Глава вторая. слабая экономика
Основной целью экономики является обеспечение населения материальными ресурсами и организация оптимальных законных инвестиций. Именно поэтому государство играет немаловажную роль в укреплении своей экономики посредством привлечения профессиональных экономистов и финансистов для разработки совершенного плана и программ развития на текущее время и будущее, чтобы обеспечить общество и население всеми необходимыми благами.
Можно заключить, что общество, члены которого живут в соответствии с принципом верности и честности, обладает мощным фактором экономического развития. А если прибавить к этому всевозможные материальные ресурсы, то оно имеет огромный потенциал развития и процветания. Но с другой стороны, если честность и верность утрачены, то даже при наличии богатых материальных ресурсов, общество подвержено экономической деградации.[1285]
Примечательно, что Пророк, S, предостерегал от погони за благами мирскими из опасения, что это будет подвержено наказанию еще в этом мире: «Не боюсь я того, что вы будете (жить)в бедности. Однако я боюсь, что мирская жизнь будет разостлана пред вами так, как она была разостлана пред теми, кто был до вас. И станете вы соперничать друг с другом из-за нее так, как соперничали они. И погубит она вас так, как погубила их»[1286].
Взгляд на мусульманские страны показывает, что Господь одарил их всеми возможными благами, однако они по причине алчности и соперничества друг с другом страдают из-за слабой экономики, разобщенности и разрозненности, о чем ведомо Всезнающему.
Словом, утрата верности и честности является основным фактором ослабления экономики, подрыва ее материальных возможностей, производства и планов на будущее, что, естественно, приводит к беспорядку и управленческому, и финансовому. Но это не все. В такой атмосфере владельцы основного капитала с легкостью монополизируют контроль над производством и торговлей, рассматривают потребности и нужды населения с точки зрения своей выгоды, благодаря своим неограниченным финансовым возможностям управляют как общественными делами, так и частными. В итоге огромные города становятся теснее крысиной норки, простой люд ограничен в возможностях вкладывать и получать прибыль, накладываются ограничения на имущество слабоумных и сирот. Жизнь становится невыносимой, можно ожидать чего угодно: и настоящего голода, и искусственного, войн как внешних, так и гражданских, нестабильности день за днем.[1287]
Причиной экономической слабости также является «несоответствие финансовой системы требованиям экономической жизни с нормальными, допустимыми показателями. Ведь любая хозяйственная деятельность требует определенной стабильности в экономике и ценах. Но существующие финансовая система и денежная политика переменчивы и нестабильны…»[1288].
Вот как описывает аш-Шаукани экономическую слабость и, как следствие, наступившие за этим смутные времена, лишения, беды, нищета и страдания людей в Йемене в 13 веке после переселения: «Однажды ночью я задумался над этими смутными временами, что пришлись на долю йеменских земель. Они разожгли огонь, искры которого попали в каждую семью и языки пламени охватили каждого человека. Меньше всего пострадал тот, кто оказался вдалеке от центра событий. Но все равно – это ужасная картина бедственного положения, картина того, как люди лишились возможности зарабатывать на хлеб насущный, лишились многих доходов – так, что торговля, бизнес и прибыль пошли резко на спад, многие вложения просто сгорели, а накопленные средства и сбережения остались без оборота. Тот, кто сомневается в том, что все так обстоит, пусть сам посмотрит и воочию убедится, отогнав прочь любые предположения. Таково положение тех, кто оказался вдалеке от центра событий, не вкусил всю горечь происходящего. А тот, на кого непосредственно обрушились беда, кого она охватила языком своего пламени и растерзала своими когтями и надолго засела тут (как земли Йемена и его окрестности) – упаси Господь! Сколько крови было пролито, сколько душ погублено, сколько преступлений было совершено! Людей ограбили, над селами и городами пронесся ураган бедствий, все в округе пронзилось криком мучений и страданий, и это после того как жизнь замерла и земля погрузилась в плачь и стоны»[1289].
