ВЕРТОЛЕТА МИ – 171 И ЕГО ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
А.И. НОСЫРЕВ
РАДИООБОРУДОВАНИЕ
ВЕРТОЛЕТА МИ – 171 И ЕГО ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
(УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ)
НП Центр подготовки персонала
Г. Тюмень 2008
АННОТАЦИЯ
В учебном пособии рассмотрены вопросы конструкции и летной эксплуатации радиооборудования вертолета.
Пособие состоит из четырех частей. Часть I посвящена общим сведениям о радиооборудовании вертолета, часть II – радиосвязному оборудованию, часть III – радиооборудованию вертолетовождения и часть IV - радиооборудованию опознавания и активного ответа.
В текстовой части учебного пособия по ходу изложения материала представлены фрагменты пультов, панелей и щитков кабины экипажа. Альбом рабочих мест кабины экипажа размещен в конце учебного пособия после текстовой части.
Данное учебное пособие предназначено для летного состава, изучающего радиоооборудование вертолета на курсах переучивания и повышения квалификации, и позволяет самостоятельно изучить материал.
Учебное пособие может использоваться только для учебных целей и не подменяет собой руководство по летной эксплуатации вертолета.
Учебное пособие «Радиооборудование вертолета МИ-171 и его летная эксплуатация» рассмотрено на заседании летно-методического совета ОАО «Авиакомпания ЮТэйр».
Протокол №________от_____________
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАДИОЭЛЕКТРОННОМ ОБОРУДОВАНИИ ВЕРТОЛЕТА МИ-171 | ||
1.1 Радиоаппаратура связи | ………………………………………. | |
1.2 Аппаратура вертолетовождения | ……………………………………….. | |
1.3 Аппаратура опознавания, оповещения и активного ответа | ……………………………………….. | |
ЧАСТЬ II. РАДИОАППАРАТУРА СВЯЗИ | ||
1. САМОЛЕТНОЕ ПЕРЕГОВОРНОЕ УСТРОЙСТВО СПУ- 7 | ||
1.1 Назначение СПУ -7 | ……………………………………….. | |
1.2 Комплект и размещение СПУ – 7 | ……………………………………….. | |
1.3 Питание и защита СПУ – 7 | ……………………………………….. | |
1.4 Особенности управления | ……………………………………….. | |
1.5 Летная эксплуатация СПУ-7 | ……………………………………….. | |
2. УКВ РАДИОСТАНЦИИ ОРЛАН-85 СТ | ||
2.1 Назначение ОРЛАН-85 СТ | ……………………………………….. | |
2.2 Основные технические характеристики | ……………………………………….. | |
2.3 Питание и защита ОРЛАН-85 СТ | ……………………………………….. | |
2.4 Комплект и размещение УКВ радиостанций | ……………………………………….. | |
2.5 Краткое описание структурной схемы радиостанции и принцип ее работы | ……………………………………….. | |
2.6 Особенности управления радиостанцией | ……………………………………….. | |
2.7 Летная эксплуатация радиостанций ОРЛАН – 85 СТ | ……………………………………….. | |
3. КОРОТКОВОЛНОВАЯ РАДИОСТАНЦИЯ ЯДРО-1Г1 | ||
3.1 Назначение | ……………………………………….. | |
3.2 Комплект и размещение | ……………………………………….. | |
3.4 Основные технические данные радиостанции | ……………………………………….. | |
3.5 Электропитание и защита радиостанции | ……………………………………….. | |
3.6 Краткое описание работы радиостанции | ……………………………………….. | |
3.7 Летная эксплуатация радиостанции | ……………………………………….. | |
4. АВАРИЙНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ Р-855А1 | ||
4.1 Назначение | ……………………………………….. | |
4.2 Состав радиостанции P-855A1 | ……………………………………….. | |
4.3 Основные технические характеристики радиостанции | ……………………………………….. | |
4.4 Питание радиостанции Р-855А1 | ……………………………………….. | |
4.5 Размещение радиостанции Р-855А1 на вертолете | ……………………………………….. | |
4.6 Описание и работа радиостанции | ……………………………………….. | |
4.7 Особенности эксплуатации | ……………………………………….. | |
4.8 Эксплуатация радиостанции в аварийной ситуации | ……………………………………….. | |
5. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПЕРЕНОСНОЙ РАДИОМАЯК АРМ-406П | ||
5.1 Назначение радиомаяка | ……………………………………….. | |
5.2 Состав и размещение АРМ-406 | ……………………………………….. | |
5.3 Питание АРМ-406 | ……………………………………….. | |
