Верность и личное поклонение

Принцип верности распространяется как на отдельных людей, так и на коллектив во всех предписаниях – то есть на виды поклонений, что совершаются и индивидуально, и коллективно, которые Аллах вменил в обязанность им с целью воспитания и привития нравственных ценностей. К примеру, молитва, пост и другие поклонения. От ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, R, сообщается: «… и верность в молитве, верность в посту, верность в общении, а суровее всего этого – вещи, оставленные на хранение…»[333].

Молитва является самым значимым столпом ислама. Соблюдение верности в том, что касается молитвы, предполагает совершение ее должным образом, учитывая все обязательные условия и положения, без каких-либо упущений.

Всевышний говорит:

«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно»(2:238).

С другой стороны, соблюдение верности в молитве подразумевает чистоту сердца и очищение мыслей, полное благоговение и трепет пред Аллахом.

Всемогущий и Преславный говорит:

«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов»(23:1, 2).

Вот что передает Абу ад-Дарда’, R: «Посланник Аллаха, S, сказал: „Совершивший пять деяний с верой войдет в Рай: тот, кто соблюдает пять молитв с принятием омовения, выполнением коленопреклонения, земного поклона в точно отведенное для этого время, кто постится в рамадан, кто совершит паломничество к Дому, если у него есть такая возможность, кто выплачивает закят от чистой души и соблюдает верность“». Люди спросили: «О Абу ад-Дарда’, а что значит „Соблюдает верность“?» Он ответил: «Полное омовение в случае большого осквернения»[334].

Словом, соблюдение молитвы прививает человеку ощущение того, что он всегда находится под наблюдением Всевышнего Аллаха. Аллах благословит поступки и в целом жизнь того человека, что должным образом совершает молитву. А тот, кто неспособен соблюдать это предписание, тем более, не сможет выполнить и другие обязательства.

После молитвы по важности следует другой столп ислама – закят. Господь, Всемогущ Он и Велик, в Своей Благородной Книге во многих местах связывает молитву и закят. Принцип верности в выплате закята предполагает выдачу милостыни в установленном размере согласно шариату из имущества, достигшего ценза в пользу людей, имеющих право на это.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их»(9:103).

Таким образом, закят является финансовым долгом, обязательной выплатой. Важно блюсти верность в том, что касается закята, так как человек любит деньги и склонен к скупости, но верность к своей религии побуждает его отдать милостыню, подведя точные расчеты, тем, кто имеет право на нее.

Пост также является столпом ислама.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь»(2:183).

Пост – это воздержание от еды, питья, половой близости с момента пробивания первых лучей солнца на горизонте до полного заката. Пост – это личное поклонение и тайное – между Господом и Его рабом. Это предписание обязывает мусульманина обуздать свои низменные страсти, удержаться от всего, что запретил Всевышний Аллах в знак поклонения в определенное для этого время. Таким образом, он усмиряет себя, учится совладать собой.

Хадж – это пятый столп ислама.

Всевышний говорит:

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах»(3:93).

Соблюдение верности в том, что касается хаджа, предполагает искреннее намерение во имя Всевышнего Аллаха, денежные средства на путь, заработанные дозволенным образом, совершение всех обрядов правильным образом.

Соблюдение верности не распространяется на каждого человека лишь в столпах ислама. Оно охватывает абсолютно все предписания.[335] Поэтому тот, кто слушает, ест, говорит запретное или смотрит на запретное, нарушает принцип верности. Вот что говорит Абу Хамид аль-Газали: «Знай, что ты ослушаешься Аллаха своим телом, хотя оно – есть милость Аллаха по отношению к тебе, оно доверено тебе. Поэтому прибегать к милости Всевышнего Аллаха во греховном – это великая неблагодарность. А вероломно поступить с тем, что доверено тебе Всевышним Аллахом, – это пик несправедливости. Органы даны тебе, дабы уберечь себя. Так задумайся над тем, как оберегать их, а ведь, „Поистине, каждый из вас пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству“»[336].

Более того, все поклонения в широком смысле предполагают отдаленность человека от сквернословия, хулы, обмана, коварства, жульничества, недовеса. Отсутствие этих дурных нравов свидетельствует о добродетели. Невозможно представить поклонение, лишенное изнутри добродетели. Вот что говорит ‘Умар, R: «Не удивляйтесь шумливому человеку (имеется в виду то, как он совершает молитву). Однако тот, кто соблюдает верность – он и есть настоящий мужчина»[337].

Таким был образ жизни наших праведных предшественников. Они подчеркивали важность верности, ее неразрывную связь с вероубеждениями и поклонением. Об этом недвусмысленно свидетельствует аль-Фудайль: «Мы считаем, что основа веры, ее ответвления, ее внутренние и внешние положения – после свидетельства о единобожии, после признания того, что Пророк, S, довел до сведения людей Откровение, данное ему, после совершения вмененного в обязанность (фард) заключается в правдивой речи, в соблюдении верности, неприятии предательства, обязательности, поддерживании родственных связей и проявлении искренности ко всем мусульманам». Его спросили: «О Абу ‘Али, ты говоришь о своем мнении или о том, что слышал?» Он ответил: «Нет, мы это слышали и научились этому у своих товарищей. А если бы я понял, что он не заслуживает доверия, что он недостойный человек, то я бы не стал говорить об этом»[338].

Наши рекомендации