Исламское законодательство и свобода слова
Исламское законодательство говорит о свободе слова, ограниченной нормами закона, который исправляет, а не портит общество; объединяет его членов и ведет к достижению их общих целей. Ненормированные высказывания не являются свободой. Они разрушают общество, портя его и не исправляя. Они сеют вражду между членами общества. Свобода не нарушает прав других людей. Всевышний Аллах сказал:
О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками.
(Аль-Худжурат, 11)
В то же время мы видим во многих странах мира, претендующего на цивилизованность, программы СМИ исполнены критики и насмешек. Они не обращают внимания на чувства тех, кого критикуют и высмеивают. Эти насмешки в выдуманных законах называются «свободой слова». Достоверно известно, что в некоторых странах такие программы поднимают весьма щекотливые темы и не связаны со свободой слова. Их финансируют определенные политические партии, чтобы ослабить своих политических оппонентов и снизить популярность среди народа.
Что же касается свободы слова в исламском законодательстве, то она ограничена нормами, которые нельзя преступать, в ином же случае это станет посягательством на права других членов общества или на общество как таковое. Например, какими были ожидаемые результаты насмешек над Посланником Аллаха Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха)? Более того, какие позитивные результаты ожидали увидеть их организаторы? Разве в этом не наблюдается распространение духа ненависти между народами? Между теми, кто исповедует ислам, и теми, кто его не исповедует? Разве посягательство на умерших и неуважение к ним является проявлением цивилизованности и религиозности? Я убежден в том, что тот, кто совершил или поддержал подобное, в случае, если бы опорочили одного из его родителей или детей, или хотя бы его любимого игрока или актера, непременно бросился бы их защищать всеми возможными способами. Следует знать, что те страны, в которых было осквернено имя одного из пророков Аллаха, претендуют на звание носителей свободы слова. Любое осквернение главы государства, премьер-министра или кого-то на их уровне в этих странах является преступлением. Так почему же нельзя опорочить президента такой страны, нарисовав карикатуры или что-то подобное, прикрываясь свободой слова?!!
Ислам запретил порицать вероубеждения других людей, чтобы не разжигать смуту и положить конец экстремизму в обществе. Поэтому здравомыслящим людям следует удержать тех, кто сеет смуту и вражду среди народов. Ведь их результатом могут стать войны, которые сотрут все с лица земли. Всевышний Аллах сказал:
Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по невежеству. Так Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали.
(Аль-Анам, 108)
Нужно знать, что осмеяние Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является чем-то новым или выдуманным в этом веке. Оно прослеживалось с самого начала его пророческой миссии (мир ему и благословение Аллаха). Его враги говорили, что он – лжец, колдун, поэт, сумасшедший. Это написано в Священном Коране:
Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят. Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто падает ниц. Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе.
(Аль-Хиджр, 97-99)
Ограничение свободы слова присуще не только исламскому законодательству. Так, другие общества ограничивают свободы своих граждан в соответствии со своим вероубеждением и национальным интересом. Например, Великобритания запретила распространять фильм о пророке Иисусе (мир ему) под предлогом, что христианская религия относится к общей системе, которую нужно уважать и оберегать. Также многие страны ограничивают свободу слова своих граждан, если она затрагивает свободу иудеев или вопрос Холокоста. Эти страны обвиняют такого человека в антисемитизме и наказывают лишением свободы.
Исламское законодательство подготовило благодатную почву для свободы, которая призывает к одобряемому и запрещает порицаемое, для развития и стабильности. Оно предоставило каждому индивидууму право участвовать в изъявлении мнения об обществе, относительно которого не было ниспослано божественное наставление. Оно сделало подобные вопросы предметом обсуждения между ними. Всевышний Аллах сказал:
По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих.
(Аль Имран, 159)
Оно обязало, чтобы свобода выражения своего мнения была ответственной и самостоятельной, дабы можно было отличить между истиной и ложью. Доказательством этому являются слова Абд Аллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах): «Не будьте приспособленцами, которые говорят: «Если люди к нам хорошо отнесутся, то и мы к ним хорошо отнесемся. А если они проявят к нам несправедливость, то и мы будем к ним несправедливы. Но приучайте себя: если люди хорошо отнесутся, то и вы хорошо отнеситесь, а если же они плохо отнесутся, то вы не проявляйте несправедливости»[64].
Эта свобода не просто теория или привилегия одного класса общества. Напротив, это – общественное достояние, которое регулируется нормами исламского законодательства. Её практически воплотил в жизнь Пророк, отправленный как милость для всех миров, чтобы вся община после него могла следовать ему в этом. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «К Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел бедуин и в грубой и жесткой форме потребовал у него возвращения своего долга. Он сказал даже: «Я не оставлю тебя, пока не получу свое обратно». Присутствовавшие при этом сподвижники сделали замечание бедуину: «Стыдно тебе! Ты не ведаешь, видно, с кем говоришь!» Но человек продолжал настаивать: «Я требую то, что мне принадлежит по праву». Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам:«Почему бы вам не признать за ним его право?» и направил человека к Хауле бинт Кайс (да будет доволен ею Аллах) с просьбой: «Если у вас есть сушеные финики, расплатитесь ими за мой долг. Когда мы соберем урожай, то расплатимся с вами». Хауля ответила так: «Конечно! Мой отец готов даже умереть ради тебя, о Посланник Аллаха!
Так Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возвратил долг бедуину, а потом пригласил его пообедать. От этого настроение бедуина намного улучшилось, и он радостно сказал: «Ты прекрасным образом вернул мне долг. Пусть Аллах вознаградит тебя всеми благами!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на это ответил: «Вот такие (отстаивающие право расчета за долги) – лучшие из людей. Ведь не преуспеет ни одно общество, в котором не соблюдаются права слабых»[65].
Сподвижники после него последовали его примеру (мир ему и благословение Аллаха). Когда присяга Халифата была принесена Абу Бакру ас-Сиддику (да будет доволен им Аллах), он поднялся на минбар и произнес перед людьми проповедь, охватывающую основы общего правления в исламе, которые не соблюдали предыдущие народы в свете человеческих законов, подверженных страстям и политическим и экономическим изменениям. Он (да будет доволен им Аллах) сказал: «О люди! Я избран вашим правителем! Я не являюсь самым лучшим из вас. Если я буду совершать благое, то помогайте мне в этом. Если же буду совершать неугодное, то остановите меня. Честность – отданное на хранение. Ложь – предательство. Самый слабый из вас силен рядом со мной, до тех пор, пока я не укреплю его. Самый сильный из вас слаб рядом со мной, пока я не взыщу с него, по воле Всевышнего, то, что с него полагается. Когда люди перестанут бороться на пути Аллаха, Создатель унизит их. Когда люди начнут вести себя непристойно, Создатель ниспошлет им бедствие. Подчиняйтесь мне в том, в чем я подчиняюсь Аллаху и Его пророку. Если же я пойду против воли Всевышнего и Его пророка, вы вольны не подчиняться мне»[66].
Религиозная свобода слова
Исламское законодательство гарантирует свободу вероисповедания немусульманам – иудеям и христианам – без каких-либо ограничений. Никого из них нельзя принуждать отказаться от своей религии и принять ислам. Всевышний Аллах сказал:
Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах - Слышащий, Знающий.
(Аль-Бакара, 256)
В то же самое время история напоминает нам о взаимных гонениях, инициаторами которых были христианские конфессии из-за различия в вероубеждении.
Научная свобода слова
Исламское законодательство гарантирует свободу слова в сфере науки и образования. Оно возвышает положение ученых. В то же самое время история напоминает нам о жестоком противостоянии между церковью и наукой, учеными, когда научная свобода была подавлена.
Более того, исламское законодательство обязывает каждого мусульманина стараться обрести знания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Требование знаний является обязанностью каждого мусульманина»[67].
Исламское законодательство возвысило положение ученых. Всевышний Аллах сказал:
О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным. Когда же вам велят подняться, то поднимайтесь. Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете.
(Аль-Муджадиля, 11)
Свобода слова в Библии
Как мы видим, в Послании Павла к Римлянам (13/1), отвергаются все виды демократии и свободы слова. Более того, в нем видны зачатки диктатуры, узурпации власти и полного унижения перед ней.
Шестая глава