Аппаратура вертолетовождения
1.2.1 Назначение аппаратурывертолетовождения
Аппаратуравертолетовождения предназначена:
●для вождения вертолета по приводным и широковещательным радиостанциям со слуховой их индикацией;
● для привода вертолета на радиомаяки непрерывного и импульсного излучения с целью осуществления поиска ВС, их экипажей и других объектов;
● для привода вертолета в район аэродрома посадки;
● для обеспечения выполнения предпосадочного маневра вертолета;
● для определения навигационных параметров полета;
●для обнаружения гроз, мощной кучевой облачности, а также для навигационного ориентирования по характерным радиолокационным ориентирам.
1.2.2 Состав аппаратуры вертолетовождения
Аппаратура вертолетовождения включает в себя:
● автоматический радиокомпас АРК-15М;
● автоматический радиокомпас АРК-УД;
● радиовысотомер малых высот А-037;
● навигационную аппаратуру KN-53 c индикатором KI-206;
● дальномер КN -64;
● радиолокационную станцию 8А 813 Ц.
Аппаратура опознавания, оповещения и активного ответа
1.3.1 Назначение аппаратуры опознавания, оповещения и активного ответа
Аппаратура опознавания, оповещения и активного ответа предназначена:
● для выдачи информации о государственной принадлежности ВС;
● для работы с вторичными радиолокаторами систем управления воздушным движением и автоматической передачи наземным вторичным радиолокаторам дополнительной информации о полете.
1.3.2 Состав аппаратуры опознавания, оповещения и активного ответа
Аппаратура опознавания, оповещения и активного ответа включает в себя:
● ответчик КТ-70;
● радиолокационный ответчик 6201;
● кодирующий высотомер КЕА-130 (5035 Р2Р - 44).
ЧАСТЬ II. РАДИОАППАРАТУРА СВЯЗИ
САМОЛЕТНОЕ ПЕРЕГОВОРНОЕ УСТРОЙСТВО СПУ- 7
Назначение СПУ -7
Переговорное устройство предназначено для ведения внутри вертолетной телефонной связи между членами экипажа, связи через бортовые радиостанции со службами УВД и экипажами других летательных аппаратов, прослушивания позывных радионавигационных станций и сигналов специального назначения.
С переговорным устройством СПУ-7 сопряжена следующая аппаратура:
● основная и резервная УКВ радиостанции "Орлан-85СТ";
● связная KB радиостанция Ядро-1Г1;
● аппаратура речевых сообщений Алмаз-УП;
● магнитофон П-503Б;
● радиокомпас АРК-15М;
● радиокомпас АРК-УД;
● радиовысотомер А-037;
● автоматический радиомаяк АРМ-406П.
СПУ-7 обеспечивает подачу в телефоны левого пилота звукового сигнала опасной высоты радиовысотомера и сигналов АРМ – 406П, независимо от положения переключателей радиосвязи.
Комплект и размещение СПУ – 7
В состав комплекта рис 2.1 СПУ – 7 входят:
● усилитель СПУ – 7, установлен на шп.1 грузовой кабины слева по полету;
● три абонентских аппарата: два - слева и справа от панелей АЗС электропульта, один – на левом борту грузовой кабины шп. 6,7;
● две переговорные точки: одна в проеме двери кабины экипажа в специальной нише справа, вторая дополнительная переговорная точка установлена в грузовой кабине на стенке шп.1 около левой сдвижной двери;
● коммутационная аппаратура СПУ размещена в распределительной коробке РК СПУ, установленной на стенке шпангоута № 1 слева.
Рис. 1.1 Внешний вид комплекта СПУ-7
Питание и защита СПУ – 7
Переговорное устройство подключено к аккумуляторной шине 2 канала +27В через АЗСГК-2 с надписью «СПУ», расположенный на правой панели АЗС электропульта летчиков.
Особенности управления
Абонентские аппараты предназначены для управления подключением микрофонов (ларингофонов) и телефонов абонентов к различным средствам связи, а также для коммутации цепей питания пусковых реле радиопередатчиков.
Необходимые коммутации осуществляются переключателем радиосвязи, переключателем СПУ — РАДИО, кнопками циркулярного вызова ЦВ на абонентских аппаратах и выносными кнопками последовательного переключения на ручках управления вертолетом.
Переключатель СЕТЬ 1 — 2 на вертолете запараллелен, поэтому может быть установлен в любое положение.
Переключатели радиосвязи на абонентских аппаратах левого и правого летчиков осуществляют следующую коммутацию сопряженной с СПУ радиоаппаратуры:
● УКР — работа по командной радиостанции «Орлан -85СТ» (осн);
● СР — работа по связной радиостанции «Ядро-1Г1»;
● КР — работа по командной радиостанции «Орлан -85СТ» (рез);
● ДР — для прослушивание сигналов KN -53;
● РК1 — прослушивание сигналов радиокомпаса АРК-15М;
● РК2 — прослушивание сигналов радиокомпаса АРК-УД.
Дополнительная переговорная точка, установленная в проеме двери кабины экипажа, в специальной нише, предназначена для ведения внутренней связи и прослушивания сигналов радиокомпасов бортмехаником.
Эта дополнительная точка имеет выносную кнопку СПУ и переключатель АРК-СВ — СПУ — АРК-УКВ, расположенные на кронштейне правой этажерки. Указанная кнопка подключена параллельно выключателю ЛАРИНГ. дополнительной переговорной точки, дублирует действие этого выключателя и установлена для удобства работы.
Переключатель АРК-СВ — СПУ — АРК-УКВ обеспечивает выбор прослушивания одного из трех сигналов:
● радиокомпаса АРК-15М — в положении АРК-СВ;
● радиокомпаса АРК-УД — в положении АРК-УКВ;
● прослушивания внутренней сети СПУ — в положении «СПУ».
На дополнительной переговорной точке расположены: ручка регулятора громкости, выключатель ЛАРИНГ, кнопка циркулярного вызова ВЫЗОВ, шнур для подключения авиагарнитуры.
На правом щитке электропульта установлен выключатель ЛАРИНГ. — ВКЛ., с помощью его правый летчик может при необходимости подключить свой микрофон гарнитуры к входу усилителя СПУ на длительное время. Ведение разговора в этом случае осуществляется без нажатия тангенты СПУ на ручке управления правого летчика.
Около абонентского аппарата СПУ, размещенного в грузовой кабине, установлен выносной выключатель ЛАРИНГ. — ВКЛ. Назначение и действие его аналогично выключателю ЛАРИНГ. — ВКЛ. на электропульте правого летчика.
Для перехода летчиков с работы по внутренней связи на внешнюю и наоборот на каждой ручке управления вертолетом имеется кнопка последовательного переключения СПУ — РАДИО типа 2КПП, при нажатии на курок которой, до срабатывания первой ступени производится работа в режиме «СПУ», а при нажатии до срабатывания второй ступени — работа в режиме «Радио» (внешняя связь).
Переговорное устройство обеспечивает:
● Двустороннюю внутривертолетную телефонную связь летчиков с другими членами экипажа при любых положениях переключателя СПУ — РАДИО и переключателя радиосвязи на их абонентских аппаратах при нажатии курка кнопки последовательного переключения СПУ — РАДИО на ручке управления вертолетом до срабатывания первой ступени (положение СПУ). При этом летчик одновременно прослушивает с пониженной громкостью приемник того средства, на которое установлен переключатель его абонентского аппарата.
● Осуществление летчиками «пуска» и модулирования передатчиков радиостанций в положениях переключателя радиосвязей: УКР, СР и КР при установке переключателя СПУ — РАДИО на абонентских аппаратах в положение РАДИО и нажатии курка кнопки СПУ — РАДИО на ручке управления вертолетом до срабатывания второй ступени (положение РАДИО). При этом прием осуществляется с полной громкостью, а прослушивание СПУ — с пониженной громкостью.
● Осуществление правым летчиком и оператором внутривертолетной связи без нажатия летчиком кнопки СПУ-РАДИО на ручке управления путем установки выключателей ЛАРИНГ., расположенных соответственно на правом щитке электропульта летчиков и рядом с абонентским аппаратом в грузовой кабине, в положение ВКЛ.
●Осуществление с дополнительных переговорных точек постоянного ведения внутривертолетной связи при установке выключателей ЛАРИНГ. на передних панелях переговорных точек в положение ВКЛ. С дополнительной переговорной точки борттехника возможно также кратковременное ведение внутривертолетной связи при нажатии выносной кнопки СПУ.
●Осуществление каждым членом экипажа внутренней циркулярной телефонной связи при нажатии кнопки циркулярного вызова ЦВ при любом положении переключателей на абонентских аппаратах и дополнительных переговорных точках. При этом абонент прослушивает с пониженной громкостью сигнал того радиосредства, на которое установлен переключатель радиосвязи абонентского аппарата.
●Подачу с полной громкостью на телефоны левого летчика речевого сообщения от аппаратуры «АЛМАЗ-УПМ» вне зависимости от положения переключателей на его абонентском аппарате.
● Подачу на телефоны левого летчика звукового сигнала «Опасная высота» от радиовысотомера А-037 независимо от положения переключателей на его абонентском аппарате.
Для работы с бортовой аппаратурой связи на вертолете может применяться авиагарнитура ГСША-18, предназначенная для работы с высокоомными выходами радиоприемных устройств. Для этого авиагарнитура должна подключаться через специальную вставку УС-1, представляющую собой согласующий (понижающий) трансформатор и поставляемую с каждым комплектом авиагарнитуры.
В состав кислородного оборудования входят дымозащитные маски ДКМ-1М, которые имеют встроенные микрофоны со шнуром, оканчивающимся разъемами типа РВН.
Для подключения маски к радиосвязному оборудованию используется переходной электрический жгут. Жгут имеет разъемы с маркировкой:
● ДКМ — для подключения маски;
● ГСШ — для подключения авиагарнитуры;
● УС — для подключения вставки УС-1 из комплекта авиагарнитуры.
В походном положении жгут подстыкован к маске и хранится в специальной сумке на каждом рабочем месте членов экипажа.
Перед применением маски авиагарнитура отстыковывается от вставки УС-1 (подключенной к абонентскому аппарату СПУ-7) и подстыковывается к переходному жгуту (к разъему ГСШ). Разъем УС переходного жгута подстыковывается к вставке УС-1 (подключенной к абонентскому аппарату СПУ-7). В результате этого к радиосвязному оборудованию подключаются телефоны авиагарнитуры и микрофон маски, а микрофон авиагарнитуры остается незадействованным.
Летная эксплуатация СПУ-7
1.5.1 Нормальная эксплуатация
Эксплуатационных ограничений система не имеет.
1.5.2. Предполетная проверка
● Подключить к разъемам абонентских аппаратов и дополнительным переговорным точкам CПУ телефонно-микрофонную (ларингофонную) гарнитуру.
● Автомат защиты СПУ включить.
1.5.3 Выполнение полета
ВНИМАНИЕ. ПИТАНИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО УСТРОЙСТВА СПУ-7 В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПОЛЕТА ДОЛЖНО БЫТЬ ВКЛЮЧЕНО.
● установить переключатель СЕТЬ-1, СЕТЬ-2 в положение СЕТЬ-1;
● установить переключатель СПУ — РАДИО в положение СПУ;
● установить ручкой громкости ОБЩАЯ необходимую громкость,
● установить ручкой громкости ПРОСЛ. необходимую громкость прослушиваемого сигнала по внешней связи:
● проверить, что вызываемый член экипажа не занят связью.
Для ведения внутренней связи между пилотами, бортмехаником и оператором необходимо:
● нажать кнопку СПУ на левой или правой ручке управления вертолетом или кнопку ЦВ на абонентском аппарате;
● на дополнительной переговорной точке нажать кнопку ЦВ или выключатель ЛАРИНГ. установить в положение ВКЛ.;
● отпустить кнопку СПУ или ЦВ;
● выключатель ЛАРИНГ. установить в положение ВЫКЛ.
● отрегулировать громкость прослушивания регуляторами на абонентских аппаратах и дополнительных переговорных точках.
ПРИМЕЧАНИЕ. При внутренней связи абонент одновременно прослушивает с пониженной громкостью радиостанцию, на которую установлен переключатель радиосвязи.
На абонентском аппарате СПУ для прослушивания работы наземных УКВ и KB радиостанций необходимо:
● переключатель выбора радиосвязей установить в положение УКВ (КР) или CP (в зависимости от станции, необходимой для связи);
● переключатель СПУ-РАДИО установите в положение РАДИО, ручкой громкости ОБЩАЯ установить необходимую громкость прослушиваемого сигнала внутренней связи.
Для передачи информации через настроенные радиостанции необходимо:
● нажать кнопку РАДИО на левой иди правой ручке управления;
● при приеме информации кнопку отпустить.
ПРИМЕЧАНИЕ. Прием по работающей радиостанции осуществляется с полной громкостью, а прослушивание сообщений по СПУ в это время - с пониженной громкостью.
●при обрыве или коротком замыкании проводов в гарнитуре следует ее заменить.