Особенности использования АРК-УД
Работа радиокомпаса в УКВ и ДЦВ диапазонах имеет особенность: металлические части фюзеляжа вертолета значительно влияют на точность показаний, так как они соизмеримы с длиной волны. Вследствие этого радиокомпас АРК-УД указывает только ориентировочное направление на пеленгуемую радиостанцию, которое не рекомендуется использовать для штурманских расчетов, ибо она не обеспечивает задачу привода на радиостанцию.
На курсе 0° обеспечивается точность примерно ±3°, достаточную для обеспечения привода. Телефонный выход радиокомпаса сопряжен с переговорным устройством СПУ-7 для прослушивания летчиками позывных сигналов радиостанций. Связная радиостанция Ядро -1Г1 при работе на передачу заметно искажает показания указателя во всем диапазоне частот радиокомпаса АРК-УД, поэтому в электрическую схему введена автоматическая блокировка приемника радиокомпаса АРК-УД при включении связной радиостанции в режим передачи.
Обе командные радиостанции «Орлан-85СТ» также влияют на работу радиокомпаса АРК-УД, но не на всех частотах, поэтому в схеме предусмотрен выключатель блокировки радиокомпаса АРК-УД (БЛОКИРОВКА АРК-УД), расположенный на правом щитке электропульта, позволяющий включить блокировку при недостаточном разносе частот радиостанции и радиокомпаса АРК-УД.
Радиокомпас АРК-УД имеет следующие режимы работы:
- режим работы в широкой полосе по сигналам маяков непрерывного излучение (режим «ШП»);
- режим работы в узкой полосе по сигналам маяков непрерывного излучения (режим «УП»);
- импульсный режим работы по сигналам импульсных маяков (режим «И»).
Режим «РПК» (радиополукомпас) в радиокомпасе АРК-УД на вертолете не используется.
В радиокомпасе предусмотрена возможность переключения чувствительности приемника с помощью переключателя « Б-М» на ПУ. На больших расстояниях (~ 40-50 км) от приводной радиостанции включают режим «М»- малой чувствительности, затем по мере подлета и увеличения колебаний стрелки указателя КУР необходимо переключиться в режим «Б»- большой чувствительности.
Летная эксплуатация АРК-УД
9.8.1 Эксплуатационные ограничения
Включение радиокомпаса необходимо производить только после запуска двигателей или от наземного источника питания.
9.8.2 Контрольная проверка и подготовка к работе
Работу производит 2-й пилот.
Для пользования радиокомпасом необходимо выполнить следующие операции.
● Включить автоматы защиты сети РАДИОКОМПАС УКВ и СГТУ на правой панели АЗС.
● Установить выключатель АРК-СВ — АРК-УКВ на левой
приборной доске в положение АРК-УКВ.
● Установить переключатель радиосвязей на абонентском аппарате СПУ в положение РК2, а переключатель СПУ — РАДИО в положение РАДИО.
● Установить переключатель режимов работы на пульте управления радиокомпасом в положение ШП, а переключатель КАНАЛЫ в положение 4, при этом должны прослушиваться собственные шумы приемника.
● Нажать кнопку КОНТР, и удерживать ее в таком положении до тех пор, пока стрелка указателя не установится в положение 180° с точностью ±13°, при этом лампы-сигнализаторы УП и ШП должны гореть, а в телефонах должен прослушиваться тональный сигнал.
● Нажать кнопку АНТ. Л (или П).
● Не отпуская кнопки КОНТР, отвести стрелку указателя на КУР = 0°. Отпустить кнопку и убедиться в том, что стрелка вернулась в прежнее положение.
● Отпустить кнопку КОНТР.
● Произвести аналогичную проверку при установке переключателя режимов в положение УП (должна загореться лампа УП), а затем в положение И (должна загореться лампа И, и, возможно, загорится лампа УП). При установке переключателя режимов в положение И в наушниках должен прослушиваться тональный сигнал с пониженной частотой.
● Установить переключатель диапазонов на пульте управления в положение ДЦВ, а переключатель КАНАЛЫ в положение "1".
● Проверить работоспособность радиокомпаса в режимах "ШП", "УП" и "П" описанным выше методом.
ПРИМЕЧАНИЕ. Разрешается проверку радиокомпаса
производить в диапазоне и режиме, необходимом для выполнения задания.
● Выключить радиокомпас установкой переключателя режимов в положение ВЫКЛ.
9.8.3 Неисправности
Если радиокомпас не работает во всех режимах, сигналы в телефонах не прослушиваются, но при нажатии на кнопку АНТ. стрелка указателей курса вращается необходимо
доложить диспетчеру об отказе радиокомпаса и действовать по его команде.
РАДИОВЫСОТОМЕР А-037
Назначение А-037
Радиовысотомер А-037 предназначен для измерения текущей высоты полета над любой поверхностью (в диапазоне высот 0...300 м) и на данном вертолете выдает следующую информацию:
● визуальные данные о текущей высоте с индикатора высоты А-034 -4 -17;
● сигнал опасной высоты в виде свечения лампы с желтым светофильтром на
индикаторе высоты и звукового сигнала через переговорное устройств СПУ-7;
● информацию для записи геометрической высоты в БУР.
● сигнал отказа — появление флажка (бленкера) на шкале указателя при неисправности в любом блоке, включая указатель, а также при полете за пределами рабочего диапазона высот радиовысотомера (300 м), когда потерян радиолокационный контакт с землей.
Комплект и размещение А-037
В состав радиовысотомера входят следующие блоки:
● приемопередатчик А-037-1В;
● две антенны А-037-2 (передающая и приемная);
● индикатор высоты А-034-4-17;
● рама амортизационная.
Приемопередатчик А-037-1В на амортраме размещен в радиоотсеке по правому борту, между шпангоутами № 21 и № 22.
Передающая антенна А-037-2 размещена в нижней части хвостовой балки, между шпангоутами № 11 б и 12 б.
Приемная антенна А-037-2 размещена в нижней части хвостовой балки, между шпангоутами № 6 б и № 7 б.
Индикатор высоты А-034-4-17 на левой панели приборной доски
Выключатель радиовысотомера 2В-200К «РВ» размещен на левом щитке ЭП.