Мусульманская армия у стен Хайбара
Последнюю ночь перед боем мусульмане провели близ Хайбара, однако иудеи не заметили их присутствия. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подходил к селению кого-либо из людей ночью, то никогда не нападал на них, не дождавшись утра[980]. А утром иудеи стали выходить со своими лопатами и большими корзинами, и когда они увидели пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то закричали: “Мухаммад, клянемся Аллахом, это Мухаммад со своей пятеркой!”[981] – и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах велик! Хайбар будет разрушен! Поистине, когда мы появляемся у селений (враждующих с нами), плохим становится утро для тех, кого предупреждали!”[982]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выбрал для своего лагеря какое-то место, и тогда к нему пришел Хубаб бин аль-Мунзир, да будет доволен им Аллах, который спросил его: “О посланник Аллаха, скажи мне, это место велел тебе занять Аллах или ты сам считаешь, что это оно лучше для ведения войны?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я сам так считаю”. Тогда Хубаб сказал: “О посланник Аллаха, это место находится слишком близко от укрепеления Натат, в котором находятся все бойцы Хайбара. Им все о нас известно, а мы не знаем о них ничего, и они могут достать нас своими стрелами, а мы их достать не можем. Кроме того, здесь они могут напасть на нас ночью, и это место находится в болотистой местности между пальмами, а это опасно, так не прикажешь ли ты, чтобы мы заняли другое место, где нет всего этого?” – и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это правильное мнение”, а потом перешел на другое место.
Приблизившись к Хайбару и посмотрев на него, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Стойте”, и войско остановилось, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах, Господь семи небес и того, что они собой покрывают, и Господь семи земель и того, что они на себе несут, и Господь шайтанов и тех, кого они сбили с пути, поистине, мы просим Тебя о благе этого селения, и благе тех, кто его населяет, и благе того, что в нем есть, и прибегаем к Тебе от зла этого селения, и зла тех, кто его населяет, и зла того, что в нем есть!” /Аллахумма, Рабба-с-самаввати-с-саб‘и ва ма азляльна, ва Рабба-ль-арадына-с-саб‘и ва ма акляльна, ва Рабба-ш-шайатына ва ма адляльна, фа инна ля-нас’алю-кя хайра хазихи-ль-карйати, ва хайра ахли-ха ва хайра ма фи-ха, ва на‘узу би-кя мин шарри хазихи-ль-карйати, ва шарри ахли-ха ва шарри ма фи-ха!/ – после чего сказал: “Вперед же с именем Аллаха!”[983]
Подготовка к сражению и укрепление Хайбара
Сообщается, что ночью перед сражением посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я непременно вручу это знамя тому человеку, который любит Аллаха и посланника Его и которого любят Аллах и посланник Его.” А наутро люди направились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желая увидеть, кому из них он вручит это знамя, и каждый из них хотел, чтобы знамя вручили ему, однако он спросил: “Где Али бин Абу Талиб?” Люди сказали: “О посланник Аллаха, у него болят глаза”.[984] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пошлите за ним”, а когда его привели, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поплевал ему на глаза, обратился к Аллаху с мольбой за него и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вручил знамя ему. После этого Али, да будет доволен им Аллах, спросил: “Следует ли нам сражаться с ними, пока они не станут такими же, как мы?”[985] – на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Иди не спеша, пока не встретишься с ними, а потом призови их к исламу и сообщи им о том, что является для них обязательным по отношению к Аллаху, и, клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами[986]!”[987]
Хайбар был разделен на две половины. В одной из них находилось пять укреплений:
1. Укрепление На‘им.
2. Укрепление ас-Са‘ба бин Му‘аза.
3. Укрепление “крепость аз-Зубайра”.
4. Укрепление Аби.
5. Укрепление ан-Низар.
Первые три из вышеупомянутых укреплений находились в месте под названием ан-Натат, а остальные два – в месте, которое называлось аш-Шикк.
В другой части Хайбара, носившей название аль-Кятиба, находились всего три укрепления:
1. Укрепление Аль-Камус (это было укрепление сыновей Абу-ль-Хукайка из племени бану ан-надир).
2. Укрепление аль-Ватих.
3. Укрепление ас-Салялим.
Помимо этих укреплений в Хайбаре имелись и другие, однако они были малы и не могли сравниться с теми укреплениями, которые были перечислены выше по степени своей неприступности и силе.
Жестокий бой разгорелся в первой части Хайбара, тогда как вторая сдалась без боя, несмотря на три своих укрепления и многочисленность бойцов.
