Взаимосвязь священника, жертвы и храма.
Прощение – это результат очищения, которое производил священник посредством жертвы, которая приносилась в храме. Просим обратить ваше внимание на тесную взаимосвязь между священником, жертвой и храмом = скинией. Без жертвы не может быть священника, без священника не может быть жертвы, без храма не может быть того и другого. Глядя на эту мысль, в свете книги Левит, мы обнаружим, что священник, жертва и храм были целостной системой, которая была необходима для прощения грехов. В противном случае Божья Шехина – проявленное присутствие Бога – не могло бы находиться среди народа божьего – Израиля. Бог, движимый любовью к своему народу, даёт ему через пророка Моше (Моисея), систему жертвоприношения, в которой священник, жертва и храм неразделимы. Таким образом, система данная для прощения грехов, говорит о том, что грех существует, его сила реальна и очень пагубна. И чтобы сохранить свой народ от греха, Бог позаботился о том, чтобы дать средство борьбы с ним. Поэтому до прихода Машиаха этим средством являлась система: «жертва, храм, священник», а с приходом Машиаха этим средством должен стать непосредственно Сам Мессия.
Нередко в ТаНаХе прослеживается явно негативное отношение к жертвам. Но это не к самим жертвам, а к жертвам без внутреннего покаяния и искания Бога. Поэтому покаяние и вера в сердце крайне важны, но они не могут заменить постановления Торы о том, что без пролития крови не может быть прощения. Вывод таков: покаяние, молитвы, вера дополняют жертву, придают ей истинный смысл.
Мессия полностью заменил Собой функции жертвы, священника и храма, при этом, не отменяя покаяния, молитв, веры и т.п.
И поскольку система жертвоприношения должна была выглядеть как результат покаяния в сердце и желания большей близости с Богом, то пророк Гошеа (Осия) говорит:
Гошеа 6:6 (Осия)
Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Богопознания больше, чем всесожжений.
Итак, Бог не против всесожжений и жертв, которые Он Сам установил, но явно против жертвы без веры, покаяния, внутреннего смирения и стремления к Нему.
Амос 5:21-24
Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не посмотрю на благодарственную жертву из жирных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!
Итак, Бог хочет справедливости и правды, и при этом жертву. Хочется задать вопрос. Если есть справедливость и правда, зачем тогда жертва? С каким грехом нужно бороться? Здесь мы подходим к самой природе греха. Грех это не просто поступок. Грех это то, что побуждает делать этот поступок. Некто сказал: «ты грешник не потому, что ты грешишь, ты грешишь, потому что ты грешник». В иудаизме эта негативная мотивация называется «ецер га-ра» - злое желание. Давайте посмотрим, каким образом грех появился в человеке, ведь Бог создал человека праведным:
Когелет 7:29
Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
Вспомните, как змей в саду Эдема вселил в Еву сомнения в Боге, в правдивости Его слов, в чистоте Его мотивов. И когда Ева засомневалась в праведности Бога, она лишилась собственной праведности, результатом чего стало нарушение Божьей заповеди: «не ешьте с этого дерева». И наоборот, вера Богу, Его слову даёт нам возможность стать праведными, результатом чего будет исполнение заповедей. Смотрите, что сказал пророк Йоханан, который проповедовал погружение в покаяние для прощения грехов всему Израилю:
Иоанна 3:33
Принявший Его свидетельство печатью своею заверил, что Бог истинен.
Здесь имеется в виду свидетельство Йешуа из Нацерета. Именно поэтому за 600 лет до н.э. пророк Хавакук (Аввакум) говорит:
Хавакук 2:4
«…праведный своею верою жив будет».
Да! Без веры, праведности не достичь! Поэтому все праведники беспрекословно верили Богу, Его Торе, всем Его словам. Например, Аврагам наш отец, как пишет о нём Моше:
Брейшит 15:6
…поверил Господу, и Он защитал ему это в праведность.
Итак, вера - это эффективное оружие для разрушения «ецер га-ра». Но вера не во что попало, а вера в слова Бога. Где же их взять? Ответ простой: это свидетельства пророков в ТаНаХе и в Брит Хадаша. Говоря более привычно - это Библия. Теперь возвращаясь к нашей теме, давайте посмотрим в Тору – закон Моисея, и постараемся проследить функциональное описание священника, жертвы и храма. Пожалуйста, обратите особое внимание на выделенные жирным шрифтом выражения.
Ваикра 4:25, 26 (Левит)
и возьмет священник пальцем своим крови от жертвы за грех и возложит на рога жертвенника всесожжения, а остальную кровь его выльет к подножию жертвенника всесожжения; и весь жир его сожжет на жертвеннике, подобно как жир жертвы мирной, и так очистит его священник от греха его, и прощено будет ему.
Из этой цитаты легко сделать вывод, что очищает от греха священник посредством жертвы, в результате чего человек получает прощение. Жертва, в свою очередь, не может быть принята вне храма.
Дварим 12:13,14 (Второзаконие)
Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь,
Нетрудно увидеть, какое место избрал для этого Господь. Это мишкан = скиния, а впоследствии храм в Иерусалиме.
Ваикра 1:3,4 (Левит)
Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом;и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения - и приобретет он благоволение, для очищения грехов его.
Следующий отрывок Торы показывает нам роль помазания в Мишкане = переносном храме Моше:
Ваикра 8:10-12,30 (Левит)
И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие ее, чтобы освятить их; и возлил [Моисей] елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его…, и взял Моисей елея помазания и крови, которая на жертвеннике, и покропил Аарона и одежды его, и сыновей его и одежды сыновей его с ним; и так освятил Аарона и одежды его, и сыновей его и одежды сыновей его с ним.
Возложение рук указывает на факт отождествления человека с жертвой. А то, что священник и скиния были помазаны одним маслом, говорит о функциональном единстве скинии и священника. В тексте ясно сказано, что Моше мазал маслом для освящения скинии = мишкана. Освящение это значит отделение для Бога, а то, что отделено, является одним целым. Уже сейчас хорошо видна тесная связь священника, жертвы и храма как системы, действующей на основании веры в Бога, для эффективной борьбы с грехом на тот, домессианский период.
Ваикра 4:31,35 (Левит)
и весь жир ее отделит, подобно как отделяется жир из жертвы мирной, и сожжет его священник на жертвеннике в приятное благоухание Господу; и так очистит его священник, и прощено будет ему. И весь жир ее отделит, как отделяется жир овцы из жертвы мирной, и сожжет это священник на жертвеннике в жертву Господу; и так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и прощено будет ему.
Ваикра 5:10,13,16,18 (Левит)
…а другую употребит во всесожжение по установлению; и так очистит его священник от греха его, которым он согрешил, и прощено будет ему. ...И так очистит его священник от греха его, которым он согрешил в каком-нибудь из этих случаев, и прощено будет ему; [остаток] же принадлежит священнику, как приношение хлебное. …За ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему.…Пусть принесет к священнику в жертву повинности овна без порока, по оценке твоей, и загладит священник проступок его, в