Глава: Неблагодарность по отношению к мужу и различные степени неверия.

Хадис №27 (29)

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Мне был показанАд, и оказалось, что большинство его обитателей — женщины, проявлявшие неверие (т.е. неблагодарность)». Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил:«Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния (, которые им оказывали). Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь (из таких женщин), а потом она увидит от тебя нечто (такое, что ей не понравится), то (обязательно) скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!”»».

Хадис в полной версии: Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «/Когда/ при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произошло солнечное затмение [, а в это время с ним были люди], он /начал совершать молитву/, и очень долго стоял, /то есть/ примерно столько, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочитать суру «аль-Бакара», потом надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и /снова/ стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, а потом /дважды/ склонился в земном поклоне. Потом он (встал и снова) стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил поясной поклон, который был короче первого, потом /выпрямился и/ стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил поясной поклон, который был короче первого, потом /выпрямился и дважды/ склонился в земном поклоне, а потом, когда уже показалось солнце, закончил /молиться/. Тогда (Пророк), да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и затмения их не случаются ни из-за смерти и ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, и поэтому, если вы увидите /подобное/, то поминайте Аллаха!» /Люди/ сказали: «О посланник Аллаха, мы видели, как ты взял что-то, /находясь/ на своём месте, а потом мы видели, как ты отошёл назад». /В ответ на это Пророк/, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я виделРай (в версии: «...мне был показан Рай...») и /протянул руки, чтобы/ взять гроздь /растущих там плодов/, и если бы я сумел сорвать её (в версии: «...взять ее...»), то вы, несомненно, могли бы питаться /этими плодами/ до скончания мира этого. Кроме того, мне было показано (в версии: «...я видел...») пламя /Ада/, и я не видел ничего более ужасного, чем /то, что увидел/ сегодня, и я увидел, что большинство обитателей Ада составляют женщины». /Люди/ спросили: «О посланник Аллаха, почему же так?» Он сказал: «Потому что они неблагодарны». /Люди/ спросили: «Они неблагодарны по отношению к Аллаху?» Он сказал: «Они неблагодарны по отношению /к своим/ мужьям и не благодарят за /оказываемые им/ благодеяния. Если ты всю жизнь станешь делать одной из таких добро, а потом она увидит от тебя что-нибудь /такое, что ей не понравится/, то скажет: “Я никогда не видела от тебя добра!”»».

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на то, что сны Пророка являются знамениями.

2. В хадисе указание на то, что очень часто источником многих бед бывают женщины.

3. В хадисе указание на то, что большинство обитателей Ада женщины.

4. В хадисе указание на то, что куфр бывает двух видов.

5. В хадисе указание на то, что грехи имеют разные степени.

6. В хадисе указание на то, что следует признавать достоинства и благочестие тех, кто обладает этими достоинствами.

7. В хадисе указание величие права мужа над женой.

8. В хадисе указание на порицание тех, кто преступает границы в спорах.

9. В хадисе указание на то, что Ад создан и существует.

10. В хадисе указание на то, что благие дела являются искуплением прегрешений.

11. В хадисе опровержение и указание на заблуждение хариджитов, которые обвиняют людей в неверии по причине совершенных ими грехов.

Глава: Грехи совершаются из-за невежества, но совершающего их не следует обвинять в неверии, если только он не впал в грех многобожия.

Хадис №28 (30)

Сообщается, что Маърур, да смилуется над ним Аллах, рассказывал, что однажды он«увидел [Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, в /местности/ Ар-Рабаза] в плаще, и на его рабе тоже был одет плащ. И я сказал /ему/: «Если бы ты снял с него это и одел на себя, получился бы полный наряд /хулля/, а ему дал бы другую одежду (в версии: «.../на нем/ была одежда и на его рабе /была такая же/ одежда, и я спросил его об этом...»). На что он ответил мне: «Как-то раз между мной и одним человеком произошла словесная перебранка (в версии: «...я стал ругать одного человека, которого я попрекнул его матерью...»), мать же его была иностранкой, и я оскорбил ее. Он рассказал обо мне (в версии: «...пожаловался на меня...») Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на что /Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,/ сказал мне: «Ты поносил такого то?» Я сказал: «Да», - /на что / он мне сказал: «Ты поносил его мать? (в версии:«Ты попрекал этого человека его матерью?») Я сказал: «Да», - /на что/ он сказал мне: «Поистине, в тебе сохранились|пережитки| невежества!» Я сказал: «Сейчас? При этой старости?» /На что/ он ответил:«Да. Они ваши братья [и являются вашими рабами], которых Аллах сделал подвластными вам. Так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите что-то непосильное, то оказывайте им помощь”».

