И особенности использования их в различных

ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

^ Эффективность решения задач направленного использования Физической культуры в дошкольном возрасте зависит от органи­зации целесообразного двигательного режима. Основу его состав­ляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми ". в различных формах, под руководством воспитателя и в процессе самостоятельной двигательной деятельности детей. Существенное I-значение имеет реализация всех форм физкультурных занятий, I создание благоприятных гигиенических условий, достаточное пре­бывание детей на открытом воздухе и заботливый уход за ними. Типовой программой предусмотрены следующие виды физкуль­турных занятий, из которых складывается повседневный двигатель­ный режим в каждой возрастной группе (табл. 9).

Таблица 9. Особенности организации и продолжительность занятий по физическому воспитанию

U   Возрастные группы
Виды занятий 1-я раннего 2-я раннего   2-я Сред- Стар-
  возраста возраста 1-я младшая млад­шая няя шая
,■ Занятия по Ежедневно, 2 раза в 2 раза в 3 раза в неделю одно-
физической индивиду- неделю по неделю по временно со всеми
культуре альные или подгруп- подгруп- детьми, в том числе
  групповые пам (от пам. 2 — в отведенное для
  занятия, 1 года В конце занятий время и 1 —
  массаж, 6 меся- года в со- в часы прогулки
  гимнасти- цев — ставе всей  
!.. ка— 6— 1 года группы.      
10 мин 8 месяц. 15—20 мин 15-20 20-25 25-30
j   до 2—4 лет — по 5—7 детей)   мин мин мин
i   10—15 мин  
\- Утренняя в гимнастика Ежедневно
g     4-5 мин 5-6 мин 6-8 мин 8-10 мин
Подвижные : игры и фи- Индивиду­ально 8—10 мин Ежедневно 2 раза (на утренней и
, вические     вечерней прогулках)
упражне-     10-15 мин 1 15-201 20-25 1 25-30
нияна про-     1 мин 1 мин | мин
[; гулке      
;.     В дни проведения физкультурных
*     занятий
Г     6-8 мин 1 6-10 1 8-10 1 10-12
L     1 мин 1 мин | мин

MS

Продолокенищ

  Возрастные группы
Виды занятий 1-я раннего 2-я раннего   2-я Сред- Стар-
  возраста возраста 1-я младшая млад­шая няя шая
Физкуль-   ___ ___ ___ Ежедневно
турная         по мере
минутка         необходи­мости 1— 3 мин в за­висимости от вида и содержа--ния заня­тия
Физкультур- 1—2 раза в месяц
ный досуг       20-30 1 20-301 30-45 мин [ мин | мин
Физкультур- Не ме- 2—3 раза
ный         нее в год до
праздник         2 раз в год до 60 мин 1 часа 30 мин
День здо- Не реже одного раза
ровья       в квартал
Самостоя- Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от ин-
тельная дивидуальных данных и потребностей детей. Проводятся
двигатель- под наблюдением воспитателя
ная дея- Утренняя гимна-
тельность стика, физиче-
детей • ские упражнения
  под контролем
  родителей и вме-
  сте с ними

Примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей: утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры и физические упражнения на утренней и вечерней прогулках, приведенное в типовой программе, выглядит следую­щим образом (табл. 10).

Занятия по физической культуре. Это основная форма работы с детьми дошкольного возраста. Именно на специальных занятиях они своевременно овладевают необходимым объемом знаний и двигательных умений, являющихся основой содержания других форм физкультурных занятий.

С детьми 3—6 лет проводятся занятия урочного типа, в основе построения которых — общепринятое деление на вводную, основ­ную и заключительную части. Задача вводной части — организа­ция детей, концентрация их внимания на предстоящих двигатель­ных заданиях, а также подготовка организма к выполнению упраж­нений основной части.

Таблица 10. Время, отводимое на двигательную активность

  Время
1 Возрастные группы в день в год
1-я раннего возраста 2-я раннего возраста 1-я младшая 2-я младшая Средняя Старшая По индивидуальным 18—25 мин 30—45 мин 35—50 мин 45—55 мин 55 мин—1 ч 10 мин потребностям 72—]00 ч 120—180 ч 140—200 ч 180—220 ч 220—280 ч

i

В основной части осуществляется обучение и совершенствование двигательных умений, воспитание физических качеств. В нее же кроме предусмотренных программой упражнений обязательно I включают подвижную игру. Подвижные игры могут составлять '' основное содержание любой части занятия. В заключительной \ части решаются задачи постепенного перехода к другим видам ; деятельности. Для этого используются ходьба, малоподвижные : игры, хороводы.

■' Утренняя гимнастика. К третьему году создаются благоприят-

ные предпосылки для ежедневного проведения утренней гимнасти­ки перед завтраком. Систематическое и квалифицированное прове­дение этого важного гигиенического мероприятия играет сущест­венную роль в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, так как расширяет их двигательный режим, оказывает на них не только оздоровительное воздействие, но частично воспи-i тательное и образовательное.