5.4 Основные технические данные | ……………………………………….. | |
5.5 Принцип действия радиомаяка АРМ-406 | ……………………………………….. | |
5.6 Описание конструкции радиомаяка | ……………………………………….. | |
5.7 Работа АРМ-406 | ……………………………………….. | |
5.8 Летная эксплуатация АРМ - 406 | ……………………………………….. | |
6. АППАРАТУРА РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ «АЛМАЗ-УПМ» | ||
6.1 Назначение | ……………………………………….. | |
6.2 Комплект и размещение | ……………………………………….. | |
6.3 Электропитание и защита | ……………………………………….. | |
6.4 Особенности управления | ……………………………………….. | |
6.5 Летная эксплуатация | ……………………………………….. | |
7.РАДИОАППАРАТУРА ЗАПИСИ. МАГНИТОФОН П-503Б | ||
7.1 Назначение П – 503Б | ……………………………………….. | |
7.2 Комплект и размещение П – 503Б | ……………………………………….. | |
7.3 Основные технические характеристики П – 503Б | ……………………………………….. | |
7.4 Электропитание и защита П – 503Б | ……………………………………….. | |
7.5 Особенности управления П – 503Б | ……………………………………….. | |
7.6 Летная эксплуатация магнитофона | ……………………………………….. | |
ЧАСТЬ III. АППАРАТУРА ВЕРТОЛЕТОВОЖДЕНИЯ | ||
8. АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОКОМПАС АРК-15М | ||
8.1 Назначение радиокомпаса АРК-15М | ……………………………………….. | |
8.2 Комплект радиокомпаса | ……………………………………….. | |
8.3 Размещение блоков и антенн радиокомпаса на вертолете | ……………………………………….. | |
8.4 Электропитание и защита радиокомпаса АРК-15М | ……………………………………….. | |
8.5 Режимы работы радиокомпаса АРК-15М | ……………………………………….. | |
8.6 Основные технические характеристики радиокомпаса АРК-15М | ……………………………………….. | |
8.7 Принцип действия радиокомпаса | ……………………………………….. | |
8.8 Летная эксплуатация АРК- 15 | ……………………………………….. | |
9. АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОКОМПАС АРК-УД | ||
9.1 Назначение АРК-УД | ……………………………………….. | |
9.2 Комплект АРК-УД | ……………………………………….. | |
9.3 Размещение радиокомпаса на вертолёте | ……………………………………….. | |
9.4 Электропитание и защита АРК-УД | ……………………………………….. | |
9.5 Основные характеристики АРК – УД | ……………………………………….. | |
Принцип действия АРК – УД | ……………………………………….. | |
9.7 Особенности использования АРК-УД | ……………………………………….. | |
9.8 Летная эксплуатация АРК-УД | ……………………………………….. | |
10. РАДИОВЫСОТОМЕР А-037 | ||
10.1 Назначение А-037 | ……………………………………….. | |
10.2 Комплект и размещение А-037 | ……………………………………….. | |
10.3 Основные характеристики А-037 | ……………………………………….. | |
10.4 Электропитание и защита А – 037 | ……………………………………….. | |
10.5 Связи радиовысотомера с системами вертолета | ……………………………………….. | |
10.6 Принцип измерения высоты в А-037 | ……………………………………….. | |
10.7 Летная эксплуатация радиовысотомера | ……………………………………….. | |
11. НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА KN 53 | ||
11.1 Назначение KN-53 | ……………………………………….. | |
11.2 Принцип действия радиомаяков ILS | ……………………………………….. | |
11.3 Принцип измерения азимута в системе VOR | ……………………………………….. | |
11.4 Комплект и размещение на вертолете KN-53 | ……………………………………….. | |
11.5 Основные Э.Т.Х. KN - 53 | ……………………………………….. | |
11.6 Электропитание KN – 53 | ……………………………………….. | |
11.7 Управление KN – 53 | ……………………………………….. | |
11.8 Принцип построения KN 53 | ……………………………………….. | |
12. АППАРАТУРА DME KN64 | ||
12.1 Назначение и принцип действия KN64 | ……………………………………….. | |
12.2 Комплект аппаратуры KN64 | ……………………………………….. | |
12.3 Основные технические характеристики KN 64 | ……………………………………….. | |
12.4 Питание дальномера KN 64 | ……………………………………….. | |
12.5 Управление дальномером | ……………………………………….. | |
12.6 Летная эксплуатация аппаратуры VOR-DME | ……………………………………….. | |
13. РАДИОЛОКАТОР 8А813Ц | ||
13.1 Назначение радиолокатора 8А81ЗЦ | ……………………………………….. | |
13.2 Комплект радиолокатора 8А81Зц | ……………………………………….. | |
13.3 Размещение радиолокатора на вертолете | ……………………………………….. | |