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на достоинство скромности.

2. В хадисе указание на то, что люди на этом свете занимают разное (социальное) положение.

3. В хадисе указание на то, что следует брать причины, и на то, что это не противоречит упованию. (В полном сборнике «Сахиха» говорится о том, что Маърур бин Суейд встретил Абу Зарра в местности под названием Рабаза, где Абу Зарр находился на работе.)

4. В хадисе указание на то, что у подчиненных есть определенные права на тех, кто ими руководит.

5. В хадисе указание на запрет обязывать подчиненных той работой, которая им не по силам.

6. В хадисе побуждение сотрудничать в благом (маъруф).

7. В хадисе указание на то, что грехи являются проявлением невежества.

8. В хадисе указание на запрет использовать слово «джахиля» в его абсолютном смысле (как делал это Саид Кутб, называя исламское общество джахилией).

9. В хадисе указание на то, что в мусульманине наряду с его Исламом могут присутствовать какие-то качества, присущие неверующим.

10. В хадисе указание на запрет обвинять мусульман в неверии по причине совершаемых ими грехов.

11. В хадисе опровержение хариджитам и указание на то, что они противоречат шариатским текстам.

12. В хадисе указание на дозволенность шейху ругать своих учеников, если он видит в них какие-то серьезные оплошности.

13. В хадисе побуждение проявлять милосердие к созданиям.

14. В хадисе указание на достоинство проявления милосердия к созданиям.

15. В хадисе указание на необходимость благого отношения к слугам, однако это не указывает на обязательность равенства с ними.

16. В хадисе указание на запрет мусульманину возвышать себя над мусульманином, даже если тот будет рабом.

17. В хадисе указание на запрет попрека и на то, что попрек считается поношением.

Глава: Содержание которой имеет отношение к словам Всевышнего Аллаха: «Если две группы верующих вступят в сражение (между собой), то примирите их»(«Комнаты», 9).

Хадис №29 (31)

Аль-Ахнаф бин Къайс рассказывал: «/Однажды/ я отправился [в одну из ночей смуты] помочь этому человеку (в версии: «...сыну дяди Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует...»), и я встретил Абу Бакрату, и он спросил меня: «Куда собрался?» Я сказал: «Оказать поддержку этому человеку». /На что/ он мне сказал: «Возвращайся. И, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся вАду”. Я спросил: “О посланник Аллаха, (будет справедливо, если туда попадёт) убивший, но почему же и убитый?!” Он ответил: “Ведь и он хотел убить своего товарища!”»».

Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:

1. В хадисе указание на желательность оказывать помощь верующим (в некоторых версиях хадиса сказано о том, что аль-Ахнаф бни Къайс, передатчик хадиса, сказал: «Я отправился на помощь этому человеку (т.е. Али), и встретил меня Абу Бакра и спросил: «Куда ты?» Я ответил: «Помочь этому человеку». На что он мне сказал: «Вернись»! Я слышал …(хадис)»).

2. В хадисе побуждение приказывать одобряемое и запрещать порицаемое.

3. В хадисе указание на то, что тот, кто совершил большой грех, не является неверующим.

4. В хадисе опровержение хариджитам.

5. В хадисе указание на запрет убийства и на то, что убийца в Огне.

6. В хадисе опровержение «джамаату джихад», члены которого взрывают и убивают мусульман.

7. В хадисе указание на то, что тот, кто порицает что-то порицаемое, должен делать это на основе знаний и довода.

8. В хадисе указание на фикх и понимание праведных предшественников.

9. В хадисе указание на то, что если намерение утвердится, то оно записывается человеку.

10. В хадисе указание на дозволенность препираться студенту со своим шейхом в том, что ему непонятно. И что это не является отсутствием этикета.

11. В хадисе указание на этикет сподвижников с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

Наши рекомендации