Если задуматься над нынешним положением мусульманских стран, то вполне ясно, что ситуация мало чем отличается от государства к государству. В основном все страдают от бюджетного дефицита, высокого уровня инфляции, нестабильной внешнеэкономической торговли, что, естественно, побуждает делать долги иностранным державам.[1290]
Очевидно, что утверждение председателя государственного финансового комитета, подконтрольного национальной ассамблеи Пакистана, разъясняет влияние утраты верности и честности на экономическую слабость, даже при достаточных материальных ресурсах: «Большая часть средств, отложенных в бюджете на развитие страны, не используется по целевому назначению или исчезает по теневой схеме»[1291]. И это, не говоря о том, что есть многое другое, например: продажа импортного товара до того, как он пересечет границу Пакистана, в другие страны, закрытие крупных долгов для высокодолжностных лиц и особ![1292]
Ужасное положение, как следствие утраты верности и честности, не приходится лишь на Пакистан. Подобное положение во всех мусульманских странах, которые в целом по своим природным ресурсам считаются самыми богатыми в мире. Но, несмотря на это, их экономика слаба. Нет среди них ни одной страны, которая была бы по росту и развитию экономики вровень какой-либо из западных держав.
Очевидно, что экономическая слабость исламского мира в корне противоречит призыву ислама быть готовыми ко всему, быть сильными, в том числе и в экономической сфере. Однако сколько бы мы не старались избавиться от этой слабости, мы не добьемся результата до тех пор, пока труд, направленный на улучшение экономики, не будет идти в ногу с усилиями, направленными на повышение нравственного уровня общества. А это в свою очередь подчеркивает роль верности и честности в благосостоянии общества.[1293]
Многие методы, к которым прибегают мусульманские страны с целью улучшить экономическое положение, как можно быстрее выйти из кризиса и добиться стабильности в экономике, в том числе взятие кредитов, введение обременительных для населения налогов (прямым или косвенным путем), установка штрафных санкций за неуплату налогов, не дадут нужного результата и окажутся безуспешным. Более того, все это может привести к усугублению проблем: инфляции, росту процентов по задолженности государства. Не говоря о том, что эти последствия пагубны для экономики в целом, они лягут несправедливым бременем на плечи будущих поколений, которые будут обязаны выплачивать все эти долги.[1294]
Таким образом, вполне очевидно, что утрата верности и честности опасна тем, что она влечет за собой несостоятельность экономики. Далее в двух последующих параграфах мы поговорим более подробно об этом:
1. Ростовщичество.
2. Материальная выгода – критерий принятия решений.
Ростовщичество
Ученые по-разному определяют ростовщичество.[1295] Приведем определение д-ра ‘Абдуллаха ат-Тайяра, которое, на наш взгляд, самое содержательное и точное. Итак, он пишет, что ростовщичество – это «Превосходство (в весе) одного из двух обмениваемых однородных товаров, предметов[1296], без оплаты этого превосходства».[1297] Здесь подразумевается два вида ростовщичества:
1. Бартерный обмен партии одного и того же товара на другую в неравной пропорции и неодновременно. В сущности, риба аль-фадль – любое несоответствие в количестве и при обмене однородных товаров друг на друга.
2. Рост на отсрочке выплаты, то есть надбавка к основной сумме долга, получаемая кредитором в качестве одного из условий предоставления средств на определенный срок или в обмен на отсрочку платежа.
Несмотря на то, что ростовщичество было запрещено во всех религиях, основанных на Божественном Откровении, это явление поглотило весь мир. Более того, оно стало не просто скелетом, а сущностью мировой экономики. Поэтому неудивительно, что столь популярное ростовщичество является самым значимым фактором в нестабильности экономической системы всех стран без исключения.
Ислам не просто объявил запретным ростовщичество, но и установил суровую кару за этот вид деятельности.
Всевышний говорит:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо»(2:278, 279).
А Пророк, S, в день ‘Арафа во время совершения Прощального паломничества сказал: «Лихва времен невежества отменяется. И первая лихва, которую я объявляю отмененной,– это наша лихва, лихва ‘Аббаса ибн ‘Абд аль-Мутталиба[1298]. Так, поистине, она отменена полностью…»[1299].