13.4 Основные характеристики радиолокатора | ……………………………………….. | |
13.5 Электропитание и защита | ……………………………………….. | |
13.6 Включение и управление РЛС 8А813Ц | ……………………………………….. | |
13.7. Режимы работы радиолокатора | ……………………………………….. | |
13.8 Летная эксплуатация РЛС | ………………………………………. | |
ЧАСТЬ IV. РАДИОАППАРАТУРА ОПОЗНАВАНИЯ И АКТИВНОГО ОТВЕТА | ||
14. ОТВЕТЧИК УВД КТ-70 | ||
14.1 Назначение ответчика | ……………………………………….. | |
14.2 Комплект и размещение на ВС | ……………………………………….. | |
14.3 Основные технические данные ответчика | ……………………………………….. | |
14.4 Электропитание и защита ответчика | ……………………………………….. | |
14.5 Управление ответчиком | ……………………………………….. | |
14.6 Особенности управления и индикации | ……………………………………….. | |
14.7 Кодирующий высотомер KEA – 130 (5035Р производства фирмы Allied Signal) | ……………………………………….. | |
14.8Летная эксплуатация ответчика | ……………………………………….. | |
15. ИЗДЕЛИЕ 6201 | ||
15.1 Назначение изделия | ……………………………………….. | |
15.2 Тактико-технические данные изделия 6201 | ……………………………………….. | |
15.3 Состав и размещение комплекта изделия 6201 | ……………………………………….. | |
15.4 Питание и защита изделия 6201 | ……………………………………….. | |
15.5 Особенности эксплуатации изделия 6201 | ……………………………………….. | |
15.6 Эксплуатация изделия в полете | ……………………………………….. | |
Список литературы | ……………………………………….. | |
Альбом рабочих мест экипажа | ……………………………………….. |
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАДИОЭЛЕКТРОННОМ ОБОРУДОВАНИИ ВЕРТОЛЕТА МИ-171
Радиоэлектронное оборудование вертолета Ми-171 подразделяется на три группы:
● радиоаппаратура связи;
● радиоаппаратура вертолетовождения;
● радиоаппаратура опознавания, оповещения и активного ответа.
Радиоаппаратура связи
1.1.1 Назначение аппаратуры связи
Радиоаппаратура связи предназначена:
●для двухсторонней радиосвязи в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах волн между экипажем вертолета и операторами наземных станций, а также между экипажами ВС в воздухе;
●для внутривертолетной телефонной связи между членами экипажа;
●для речевого оповещения экипажа и диспетчера наземного командного пункта об аварийных ситуациях в полете;
●для магнитной записи информации и команд, поступающих по линиям радиосвязи и внутренней бортовой телефонной связи.
1.1.2 Состав аппаратуры связи
В состав радиоаппаратуры связи входят:
● самолетное переговорное устройство СПУ-7Б;
● УКВ (МВ) радиостанция Орлан – 85СТ - 2 комплекта;
● КВ (ДКМВ) радиостанция ЯДРО-1Г1;
● бортовой магнитофон П-503Б;
● аппаратура речевых сообщений АЛМАЗ-УПМ;
● аварийный радиомаяк АРМ – 406 П.
Назначение СПУ -7
Переговорное устройство предназначено для ведения внутри вертолетной телефонной связи между членами экипажа, связи через бортовые радиостанции со службами УВД и экипажами других летательных аппаратов, прослушивания позывных радионавигационных станций и сигналов специального назначения.
С переговорным устройством СПУ-7 сопряжена следующая аппаратура:
● основная и резервная УКВ радиостанции "Орлан-85СТ";
● связная KB радиостанция Ядро-1Г1;
● аппаратура речевых сообщений Алмаз-УП;
● магнитофон П-503Б;
● радиокомпас АРК-15М;
● радиокомпас АРК-УД;
● радиовысотомер А-037;
● автоматический радиомаяк АРМ-406П.
СПУ-7 обеспечивает подачу в телефоны левого пилота звукового сигнала опасной высоты радиовысотомера и сигналов АРМ – 406П, независимо от положения переключателей радиосвязи.
Питание и защита СПУ – 7
Переговорное устройство подключено к аккумуляторной шине 2 канала +27В через АЗСГК-2 с надписью «СПУ», расположенный на правой панели АЗС электропульта летчиков.
Особенности управления
Абонентские аппараты предназначены для управления подключением микрофонов (ларингофонов) и телефонов абонентов к различным средствам связи, а также для коммутации цепей питания пусковых реле радиопередатчиков.