■ Ежедневная утренняя гимнастика позволяет организованно

; начать день в детском саду, способствует выполнению предусмот­
ренного режима.
\ Если для 1-й младшей группы комплекс включает 3—4 упраж-

~ нения игрового и подражательного характера в сочетании
с ходьбой, бегом, подскоками продолжительностью до' 5 мин, то
• для старшей группы он увеличивается до 6 упражнений продол­
жительностью до 12 мин.
I Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

; Прогулки занимают очень большое место в режиме дня дошколь­ника. На них отводится от 30 мин до 2 ч времени в первой и во второй половинах дня. Основным назначением прогулок является

L

Длительное пребывание на открытом воздухе,"заполненное подвиж­ными играми и физическими упражнениями, а также обучение де­тей применению двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных. Организуют прогулки так, чтобы дети были все время в движении, но при этом не слишком перегре-(рдись.

Дозировка прогулок зависит от особенностей детей и меняется ;
в зависимости от времени года, погоды, содержания. Воспитатель
должен специально готовиться к проведению прогулок, продумать -
маршрут за пределами участка детского сада, предусмотреть на >
пути места отдыха, игры, спортивные развлечения, подготовить f
необходимый инвентарь. \

Для решения задач физического воспитания дошкольников це- \ лесообразно широко применять сюжетные игры с правилами, ко- : торые требуют умения действовать в коллективе, согласовывать свои движения с движениями других детей, выполнять установ­ленные правила.

Эффективность решения задач физического воспитания во мно- ]
гом зависит от условий проведения подвижных игр: эмоциональной -1
насыщенности, разноообразия двигательного содержания, наличия i
просторного помещения, площадки и достаточного количества j
необходимых для каждого возраста предметов. \

Подвижные игры существенно дополняют занятия урочного \ типа и по содержанию должны быть тесно связаны с ними.

Физкультурная минутка. Она проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Назначение ее — поднять или удержать умственную работоспособность на занятиях по счету, развитию речи, активизировать двигательные функции при однообразных статических положениях тела. По существу, физкультурная ми­нутка направлена на обеспечение срочного активного отдыха, от которого зависит восстановление процессов нервной системы. Активизируя в целом организм детей и общий обмен веществ, она, в частности, содействует выпрямлению и разгрузке позвоноч­ника.

Физкультурные праздники. Они проводятся не менее двух раз в год в средней и старшей группах. Назначением таких праздни­ков является демонстрация детьми результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Кроме того, детям обеспечивается возмож­ность посоревноваться в праздничной обстановке в силе, ловкости, сообразительности, ориентировке в неожиданных ситуациях.

Праздники проводятся для одной группы или нескольких од-новозрастных, для смежных по. возрасту групп. Местом проведения праздника может быть физкультурный зал, площадка, бассейн, каток, лыжня.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Наряду с организованными формами физкультурных занятий поощряется самостоятельная двигательная деятельность детей, которая строит­ся на самостоятельных началах — по их желанию и инициативе. Значение этой деятельности сохраняется для всех дошкольных воз­растов, содержание постепенно расширяется в связи с накопле­нием детьми двигательного опыта. Стимулирующее значение для проявления разнообразной самостоятельной двигательной актив­ности имеет оснащение групповых участков и прогулочных пло­щадок специальным оборудованием, физкультурными пособиями и инвентарем. Однако и самостоятельные физкультурные занятия 1

218 |

и особенности использования их в различных - student2.ru ясны быть обеспечены педагогическим руководством. При этом до избегать чрезмерной регламентации деятельности детей, редоставлять им больше самостоятельности, поощрять инициа-ивность, стремление к двигательному творчеству, развивать ор­ганизаторские способности. Желательно соучастие воспитателя в играх. Это повышает интерес к двигательной деятельности, поз­воляет тонко руководить группой и направлять деятельность каждого ребенка.

При квалифицированном руководстве самостоятельная двига­тельная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей, что, в свою очередь, создает предпосылки для успешного овладения программным материалом на занятиях.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какими особенностями характеризуются дети дошкольного возраста?

2. Что собой представляет периодизация возрастного развития детей до­школьного возраста? Каково ее значение?

3. Охарактеризуйте задачи направленного использования физической куль­туры в дошкольном возрасте.

4. Дайте общую характеристику типовой программы по физической куль­туре в детском саду.

5. Каковы особенности методики развития движений у детей первого, второго и третьего годов жизни?

6. Как осуществляется обучение движениям детей дошкольного возраста?

7. Назовите формы физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

8. Приведите примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей.

9. Охарактеризуйте занятия по физической культуре, утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурную ми­нутку.

10. Каково значение самостоятельной двигательной деятельности детей?

Наши рекомендации