Глава: О хорошем исповедании Ислама человеком.
Хадис №39 (41)
Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если раб /Аллаха/ примет Ислам, и Ислам его будет хорош, Аллах простит ему любой грех, совершённый им прежде, и после этого воздаяние /для него будет таким, что награда за/ каждое благое дело будет /для него, по меньшей мере,/ десятикратной, возрастая до семисоткратной. Что же касается /каждого/ дурного дела, то /воздастся за него только/ равным, если Аллах не простит его».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что неверие является причиной, препятствующей получению вознаграждения.
2. В хадисе указание на то, что награда за благое дело возрастает многократно. Что же касается дурного дела, то за него воздастся равным.
3. В хадисе опровержение хариджитам и другим течениям, которые обвиняют мусульман в неверии за совершенные ими грехи.
4. В хадисе указание на широту милости Аллаха.
5. В хадисе указание на то, что мусульманину не следует ограничиваться просто исповеданием Ислама, а следует стремиться к тому, чтобы его Ислам становился лучше.
6. В хадисе указание на то, что настоящее (хорошее) исповедание Ислама является причиной искупления того, что было до него.
7. В хадисе указание на существование хороших и благих дел и на то, что Всевышний Аллах все это исчисляет Своим рабам.
Глава: Больше всего Всемогущий и Великий Аллах любит такие религиозные дела, которые совершаются с наибольшим постоянством.
Хадис №40 (43)
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина [из племени бану Асад], спросил её: «Кто это?»/‘Аиша/ ответила: «Такая-то[бодрствует по ночам]», - и рассказала /ему/ о том, как она молится, что же касается Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: «Прекратите! Вы должны делать лишь такие [дела] , которые вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь!» /‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала/: «Больше всего Аллах любит такие религиозные /дела/, которые совершаются /человеком/ постоянно».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на дозволенность мужу спрашивать у своей жены о том, что за женщина находится в его доме или о том, с кем общается его супруга.
2. В хадисе указание на дозволенность упоминать имя чужой женщины при мужчине.
3. В хадисе указание на дозволенность тому, кто задает религиозный вопрос ученому о своем поклонении, упоминать свое поклонение.
4. В хадисе указание на то, что есть религиозные дела, которые любит Аллах, и такие, которые более любимы Аллаху.
5. В хадисе указание на то, что дела имеют разные степени, точно так же как и вера имеет разные степени.
6. В хадисе опровержение хариджитам, которые внешне выглядят самыми усердно поклоняющимися (набожными) людьми.
7. В хадисе указание на то, что эталоном праведности и правильности людей является Сунна, а не большое количество дел.
8. В хадисе указание на то, что следует прикрывать все пути и причины, ведущие людей к излишеству.
9. В хадисе указание на то, что умеренность в поклонении лучше большого количества и излишества в нем, что может стать причиной полного оставления этого поклонения.
10. В хадисе указание на желательность постоянства в делах, даже если эти дела будут не многочисленными.
11. В хадисе побуждение приказывать одобряемое и запрещать порицаемое и не молчать при ошибках семьи.
12. В хадисе указание на то, что слово «утомление» в данном хадисе, должно всегда быть упомянуто в сопоставлении: «Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь!»
13. В хадисе указание на то, что Всевышний Аллах обладает таким атрибутом как любовь.
Глава: Увеличение и уменьшение веры.
Хадис №41 (44)
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выйдет из Огня тот, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, - храня в сердце своём добро (в версии: «...иман...») весом /хотя бы/ с ячменное зерно, и выйдет из Огня тот, кто скажет: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, - храня в сердце своём добро весом /хотя бы/ с пшеничное зерно, и выйдет из Огня тот, кто скажет: “ Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, - храня в сердце своём добро весом /хотя бы/ с пылинку».