Необходимые коммутации осуществляются переключателем радиосвязи, переключателем СПУ — РАДИО, кнопками циркулярного вызова ЦВ на абонентских аппаратах и выносными кнопками последовательного переключения на ручках управления вертолетом.
Переключатель СЕТЬ 1 — 2 на вертолете запараллелен, поэтому может быть установлен в любое положение.
Переключатели радиосвязи на абонентских аппаратах левого и правого летчиков осуществляют следующую коммутацию сопряженной с СПУ радиоаппаратуры:
● УКР — работа по командной радиостанции «Орлан -85СТ» (осн);
● СР — работа по связной радиостанции «Ядро-1Г1»;
● КР — работа по командной радиостанции «Орлан -85СТ» (рез);
● ДР — для прослушивание сигналов KN -53;
● РК1 — прослушивание сигналов радиокомпаса АРК-15М;
● РК2 — прослушивание сигналов радиокомпаса АРК-УД.
Дополнительная переговорная точка, установленная в проеме двери кабины экипажа, в специальной нише, предназначена для ведения внутренней связи и прослушивания сигналов радиокомпасов бортмехаником.
Эта дополнительная точка имеет выносную кнопку СПУ и переключатель АРК-СВ — СПУ — АРК-УКВ, расположенные на кронштейне правой этажерки. Указанная кнопка подключена параллельно выключателю ЛАРИНГ. дополнительной переговорной точки, дублирует действие этого выключателя и установлена для удобства работы.
Переключатель АРК-СВ — СПУ — АРК-УКВ обеспечивает выбор прослушивания одного из трех сигналов:
● радиокомпаса АРК-15М — в положении АРК-СВ;
● радиокомпаса АРК-УД — в положении АРК-УКВ;
● прослушивания внутренней сети СПУ — в положении «СПУ».
На дополнительной переговорной точке расположены: ручка регулятора громкости, выключатель ЛАРИНГ, кнопка циркулярного вызова ВЫЗОВ, шнур для подключения авиагарнитуры.
На правом щитке электропульта установлен выключатель ЛАРИНГ. — ВКЛ., с помощью его правый летчик может при необходимости подключить свой микрофон гарнитуры к входу усилителя СПУ на длительное время. Ведение разговора в этом случае осуществляется без нажатия тангенты СПУ на ручке управления правого летчика.
Около абонентского аппарата СПУ, размещенного в грузовой кабине, установлен выносной выключатель ЛАРИНГ. — ВКЛ. Назначение и действие его аналогично выключателю ЛАРИНГ. — ВКЛ. на электропульте правого летчика.
Для перехода летчиков с работы по внутренней связи на внешнюю и наоборот на каждой ручке управления вертолетом имеется кнопка последовательного переключения СПУ — РАДИО типа 2КПП, при нажатии на курок которой, до срабатывания первой ступени производится работа в режиме «СПУ», а при нажатии до срабатывания второй ступени — работа в режиме «Радио» (внешняя связь).
Переговорное устройство обеспечивает:
● Двустороннюю внутривертолетную телефонную связь летчиков с другими членами экипажа при любых положениях переключателя СПУ — РАДИО и переключателя радиосвязи на их абонентских аппаратах при нажатии курка кнопки последовательного переключения СПУ — РАДИО на ручке управления вертолетом до срабатывания первой ступени (положение СПУ). При этом летчик одновременно прослушивает с пониженной громкостью приемник того средства, на которое установлен переключатель его абонентского аппарата.
● Осуществление летчиками «пуска» и модулирования передатчиков радиостанций в положениях переключателя радиосвязей: УКР, СР и КР при установке переключателя СПУ — РАДИО на абонентских аппаратах в положение РАДИО и нажатии курка кнопки СПУ — РАДИО на ручке управления вертолетом до срабатывания второй ступени (положение РАДИО). При этом прием осуществляется с полной громкостью, а прослушивание СПУ — с пониженной громкостью.
● Осуществление правым летчиком и оператором внутривертолетной связи без нажатия летчиком кнопки СПУ-РАДИО на ручке управления путем установки выключателей ЛАРИНГ., расположенных соответственно на правом щитке электропульта летчиков и рядом с абонентским аппаратом в грузовой кабине, в положение ВКЛ.
●Осуществление с дополнительных переговорных точек постоянного ведения внутривертолетной связи при установке выключателей ЛАРИНГ. на передних панелях переговорных точек в положение ВКЛ. С дополнительной переговорной точки борттехника возможно также кратковременное ведение внутривертолетной связи при нажатии выносной кнопки СПУ.