Исламский закон объявил запретным ростовщичество в любом его проявлении, так как оно разрушает общество, сеет в нем раздор, вражду и несчастье. Вот что сказал Ибн аль-Каййим: «Аллах, Всемогущ Он и Велик, запретил ростовщичество, поскольку оно губительно для нуждающегося человека. Оно подвергает его постоянной бедности и выплате нескончаемых долгов, загоняет его в безысходное положение, когда у него изымают его имущество и утварь. Ведь именно так все обстоит в действительности»[1300].
Когда читаешь приведенные выше слова Ибн аль-Каййима, складывается такое ощущение, что он описывает нынешнее положение мусульман. При поверхностном взгляде видно, что мусульманские страны в силу неверного следования канонам ислама, по причине утраты верности и честности, переживают тяжелые экономические последствия. Ростовщичество покрыло своей тенью многие мусульманские страны, оно стало «нерушимой» основой их экономики с «глубокой» философией, гласящей, что рост не гарантирует обеспечения благосостояния и достатка для населения. Поскольку ростовщичество стало распространенным явлением, оно так или иначе затрагивает большинство деловых сделок и форм отношений. А те, кто бежит от лихвы, все равно вынужден испачкаться ее пылью в поисках своего удела. Об этом пророчествует хадис, переданный Абу Хурайрой, R: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Непременно наступит такое время, когда каждый человек вкусит лихву. А если он и не вкусит ее, то пар ее окутает его“». В другой версии, «то пыль ее окутает его»[1301]. Популярность ростовщичества в наше время во всем мире свидетельствует о правдивости хадиса и подтверждает его достоверность, что также указывает на то, что Мухаммад, S, истинно был Пророком.
Далее мы постараемся более подробно поговорить о том, как утрата верности и честности приводит к популяризации ростовщичества.
1. Уничтожение капитала
Можно заключить, что любой ростовщик, наживающийся на запретной прибыли, в конечном итоге оказывается в проигрыше как в этой жизни, так и в грядущей. Пророк, S, предостерегал от лихвы, сказав: «Любой, кто без устали берет лихву, в конце концов обретет меньше»[1302].
Мудрость Аллаха в запрете ростовщичества и объявлении войны Аллахом и Его Посланником, S, всем ростовщикам – велика и нескончаема. Всевышний Аллах обрек на гибель имущество ростовщиков и их жилища. Таково справедливое возмездие за то, что они учиняют. Вот что говорит Ибн аль-Каййим: «Задумайся над мудростью Всевышнего Аллаха в уничтожении имущества ростовщиков, в обречении его на гибель – так же, как они поступили с имуществом людей, уничтожили его и погубили лихвой. Они покараны гибелью аз гибель. Практически, каждый ростовщик в конце концов оказывался без ничего, в бедности и нужде»[1303].
2. Нестабильность
Общество, в котором распространено ростовщичество во всех его проявлениях и видах, неизбежно подвержено нестабильности – росту цен, монополии в торговле, в продаже запретных товаров и услуг. Ведь проценты необходимо выплачивать любым возможным способом, увеличивать прибыль. В такой атмосфере стабильная экономика – это утопия для общества, погрязшего в лихве, пронизанного болезнями человеческой души и социальными проблемами, потонувшего в воровстве и коварстве. Вполне очевидно, что все это в совокупности приводит к экономической, социальной нестабильности, к проблемам гражданской безопасности.
Таким образом, верность и честность, которыми живут сердца стойких и сильных людей, по причине распространения ростовщичества и выбора его за основу в деловых отношениях, вырваны с корнем из душ людских. В итоге эти два качества нрава стали пустым звуком, а достаток и благосостояние, по сути, стали лишь созданием видимости. Все сделки и отношения, так или иначе, пересекаются с лихвой, которая уничтожает благодать имущества, увеличивает алчность ненасытных людей к приумножению прибыли, рождает в них неудержимое желание наживиться. Как следствие, бедные люди становятся еще более бедными, увеличиваются их потребности и нужды, а аппетит богатых неустанно растет, рушится сплоченность общества, подрывается экономика. И все это – плоды современной материальной системы взаимоотношений, построенной на основе ростовщичества в богатых странах.
