Гриммельсгаузена о Симплициссимусе входит в цикл так называемых
"Симплицианских сочинений". Однако, почерпнув у Гриммельсгаузена некоторые
импульсы (Тридцатилетнюю войну как исторический фон для действия, образ
маркитантки по имени Кураж и пр.), Брехт написал пьесу по сюжету и
проблематике вполне самостоятельную, почти никак не связанную с повестью
Писателя XVII века.
Брехт неоднократно высказывался о "Мамаше Кураж", комментировал спорные
Или вызывающие различные толкования места, подчеркивал то, что считал
главным и важным, составил "модель", то есть полное описание поставленного
им спектакля -- мизансцена за мизансценой (часть этих материалов см. в кн.:
Бертольт Брехт, Театр, т. 5/1, "Искусство", М. 1965, стр. 382-449).
В пьесе чрезвычайно велика роль сонгов. "Мамаша Кураж и ее дети" --
один из наиболее совершенных в драматургии Брехта примеров сочетания
Сценического действия, диалога и сонгов, при котором последние образуют
Органически необходимый элемент художественного целого. Сонги очуждают
Действие, комментируют его, проливают дополнительный свет на характеры
Персонажей, иногда даже, как справедливо заметил один критик, являются
"ключом к основной драматической концепция пьесы". Так, например, песня
Кураж проходит сквозной нитью через всю пьесу. Ее первые строфы исполняются
в самом начале, когда Кураж на вопрос фельдфебеля: "Вы что за народ?" --
отвечает: "Народ торговый". За этой репликой следует сонг, с помощью
Которого маркитантка представляется публике, как в более поздние века люди
Более высокого общественного положения делали это С помощью визитной
Карточки. Следующие строфы исполняются в седьмой картине, звучит эта песня и
В финале. В этом сквозном сонге выражен лейтмотив всей темы Кураж: война и
Торговля, война -- источник коммерции.
Особое значение имеет сонг о великих людях. В нем сходятся все основные
Мотивы, В некоторых строфах этой песни слышатся пародийно-иронические
Интонации, что, однако, не нарушает того горького и глубоко серьезного
смысла, который в них заложен. "Мудрость" ведет Кураж к таким же печальным
Итогам, к каким она привела царя Соломона. Храбрость была причиной смерти
Эйлифа (равно как и Цезаря). Швейцеркас погиб, подобно Сократу, от
Честности. Немую Катрин ждет смерть, как святого Мартина,-- от
самоотверженности... Не в добродетелях ли источник зла в жизни человеческой?
Но этот упрощенный вывод, казалось бы, вытекающий из сонга, корректируется
Обстоятельствами сценического действия, ибо в то самое время, когда Кураж
вместе с поваром поет эту песню, она принимает трудное, но доброе решение:
Отклонить предложение повара и остаться с Катрин. Кураж отлично осознает все
Выгоды сделанного предложения и все тяжелые последствия отказа от него, но
человечность берет в ней верх. Следовательно, мало сказать: добро гибельно!
-- следует одновременно признать: добро человечно, оно присуще человеческой
природе! И если оно губит человека, то зло не в нем, а в тех обстоятельствах
Жизни, которые превращают его из блага в орудие гибели. Именно такова та
Сложная диалектика художественной мысли драматурга, которая вытекает из
Сопоставления, из взаимного комментирования сонга и сценического действия.
Премьера пьесы состоялась в Цюрихе (Швейцария) в театре "Шаушпильхауз"
Апреля 1941 года. Режиссером спектакля был Линдберг, художником Тео Отто,
Главную роль исполняла Тереза Гизе, а в роли Эйлифа выступал актер и
известный писатель-антифашист (автор книги "Болотные солдаты") Вольфганг
Лангхоф. Спектакль имел большой успех, но некоторые для Брехта принципиально
Важные акценты в идейной концепции пьесы были не совсем правильно поняты
Режиссером и критикой, что побудило автора несколько переработать
Первоначальный текст и создать новые редакции первой и пятой картин. Эта
исправленная редакция пьесы легла в основу всех немецких ее изданий, а также
русских переводов. Кроме печатаемого в настоящем издании и издававшегося еще
Прежде перевода С. Апта, имеется также перевод Б. Заходера и В. Розанова
(см.: Бертольт Брехт, Театр, т. 3, "Искусство", М. 1964).
Совершенно особое значение в истории мирового театра имела постановка
"Мамаши Кураж" в Берлине в Немецком театре имени Макса Рейнгардта,