Глава: О различных степенях несправедливости.
Хадис №30 (32)
Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас‘уд), да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда был
ниспослан [этот аят], /в котором сказано/:
الَّذِينَ آمَنُواْ وَلَمْ يَلْبِسُواْ إِيمَانَهُم بِظُلْمٍ أُوْلَـئِكَ لَهُمُ الأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ
“Те, которые уверовали и не облекли свою веру несправедливостью, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем”, - [стало это тяжким] сподвижникам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и они стали говорить: “Кто же из нас не поступал несправедливо?” И тогда Всевышний Аллах ниспослал /другой аят, в котором было сказано/:
إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ
“…ведь многобожие — великая несправедливость!”» (в версии:«/Пророк, да благословит его Аллах и приветствует/ сказал: «Это не то, что о чем вы говорите. «...и не облекли свою веру несправедливостью», т.е. многобожием. Разве вы не слышали слова Лукмана, обращенные к его сыну:
يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ
«О сынок! Не приобщай к Аллаху сотоварищей»»).
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что не дозволено обвинять в неверии того, кто совершил какой-то грех.
2. В хадисе указание на то, что несправедливость («зульм») бывает большой и малой.
3. В хадисе указание на то, что вера становится тщетной по причине большого многобожия.
4. В хадисе указание на то, что может случиться так, что человек может стать вероотступником.
5. В хадисе указание на то, что для того, чтобы правильно вывести то или иное шариатское положение (хукм) в том или ином вопросе, следует смотреть на все доводы, говорящие об этом вопросе.
6.В хадисе указание на то, что прямое руководство (т.е. помощь от Аллаха в следовании по Прямому пути) и безопасность в полной мере дается обладателям полной веры. И человек лишается Прямого руководства и безопасности по мере упадка его веры. Как на это указывает конец аята: «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют Прямым путем».
7. В хадисе указание на то, что нет безгрешного человека, даже если он будет праведником или угодником, исключением являются пророки, как на это указывают слова сподвижников: “Кто же из нас не поступал несправедливо?”
8. В хадисе опровержение рафидитам, которые заявляют о безгрешности своих имамов.
9. В хадисе указание на то, что ширк является самой большой несправедливостью.
10. В хадисе указание на то, что всё, что меньше ширка, может быть прощено Аллахом.
11. В хадисе указание на то, что если требующий знаний находит в себе какое-то понимание или мнение, ему следует представить это понимание обладателям знания, чтобы они направили его в должное русло.
12. В хадисе указание на то, что перед чтением аята, когда он приводится в качестве довода, не узаконено читать истиъазу.
13. В хадисе указание на то, что сподвижники, не смотря на их знание арабского языка, не поняли эти аяты, а что говорить о тех, кто после них. Поэтому следует возвращаться к шариатскому смыслу прежде языкового.
14. Дозволенность откладывать разъяснение до тех времен, когда в этом будет нужда.
Глава: Признаки лицемера.
Хадис №31 (33)
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает /своё обещание/, а когда ему доверяются, он предаёт».
Хадис №32 (34)
'Абдуллах бин 'Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре /свойства/, а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. /Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто/ предаёт, когда ему доверяются (в версии: «...когда обещает, то нарушает /своё обещание/...»), лжёт, когда рассказывает /о чём-нибудь/, поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует /с кем-либо/».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на то, что в одном и том же человеке могут присутствовать как подчинение (Аллаху), так и ослушание, также вера и лицемерие. И в этом указание на то, что иман уменьшается. По этой причине хадис был приведен в Книге об имане.
2. В хадисе указание на то, что иман увеличивается и уменьшается.
3. В хадисе указание на то, что лицемерие имеет степени, точно также как и иман имеет степени.
4. В хадисе указание на то, что лицемерие, которое находится в сердце, имеет внешние признаки, которые проявляются в деяниях.
5. В хадисе указание на обязательность правдивости в речах и запрет лжи.
6. В хадисе указание на то, что деяния органов являются показателями того, что находится в сердце.
7. В хадисе указание на запрет нарушения обещаний, обмана и обязательность искреннего отношения к мусульманам.
8. В хадисе указание на обязательность выполнения обещаний.
9. В хадисе указание на запрет вероломства.
10. В хадисе указание на запрет покушения на тех неверующих, у которых есть договора с правительством мусульман и тех неверующих, кому предоставлена гарантия безопасности.
11. В хадисе указание на запрет беззакония и нарушения границ во время споров и вражды.
12. В хадисе указание на то, что все перечисленные качества являются признаком лицемерия и указание на то, что они охватывают как отношения с мусульманами, так и с неверующими.
13. В хадисе опровержение мурджиитам и хариджитам.
Глава: Совершение молитв в Ночь предопределения является признаком веры.
Хадис №33 (35)
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:“Тому, кто проведёт в молитвеНочь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи”».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на величие положения Ночи предопределения в Коране и Сунне.
2. В хадисе побуждение оживлять эту ночь в поклонении.
3. В хадисе опровержение мурджиитам, с той стороны, что это дело из имана.
4. В хадисе указание на то, что Ночь предопределения является лучшей ночью в году.
5. В хадисе указание на то, что на выделение какой-то особенной ночи для поклонения нужен довод из Корана и Сунны, в противном же случае подобное будет противоречием Сунне и новшеством.
6. В хадисе указание на то, что узаконенным оживлением ночи в поклонении будет то, на что указывают слова или дела Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же его подтверждения.
Глава: Участие в джихаде — от веры.
Хадис №34 (36)
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, (в версии: «Я слышал...») что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах /не замедлит/ наградить того, кто выйдет на Его путь. /Аллах скажет /: “Не побуждает его /к этому / ничто, кроме веры в Меня и веры посланникам Моим, и Мне надлежит вернуть его (домой) с доставшейся ему наградой или военной добычей или же ввести его в Рай!” И если бы это не обернулось трудностями для моей общины, то я не оставался бы (в версии: «...клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если бы не верующие мужи, которые не желают отставать от меня и те, которым я не могу найти верховых животных, я бы не отставал бы) позади отряда, [принимающего участие в джихаде,]? [Однако у меня нет верхового снаряжения и нет верховых животных, и мне тяжко то, что они остаются и не выходят со мной] [И клянусь Тем, в Чьей длани моя душа,] я обязательно пожелал бы быть убитым на пути Аллаха, а потом воскрешённым, потом снова убитым и снова воскрешённым, а потом снова убитым!».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1.В хадисе указание на гарантию от Всевышнего Аллаха и Его заботу о том, кто вышел усердствовать на пути Аллаха.
2.В хадисе побуждение принимать участие во всех военных походах.
3. В хадисе побуждение к желанию шахады на пути Аллаха.
4. В хадисе указание на то, что шахиды живы у своего Господа.
5. В хадисе указание на то, что жизнь на этом свете отличается от жизни в загробном мире.
6. В хадисе указание на мягкость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к своей общине.
7. В хадисе указание на то, что каждое действие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует воспринимать примером для подражания
8. В хадисе указание на дозволенность трофеев.
9.В хадисе указание на то, что джихад является обязанностью для части общины (фард кифая), а не для каждого (фард айн), т.е. если его выполняет часть общины, то грех спадает с остальной части.
10. В хадисе указание на наслаждение того, кто сражался на пути Аллаха и того, кто убит на пути Аллаха.