ЗАНЯТИЕ №4. Возбудитель радиопередатчика.
Учебные, методические, развивающие и воспитательные цели:
1. Изучить назначение и основные характеристики возбудителей.
2. Изучить меры по стабилизации частоты возбудителей.
3. Изучить состав и назначение элементов возбудителя.
Время: 2 часа.
Место занятия: учебная аудитория.
Вид занятия: лекция.
План занятия:
№ п/п | Учебные вопросы | Время, мин. | |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | |||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |||
Характеристика возбудителя и требования к нему | |||
Стабилизация частоты возбудителя. Структурная схема возбудителя | |||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Материально-техническое обеспечение:
1. Мультимедийное оборудование.
2. Раздаточный материал.
3. Блок-схема р/ст. Р-130.
Литература:
1. В.Г. Левичев. Радиопередающие и радиоприемные устройства. М. Воениздат. 1974 г. стр 79-92.
2. К.Н. Попов. И др. Военная техника радиосвязи. М Воениздат. 1982 г. стр, 53-60, 86-93, 119-122.
Методические рекомендации преподавателю по проведению занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Принять доклад дежурного по учебной группе, проверить наличие обучаемых, внешний вид, готовность группы к занятию. Объявить тему, цель, учебные вопросы и порядок проведения занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Характеристика возбудителя и требования к нему.
При изложении материала использовать вид «рассказ», «беседа». Добиться понимания сущности требований, предъявляемых к возбудителю. Особое внимание обратить на назначение возбудителя.
Стабилизация частоты возбудителя. Структурная схема возбудителя.
Использовать раздаточный материал. Особой внимание обратить на способы стабилизации частоты возбудителя. Добиться аккуратного перечерчивания структурных схем и обозначения элементов схем возбудителя. При изложении материала использовать структурную схему радиостанции Р-123.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подвести итог занятия, ответить на вопросы оценить работу взвода, степень достижения учебных целей занятия, дать задание на самоподготовку.
Задание на самостоятельную работу:
Изучить состав, назначение элементов возбудителя, его основные характеристики и меры по стабилизации частоты.
Повторить характеристики модулированных и манипулированных сигналов.
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Принять доклад дежурного по взводу, проверить наличие личного состава и готовность к занятию. Объявить наименование и содержание изучаемой темы, ее значение в подготовке специалистов радиосвязи, порядок отчетности по теме. Объявить учебные цели, время и вид занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Характеристика возбудителя и требования к ним.
Известно, что передатчик включает в себя возбудитель, усилитель мощности и согласующее антенное устройство. Основной и, как правило, наиболее сложной частью является возбудитель.
В общем случае возбудитель предназначен для выполнения следующих функций:
- для преобразования первичного электрического сигнала в высокочастотный сигнал (радиосигнал) одной или нескольких частот;
- для синтеза рабочей сетки частот, в заданном диапазоне; для переноса первичного радиосигнала на рабочую частоту.
В зависимости от типа радиостанции возбудитель может быть выполнен в виде отдельного сложного устройства (радиостанции последнего поколения) или представлять собой простой автогенератор с плавным изменением частоты.
Качественные показатели возбудителей определяются их техническими характеристиками:
1) Виды радиосигналов.
Все возбудители, как правило, рассчитаны для работы дискретными и непрерывными сигналами. Первичный электрический сигнал может быть преобразован в ряд радиосигналов, отличающихся по используемому виду модуляции и обладающих различными достоинствами и недостатками в различных условиях ведения радиосвязи. Основные условия для унифицированного возбудителя - возможность работы всеми видами радиосигналов, на которые рассчитаны обслуживаемые радиостанции, а также радиостанции предшествующих поколений, находящихся еще в эксплуатации в силу не выработанного ими ресурса.
Вместе с тем необходимость технического упрощения возбудителя и снижения вероятных эксплуатационных ошибок обслуживающего персонала при выборе видов сигналов требует сокращения их числа до обоснованного минимума.
2) Диапазон частот определяется назначением возбудителя и ограничивается минимальной fmin и максимальной fmax частотами, формируемыми возбудителем. Для характеристики ширины диапазона частот введен коэффициент перекрытия по частоте Kf:
Kf = fmax / fmin ;
и количество рабочих частот N
N = (fmax-fmin) /Df+1
где Df - шаг сетки частот, т.е. интервал между двумя соседними рабочими частотами.
Для примера можно привести характеристики диапазона частот радиостанций Р-159, Р-173, возбудителя ВО-64.
3) Точность и стабильность рабочих частот.
Высокая точность и стабильность рабочих частот необходимы для
обеспечения беспоискового вхождения в радиосвязь и ведения связи без
подстройки, а также для неискаженной передачи сигналов, особенно, при
использовании однополосной модуляции. В зависимости от диапазона частот и
применяемого вида модуляции относительная нестабильность формируемых
частот в современных возбудителях может быть в пределах d = 10–4 + 10–7,
где d – относительная нестабильность частоты:
d= Dfнест / f0, Dfнест = / fфакт – f0 / , Гц,
где Dfнест - абсолютная нестабильность частоты, Гц;
f0 - номинальное значение формируемой частоты, Гц;
fфакт - фактическое значение формируемой частоты, Гц.
Например, относительная нестабильность частоты р/ст Р-159 равна d = 10–4, что на частоте f0 = 30 мГц приведёт к абсолютной нестабильности fнест = 3 кГц. Возбудитель же радиостанции Р-140 формирует частоты при относительной нестабильности d = 1.2*10–7, что на той же частоте f0 = 30 мГц приведёт к абсолютной нестабильности Dfнест = 3,6 Гц.
4) Степень ослабления не основных колебаний (частот). Не основными колебаниями называют те, которые находятся за пределами полосы, отведённой данному сигналу. Требования на ослабление не основных колебаний (по отношению к основному) зависят от назначения возбудителя и лежат в пределах от 80 Дб до 140 Дб.
5) Скорость перестройки - возбудителя с одной рабочей частоты на
другую. В зависимости от типа и назначения современных возбудителей время их
перестройки лежит в пределах от 10-ков секунд до 10-ков миллисекунд.
Таким образом, мы рассмотрели основные технические характеристики и требования, предъявляемые к ним. Разумеется, в зависимости от типа, назначения, условий работы возбудители могут характеризоваться и по другим параметрам, к ним могут быть предъявлены другие требования (например, по виброустойчивости, по диапазону рабочих температур окружающей среды, влажности и т.д.). выполнение всех вышеперечисленных требований позволяет обеспечить выполнение функциональных задач, стоящих перед возбудителями и передатчиками радиостанций.