Организационно-методические указания. Дисциплина «Математические методы в психологии» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, федерального компонента

Дисциплина «Математические методы в психологии» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин, федерального компонента. Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «Общая психология», «Математика», «Информатика и ЭВМ в психологии», «Психодиагностика», «Общий психологический практикум».

В свою очередь, знания и умения, приобретенные в процессе изучения курса, будут востребованы при написании выпускной квалификационной работы и дальнейшей практической деятельности психолога.

Программа дисциплины «Математические методы в психологии» составлена в соответствии с новыми требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общепрофессиональных дисциплин» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, утверждёнными Министерством образования РФ 03.03.2000 г.

В программу включены все дидактические единицы – темы федерального компонента курса «Математические методы в психологии», учитывающие региональную, национально этническую, профессиональную специфику вуза, научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплины в форме авторских лекционных курсов и разнообразных коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров.

Учебный курс "Математические методы в психологии" требует знания студентами высшей математики с основами математической статистики. Поэтому изучение этого предмета целесообразно на 2-м или 3-м курсах. Очень важны межпредметные связи также с курсами "Экспериментальная психология" и "Психодиагностика", которые могут изучаться параллельно.

Психологу в своей научной и практической работе постоянно приходится отбирать, классифицировать и упорядочивать те конкретные результаты, которые он получает в практическом исследовании своего объекта, связывать их с другими данными так, чтобы можно было принять верное решение. Именно обоснованные достоверные заключения и может сделать психолог на основе аппарата математической статистики.

Одно из достижений отечественной науки последних десятилетий — широкое проникновение не только в психологическое исследование, но и в психологическую практику персональных компьютеров, которые значительно расширяют возможности психолога, как при исследовании психики, так и при математическом анализе собранного материала.

Дисциплина «Математические методы в психологии» вооружает студентов знаниями и умениями делать достоверные выводы на основе математико-статистического анализа экспериментального материала.

Эти знания и умения по дисциплине будут востребованы при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, в которых требуется проведение и анализ результатов экспериментального исследования.

Изучение курса «Математические методы в психологии» предполагает тесное взаимодействие таких видов обучения как лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых в области математико-статистического анализа результатов исследования.

На практических занятиях студенты знакомятся с алгоритмами применения математико-статистических процедур анализа, приобретают навыки проверки гипотез исследования и расчетов конкретных показателей, на основе которых делаются выводы.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, выполняют контрольные работы, готовятся к зачету.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки результатов выполнения студентами практических заданий по обработке материалов психологических исследований.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольных работ (для студентов очного и очно-заочного отделений — три, для студентов заочного отделения — одна). Контрольные работы приведены в разделе 3.3.2.

Итоговая аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на итоговом междисциплинарном экзамене по специальности.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации