ЗАНЯТИЕ №4. Возбудитель радиопередатчика.

Учебные, методические, развивающие и воспитательные цели:

1. Изучить назначение и основные характеристики возбудителей.

2. Изучить меры по стабилизации частоты возбудителей.

3. Изучить состав и назначение элементов возбудителя.

Время: 2 часа.

Место занятия: учебная аудитория.

Вид занятия: лекция.

План занятия:

№ п/п Учебные вопросы Время, мин.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  Характеристика возбудителя и требования к нему
  Стабилизация частоты возбудителя. Структурная схема возбудителя
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Материально-техническое обеспечение:

1. Мультимедийное оборудование.

2. Раздаточный материал.

3. Блок-схема р/ст. Р-130.

Литература:

1. В.Г. Левичев. Радиопередающие и радиоприемные устройства. М. Воениздат. 1974 г. стр 79-92.

2. К.Н. Попов. И др. Военная техника радиосвязи. М Воениздат. 1982 г. стр, 53-60, 86-93, 119-122.

Методические рекомендации преподавателю по проведению занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Принять доклад дежурного по учебной группе, проверить наличие обучаемых, внешний вид, готовность группы к занятию. Объявить тему, цель, учебные вопросы и порядок проведения занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Характеристика возбудителя и требования к нему.

При изложении материала использовать вид «рассказ», «беседа». Добиться понимания сущности требований, предъявляемых к возбудителю. Особое внимание обратить на назначение возбудителя.

Стабилизация частоты возбудителя. Структурная схема возбудителя.

Использовать раздаточный материал. Особой внимание обратить на способы стабилизации частоты возбудителя. Добиться аккуратного перечерчивания структурных схем и обозначения элементов схем возбудителя. При изложении материала использовать структурную схему радиостанции Р-123.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Подвести итог занятия, ответить на вопросы оценить работу взвода, степень дос­тижения учебных целей занятия, дать задание на самоподготовку.

Задание на самостоятельную работу:

Изучить состав, назначение элементов возбудителя, его основные характеристики и меры по стабилизации частоты.

Повторить характеристики модулированных и манипулированных сигналов.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Принять доклад дежурного по взводу, проверить наличие личного состава и готовность к занятию. Объявить наименование и содержание изучаемой темы, ее значение в подготовке специалистов радиосвязи, порядок отчетности по теме. Объявить учебные цели, время и вид занятия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Характеристика возбудителя и требования к ним.

Известно, что передатчик включает в себя возбудитель, усилитель мощности и согласующее антенное устройство. Основной и, как правило, наиболее сложной частью является возбудитель.

В общем случае возбудитель предназначен для выполнения следующих функций:

- для преобразования первичного электрического сигнала в высокочастотный сигнал (радиосигнал) одной или нескольких частот;

- для синтеза рабочей сетки частот, в заданном диапазоне; для переноса первичного радиосигнала на рабочую частоту.

В зависимости от типа радиостанции возбудитель может быть выполнен в виде отдельного сложного устройства (радиостанции последнего поколения) или представлять собой простой автогенератор с плавным изменением частоты.

Качественные показатели возбудителей определяются их техническими характеристиками:

1) Виды радиосигналов.

Все возбудители, как правило, рассчитаны для работы дискретными и непрерывными сигналами. Первичный электрический сигнал может быть преобразован в ряд радиосигналов, отличающихся по используемому виду модуляции и обладающих различными достоинствами и недостатками в различных условиях ведения радиосвязи. Основные условия для унифицированного возбудителя - возможность работы всеми видами радиосигналов, на которые рассчитаны обслуживаемые радиостанции, а также радиостанции предшествующих поколений, находящихся еще в эксплуатации в силу не выработанного ими ресурса.

Вместе с тем необходимость технического упрощения возбудителя и снижения вероятных эксплуатационных ошибок обслуживающего персонала при выборе видов сигналов требует сокращения их числа до обоснованного минимума.

2) Диапазон частот определяется назначением возбудителя и ограничивается минимальной fmin и максимальной fmax частотами, формируемыми возбудителем. Для характеристики ширины диапазона частот введен коэффициент перекрытия по частоте Kf:

Kf = fmax / fmin ;

и количество рабочих частот N

N = (fmax-fmin) /Df+1

где Df - шаг сетки частот, т.е. интервал между двумя соседними рабочими частотами.

Для примера можно привести характеристики диапазона частот радиостанций Р-159, Р-173, возбудителя ВО-64.

3) Точность и стабильность рабочих частот.

Высокая точность и стабильность рабочих частот необходимы для
обеспечения беспоискового вхождения в радиосвязь и ведения связи без
подстройки, а также для неискаженной передачи сигналов, особенно, при
использовании однополосной модуляции. В зависимости от диапазона частот и
применяемого вида модуляции относительная нестабильность формируемых
частот в современных возбудителях может быть в пределах d = 10–4 + 10–7,

где d – относительная нестабильность частоты:

d= Dfнест / f0, Dfнест = / fфакт – f0 / , Гц,

где Dfнест - абсолютная нестабильность частоты, Гц;

f0 - номинальное значение формируемой частоты, Гц;

fфакт - фактическое значение формируемой частоты, Гц.

Например, относительная нестабильность частоты р/ст Р-159 равна d = 10–4, что на частоте f0 = 30 мГц приведёт к абсолютной нестабильности fнест = 3 кГц. Возбудитель же радиостанции Р-140 формирует частоты при относительной нестабильности d = 1.2*10–7, что на той же частоте f0 = 30 мГц приведёт к абсолютной нестабильности Dfнест = 3,6 Гц.

4) Степень ослабления не основных колебаний (частот). Не основными колебаниями называют те, которые находятся за пределами полосы, отведённой данному сигналу. Требования на ослабление не основных колебаний (по отношению к основному) зависят от назначения возбудителя и лежат в пределах от 80 Дб до 140 Дб.

5) Скорость перестройки - возбудителя с одной рабочей частоты на
другую. В зависимости от типа и назначения современных возбудителей время их
перестройки лежит в пределах от 10-ков секунд до 10-ков миллисекунд.

Таким образом, мы рассмотрели основные технические характеристики и требования, предъявляемые к ним. Разумеется, в зависимости от типа, назначения, условий работы возбудители могут характеризоваться и по другим параметрам, к ним могут быть предъявлены другие требования (например, по виброустойчивости, по диапазону рабочих температур окружающей среды, влажности и т.д.). выполнение всех вышеперечисленных требований позволяет обеспечить выполнение функциональных задач, стоящих перед возбудителями и передатчиками радиостанций.

Наши рекомендации