Приведем пример из реальности ОАЭ – одной из стран Арабского залива (Персидского залива. – Прим. ред.). Количество людей, задолжавших[1304] банкам, составило около 95% населения. Отметим, что эти банки каждый день наращивают свою прибыль за счет своих должников.[1305]
3. Пренебрежение принципом солидарности
Естественной причиной популяризации ростовщичества является и то, что некоторые государственные финансисты и экономисты не считают, что солидарность может повлиять на успех экономической деятельности по сравнению с выдачей кредитов под проценты и деятельностью, основанной на ростовщичестве. Поэтому неудивительно, что лихва стала стержнем современной экономики. Люди берут в долг под проценты, строят свои взаимоотношения на основе процентов, а инвестиционные программы стали поприщем, родным истоком для лихвы. Писаной истиной для ростовщической деятельности является то, что рост процентов в кредитных сделках сопряжен с ростом цен. Цены будут ползти вверх, чтобы ростовщики могли получать максимальную прибыль. Несомненно, это верный признак разрушения общества и роста нищеты среди людей.
Ислам предостерегает от такого мерзкого и отвратного вида деятельности, как ростовщичество, которое распространяется при утрате верности и честности в обществе. Несомненно, это приносит серьезный урон экономике страны.[1306]
Материальная выгода – критерий принятия решений
В исламе акты поклонения и обряды не являются полным отрешением от мирской жизни и ее благ. Они затрагивают и обыденную жизнь с целью удовлетворить потребности людей, оказать помощь нуждающимся с намерением удостоиться довольства Всевышнего за эти поступки[1307].
Поэтому, истинное понимание того бремени ответственности, которое возложил Аллах на Своих рабов, избрав их наместниками на земле, заключается в построении огромной сплоченной нации, и солидарности и в радости, и в горе, той общины, основным жизненным принципом которой является взаимовыручка, равенство, соблюдение прав и обязательств. Все эти ценности, отражающие истинную красоту верности и честности, могут обратиться в ужасную картину разобщенного общества, погрязшего в нищете, о чем нас и предостерегал Пророк, S, сказав: «Затем люди станут заключать друг с другом сделки, но едва ли кто-нибудь из них будет блюсти верность. И будут поговаривать: „Вот, в таком-то племени мужчина верный!“ И скажут о мужчине так: „Какой он разумный, умелый и стойкий“, хотя в его сердце не будет веры даже и на вес горчичного семени!»
Утрата верности и честности в деловых отношениях приводит к тому, что люди в любом вопросе ориентируются на материальную выгоду, в результате чего духовные ценности для них перестают что-либо значить. Они в сравнении с выгодой становятся мелочью. Более того, эти ценности порой обращаются и в недостаток, свидетельствующий о простоте душевной и беспечности.[1308]
С другой стороны, люди обменивающие прямоту и искренность на коварство, хитрость и жульничество, отдают свое сердце во власть материи. В итоге они пренебрегают своими собратьями, и общество окунается в атмосферу ненависти, вражды и озлобленности.[1309]
Далее мы попытаемся раскрыть то, как утрата верности и честности приводит к доминированию материальных ценностей в принятии решений.
1. Личная корысть
Торговец, ведущий себя честно не ради честности и не из религиозных и нравственных побуждений, а ведомый личной корыстью, не пренебрежет случаем заработать побольше, если придется предать. Он будет думать исключительно о прибыли, обманывать и ухищряться, так как по натуре своей нечетен, и для него непринципиально быть честным, разве что это будет полезным для дела. В таком случае человек, озабоченный лишь своей корыстью, не имеющий внутреннего стержня и нравственных ценностей, руководствуется лишь материальными ценностями. А это в свою очередь в корне подрывает устои верности и честности в обществе.
Сегодня мир оказался под колпаком материи, несмотря на культурное и техническое развитие, что еще больше проясняет сложившуюся ситуацию, которую Абу аль-Хасан ан-Надауи описывает так: «Современный мир, несмотря на то, что границы его расширились, средства связи и передвижения с места на место стали доступными, общение между народами и нациями налажено, сегодня стал более тесен для людей, чем вчера. Стеснил его материализм, смотрящий себе лишь под ноги, признающий лишь личную выгоду, ведомый лишь своими низменными желаниями и самопоклонением. Он удушен амбициозностью, не позволяющей ужиться двум разным людям на одной земле; удушен узким национализмом, который смотрит на любого иностранца исподлобья, отрицает его достоинства и лишает в правах»[1310].
Трудно себе представить, что в погоне за мирским, люди будут руководствоваться чем-либо иным помимо материальных ценностей. Так, продавца мало интересует выгода покупателя, а покупателю все равно, что выгодно для продавца. И не исключено, что они оба солгут друг другу: продавец преувеличит в описании своего товара и поднимет цену, а покупатель будет искать его недостатки и снизит цену.
Таково положение современного общества, погрязшего в личной корысти, в любви к мирской жизни, требующего, чтобы ему отдавали дань почета, которую оно не заслуживает. Нынче человек не беспокоится, зарабатывает ли он запретным или дозволенным путем. Возможно, что бизнесмены опасаются за свою прибыль, оправдываясь нестабильностью рынка из-за шаткой экономической ситуации. В сегодняшней сделке они желают заработать, даже пренебрегая религией, моралью и нарушением данных обязательств. Народная пословица гласит: «Дурной нрав и к сухарям на воде приведет»[1311].
2. Высокий уровень бедности
Нынче многие мусульмане не с благодарностью, а заносчиво, не умеренно, а безрассудно пользуются благами Всевышнего Аллаха. В них нет жилки сопереживания и сочувствия положению своих собратьев бедных и нуждающихся. Они могут устраивать роскошные застолья и вечеринки – застолья, отражающие ту печаль и горечь, которыми окутаны их удрученные сердца. Пышные празднования явно демонстрируют, что эти люди не прочувствовали глубокий смысл верности и честности. Ведь эти мероприятия в прямом смысле есть расточительство и безрассудная неправомерная трата средств, отсутствие солидарности с бедными людьми, страдающими и нищенствующими.
Величину беды, которая обрушилась на мир, и, в частности, на мусульман, под названием «бедность» отражают статистические данные по распределению бедного населения по странам мира. В процентном соотношении это выглядит так:
Азия – 71,4%;
Африка – 16,1%;
Ближний Восток – 5,9%;
Южная Америка – 6,6%.
Как видите, больше всего бедных приходится на мусульманские страны. Таково бедственное положение, унижающее человеческое достоинство мусульманской общины.
Примечательно, что некоторые западные страны в случае кризиса перепроизводства в сельскохозяйственной или животноводческой отраслях, к примеру, утилизируют пшеницу или сливочное масло или любой другой выпущенный товар разными возможными способами (сбрасывают в моря, сжигают или закапывают в землю) из опасения, что по причине уменьшения спроса на него упадет и цена. Это очередной пример того, что общество в своих действиях руководствуется материальными ценностями, а не человеческими, с целью хоть как-то бороться с бедностью. Делается все, для того чтобы удержать цену согласно видению капиталистов. Где же хоть капелька верности и честности в подобных решениях?![1312]
Вероятно, именно по этой причине некоторые исследовательские центры предсказывают крах капиталистической системы в ближайшем будущем, по воле Аллаха, как это случилось с коммунизмом.[1313]
Таким образом, доминирование материальных ценностей – это болезненное явление в обществе, свидетельствующее об отсутствии сочувствия к положению окружающих людей, которое приводит к духовному опустошению, к ослаблению экономики, к росту бедности и смертности. Таковы некоторые проявления утраты верности и честности среди людей.