживающими доверия”. См. “аль-Итхаф” 4398.
Также имамы Абу аш-Шейх, ас-Суюты и аль-Альбани подтвердили достоверность обсуждаемого хадиса. См. «Табакъат аль-мухаддисин би Асбахан» 4/36, «Сахих аль-джами’» 2704.
И исследователи книги «аль-Маталиб аль-‘алия» 8/463 во главе с шейхом Са’дом аш-Шасри назвали этот хадис достоверным в силу усиливающих его свидетельств.
Также это мнение усиливаются сообщениями от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что когда Асма бинт Абу Бакр – жена аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама, как-то стала жаловаться своему отцу – Абу Бакру (да будет доволен ими всеми Аллах) на то, что аз-Зубайир слишком строг к ней. На это он сказал ей: “О доченька, терпи. Ведь поистине, если у женщины был праведный муж, после смерти которого она не выходила замуж, то Аллах соберет их вместе в Раю”. Ибн ‘Асакир 1/193.
Также сообщается, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил своей жене: “Если ты желаешь быть моей женой в Раю, то не выходи замуж после моей смерти, ибо женщина в Раю будет с последним мужем. И именно по этой причине Аллах запретил женам пророка (мир ему и благословение Аллаха) выходить замуж после него, ибо они будут его женами в Раю”. аль-Байхакъи в “ас-Сунан” 7/69.
В данной теме хотелось обратить внимание на недоумение, возникающее у некоторых наших сестер, говорящих примерно следующее: «А если я не люблю своего мужа, неужели и тогда я буду в Раю с ним?» Или: «Если я не смогла выйти замуж за того, кого любила, значит и в Раю я буду с нелюбимым?»
Не хотелось бы никого оскорбить, но давайте для начала заслужим Рай. А во-вторых, в данном случае налицо элементарное невежество произносящих подобное. Мысли и слова сродни этим могут исходить только от людей, которые в полной мере не осознают того, что такое Рай. Ведь в Раю нет таких качеств, как злоба, зависть, ревность, ненависть, нелюбовь, скука и пр. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников. Входите сюда с миром, будучи в безопасности. Мы исторгнем из их сердец злобу, и они как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу. Там их не коснется усталость, и их не изгонят оттуда» (аль-Хиджр 15: 45-48).
И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил об отношениях супругов в Раю: «Не будет меж ними ни разногласий, ни ненависти, и сердца их будут подобны единому сердцу». аль-Бухари 3245, Муслим 2834.
К подобным нелепостям также относятся и слова особо беспокойных натур: «А если я очень ревнивая и не желаю, чтобы у моего мужа были другие жены даже в Раю? И каким образом он будет делить между нами ночи?»
Как уже было сказано, в Раю не будет таких качеств, как ревность или зависть. Более того в хадисах ясно говорится о том, что жены мужчины не будут даже видеть друг друга. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, есть в Раю шатер, сделанный из полой жемчужины, ширина которого равна шестидесяти милям. В каждом из его углов находятся женщины, которые не видят тех, что находятся в других углах, которых будут посещать их мужья». аль-Бухари 3243, 4879, Муслим 2838.
А на счет слов: «как будет делить ночи», то следует знать, что в Раю нет ни солнца, ни луны, ни ночи, ни сна. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 11/127, “Тафсир аль-Багъауи” 5/243, “Тафсир Ибн Касир” 4/364.