Начало сражения и взятие укрепления На‘им
Первым из восьми укреплений, на штурм которого пошли мусульмане, было укрепление На‘им, в силу занимаемого им стратегического положения представлявшее собой первую линию обороны иудеев. Это укрепление принадлежало лучшему из иудейских воинов, Мархабу, который один стоил тысячи.
Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, привел мусульман к этому укреплению и призвал иудеев к исламу, однако они отвергли этот призыв и вышли навстречу мусульманам вместе со своим предводителем Мархабом, который стал вызывать кого-нибудь на поединок. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И когда мы подошли к Хайбару, появился их предводитель Мархаб, который принялся расхаживать перед нами, держа в руках меч и произнося такие стихи:
Уже узнал Хайбар, что я – Мархаб,
боец, хорошо вооруженный и испытанный
в войнах, когда они начинаются, разгораясь!
Против него вышел мой дядя Амир, который сказал:
Уже узнал Хайбар, что я – Амир,
хорошо вооруженный герой, который не боится рисковать собой!
Они обменялись ударами, и удар меча иудея пришелся по щиту моего дяди Амира, старавшегося достать своего противника снизу, но его меч был коротким, и после того, как он попытался поразить им голень этого иудея, острие меча поранило и его собственную коленную чашечку, в результате чего он умер, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о нем так: “Он получит двойную награду!” – и он соединил два своих пальца, после чего добавил: “Ведь, поистине, был он стойким борцом, и мало кто из арабов совершил то, что удалось совершить ему!”[988]
Похоже на то, что после этого Мархаб снова стал вызывать соперника на поединок, повторяя свои стихи: “Уже узнал Хайбар, что я – Мархаб … ”, и к нему вышел Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
– И Али сказал:
Я – тот, кого мать моя назвала Хайдаром[989].
Подобен я страшному на вид льву, обитающему в лесах,
и погублю я многих и многих из вас!
А потом он ударил Мархаба по голове и убил его, и в конечном итоге его усилия помогли мусульманам одержать победу.[990]
Когда Али, да будет доволен им Аллах, приблизился к их укреплениям, сверху на него посмотрел какой-то иудей и спросил: “Кто ты?” Он ответил: “Я – Али бин Абу Талиб”. Тогда этот иудей сказал: “Клянусь тем, что было ниспослано Мусе, вы одержите победу!”
Потом вперед вышел брат Мархаба, Йасир, который спросил: “Кто выйдет на бой?” К нему вышел аз-Зубайр, мать которого, Сафийа, да будет доволен Аллах ими обоими, спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “О посланник Аллаха, он убьет моего сына?” – на что он ответил: “Это твой сын убьет его”, и аз-Зубайр действительно убил его.
После этого за укрепление На‘им разгорелся жестокий бой, в процессе которого несколько предводителей иудеев были убиты, что привело к ослаблению сопротивления и лишило их возможности отражать атаки мусульман. По сообщениям различных источников, этот бой продолжался несколько дней, и мусульманам пришлось столкнуться с ожесточенным сопротивлением, однако в конце концов иудеи поняли, что долго они не продержаться, и перебрались из этого укрепления в укрепление ас-Са‘ба, а мусульмане штурмом захватили укрепление На‘им.
Захват укрепления ас-Са‘ба бин Му‘аза
Укрепление ас-Са‘ба было вторым по силе и неприступности после укрепления На‘им. Сначала мусульмане пошли на штурм этого укрепления под командованием аль-Хубаба бин аль-Мунзира аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, потом в течение трех дней подвергали его осаде, а на третий день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с особой мольбой, прося Его о помощи.
Ибн Исхак пишет:
– Люди из рода бану сахм племени аслам явились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: “Мы голодаем, и нет у нас ничего”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, поистине, Тебе известно об их положении, и о том, что у них нет больше сил, и о том, что мне нечего дать им[991], так отдай же им самое крупное их укрепление, чтобы им было этого достаточно, и дай им побольше еды и жира!” На следующий день по воле Всемогущего и Великого Аллаха укрепление ас-Са‘ба бин Му‘аза было взято, и нигде больше в Хайбаре не было столько провизии и курдючного жира.[992]
После того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратившийся к Аллаху с вышеупомянутой мольбой, стал побуждать мусульман к штурму этого укрепления, люди из бану аслам храбро сражались, а поединки и само сражение происходили перед этим укреплением, и еще до захода солнца в этот же день оно было взято, а мусульмане обнаружили в нем несколько катапульт и осадных машин.
Из-за сильного голода, о котором упоминает в своем сообщении Ибн Исхак, воины зарезали несколько домашних ослов и поставили на огонь котлы, но когда об этом узнал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он запретил употреблять в пищу это мясо.