Примечание:
Шейх аль-Усаймин в своём шархе к «40 хадисам имама ан-Науауи», в разъяснении хадиса «Тот из вас, кто видит порицаемое, пусть исправит его своей рукой», говоря о пользе № 8, сказал следующее: «И нет нужды в том, что сейчас обсуждается среди молодежи и требующих знание, а это вопрос о том, что дела являются условием полноты или действительности /веры/. Нет нужды задавать этот вопрос. Если некий человек спросит: «Являются ли дела условием полноты веры или условием ее действительности?», - мы ему скажем, что сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах, почётнее тебя, и больше знанием, чем ты, и больше чем ты желали сделать добра, и они не задавали этот вопрос Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.Поэтому и ты ограничься тем, чем ограничились они. Если у нас есть довод, который указывает на то, что некое дело выводит человека из Ислама, то это дело становится условием действительности веры. Если же у нас есть довод на то, что некоторое дело не выводит человека из Ислама, это дело является условием полноты веры. И на этом /обсуждаемая/ тема заканчивается. А то, что вы в наше время берёте, опровергаете, спорите, а потом противоречащего себе называете мурджиитом, а соглащающемуся выражаете /свое/ довольство, а если же он что-то преувеличивает, говорите про него хауаридж - /все/ это неправильно. Поэтому я советую молодежи и требующим знание, чтобы они оставили эту тему. И мы говорим: «То, что Аллах и Его Посланник сделали условием действительности веры и того, что вера остаётся - это и является условием. А если /что-либо/ не /было сделано/ таковым, то /оно/ таковым не является». И на этом закончим».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что иман имеет разные степени, растет и уменьшается.
2. В хадисе указание на то, что иман – это слова, дела, убеждения.
3. В хадисе указание на достоинство единобожия.
4. В хадисе указание на обширность милости Аллаха.
5. В хадисе опровержение мурджиитам с той стороны, что в хадисе упомянуто о вхождении верующих в Огонь по причине упадка имана.
6. В хадисе опровержение хариджитам с той стороны, что в хадисе сказано о том, что мусульмане
выйдут из Огня.
7. В хадисе указание на то, что основа веры в сердце.
8. В хадисе указание на то, что одного произнесения языком свидетельства веры не достаточно, т.е. обязательно должны присутствовать дела (убеждение) сердца. И наоборот, т.е. что не достаточно только дел (убеждения) сердца, если нет произношения формулы веры языком.
9. В хадисе указание на дозволенность приводить материальные примеры чему-то нематериальному, чтобы разъяснить его смысл.
9. В хадисе указание на веру в Весы, которые будут установлены в Судный День, и на то, что дела будут взвешены.
10. В хадисе довод для тех, кто говорит о том, что оставляющий молитву по лени или небрежности
не является неверующим.
Хадис №42 (45)
Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что /как-то раз/ один иудей сказал (в версии: «...мужи из числа иудеев сказали...») ему: «О повелитель правоверных! Есть в вашем Писании один аят, который вы читаете, /и я думаю, что/ если бы он был ниспослан иудеям, то мы обязательно отмечали бы день (его ниспослания) как праздник». /Умар/ спросил: «И какой же это аят?» Тот сказал:«Сегодня Я довёл до совершенства для вас вашу религию, и довёл до конца Свою милость вам, и одобрил для вас Ислам в качестве религии».‘Умар сказал: «Нам известен этот день и то место, где /этот аят/ был ниспослан Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Это была пятница, когда он стоял на ‘Арафате [и я, клянусь Аллахом, был на Арафате]».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что мусульманину достаточно Корана и Сунны, и поэтому он не нуждается в книгах с разными голословными мнениями и т.п, однако он должен понимать Коран и Сунну только в соответствии с пониманием ученых.
2. В хадисе указание на то, что времена и места могут иметь превосходство друг перед другом.
3. В хадисе указание на достоинство дня Арафата и на то, что это праздник мусульман, как и пятница, тоже является праздником (ъид).
4. В хадисе указание на то, что дуа в день Арафата делается стоя.
5. В хадисе указание на то, что иудеи знают многие шариатские тексты, ниспосланные мусульманам.
6. В хадисе указание на то, что ликование и радость должны быть из-за милости ниспослания религии.
11. В хадисе указание на достоинство этой общины, так как ей была дарована милость совершенства и полноты религии.
12. В хадисе указание на то, что религия Аллаха полная и в ней нет недостатков.
13. В хадисе указание на порицание новшеств и опровержение всем приверженцам нововведений.
14. В хадисе указание на то, что Аллах доволен для нас Кораном и Сунной.
15. В хадисе указание на то, что так как религия Аллаха является полной, и в ней нет недостатков, то все, что появилось в ней после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не имеет отношения к религии.
16. В хадисе указание на то, что самой великой милостью, дарованной Всевышним Своим рабам, является милость Ислама.
17. В хадисе указание на порицание всех нововведений.
18. В хадисе указание на обязательность следования по пути праведных предшественников и по их манхаджу, так как религией, которую одобрил для нас Аллах, было то, что исповедовали праведные предшественники до того как появились новшества.