●Осуществление каждым членом экипажа внутренней циркулярной телефонной связи при нажатии кнопки циркулярного вызова ЦВ при любом положении переключателей на абонентских аппаратах и дополнительных переговорных точках. При этом абонент прослушивает с пониженной громкостью сигнал того радиосредства, на которое установлен переключатель радиосвязи абонентского аппарата.
●Подачу с полной громкостью на телефоны левого летчика речевого сообщения от аппаратуры «АЛМАЗ-УПМ» вне зависимости от положения переключателей на его абонентском аппарате.
● Подачу на телефоны левого летчика звукового сигнала «Опасная высота» от радиовысотомера А-037 независимо от положения переключателей на его абонентском аппарате.
Для работы с бортовой аппаратурой связи на вертолете может применяться авиагарнитура ГСША-18, предназначенная для работы с высокоомными выходами радиоприемных устройств. Для этого авиагарнитура должна подключаться через специальную вставку УС-1, представляющую собой согласующий (понижающий) трансформатор и поставляемую с каждым комплектом авиагарнитуры.
В состав кислородного оборудования входят дымозащитные маски ДКМ-1М, которые имеют встроенные микрофоны со шнуром, оканчивающимся разъемами типа РВН.
Для подключения маски к радиосвязному оборудованию используется переходной электрический жгут. Жгут имеет разъемы с маркировкой:
● ДКМ — для подключения маски;
● ГСШ — для подключения авиагарнитуры;
● УС — для подключения вставки УС-1 из комплекта авиагарнитуры.
В походном положении жгут подстыкован к маске и хранится в специальной сумке на каждом рабочем месте членов экипажа.
Перед применением маски авиагарнитура отстыковывается от вставки УС-1 (подключенной к абонентскому аппарату СПУ-7) и подстыковывается к переходному жгуту (к разъему ГСШ). Разъем УС переходного жгута подстыковывается к вставке УС-1 (подключенной к абонентскому аппарату СПУ-7). В результате этого к радиосвязному оборудованию подключаются телефоны авиагарнитуры и микрофон маски, а микрофон авиагарнитуры остается незадействованным.
Летная эксплуатация СПУ-7
1.5.1 Нормальная эксплуатация
Эксплуатационных ограничений система не имеет.
1.5.2. Предполетная проверка
● Подключить к разъемам абонентских аппаратов и дополнительным переговорным точкам CПУ телефонно-микрофонную (ларингофонную) гарнитуру.
● Автомат защиты СПУ включить.
1.5.3 Выполнение полета
ВНИМАНИЕ. ПИТАНИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО УСТРОЙСТВА СПУ-7 В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПОЛЕТА ДОЛЖНО БЫТЬ ВКЛЮЧЕНО.
● установить переключатель СЕТЬ-1, СЕТЬ-2 в положение СЕТЬ-1;
● установить переключатель СПУ — РАДИО в положение СПУ;
● установить ручкой громкости ОБЩАЯ необходимую громкость,
● установить ручкой громкости ПРОСЛ. необходимую громкость прослушиваемого сигнала по внешней связи:
● проверить, что вызываемый член экипажа не занят связью.
Для ведения внутренней связи между пилотами, бортмехаником и оператором необходимо:
● нажать кнопку СПУ на левой или правой ручке управления вертолетом или кнопку ЦВ на абонентском аппарате;
● на дополнительной переговорной точке нажать кнопку ЦВ или выключатель ЛАРИНГ. установить в положение ВКЛ.;
● отпустить кнопку СПУ или ЦВ;
● выключатель ЛАРИНГ. установить в положение ВЫКЛ.
● отрегулировать громкость прослушивания регуляторами на абонентских аппаратах и дополнительных переговорных точках.
ПРИМЕЧАНИЕ. При внутренней связи абонент одновременно прослушивает с пониженной громкостью радиостанцию, на которую установлен переключатель радиосвязи.
На абонентском аппарате СПУ для прослушивания работы наземных УКВ и KB радиостанций необходимо:
● переключатель выбора радиосвязей установить в положение УКВ (КР) или CP (в зависимости от станции, необходимой для связи);
● переключатель СПУ-РАДИО установите в положение РАДИО, ручкой громкости ОБЩАЯ установить необходимую громкость прослушиваемого сигнала внутренней связи.
Для передачи информации через настроенные радиостанции необходимо:
● нажать кнопку РАДИО на левой иди правой ручке управления;
● при приеме информации кнопку отпустить.
ПРИМЕЧАНИЕ. Прием по работающей радиостанции осуществляется с полной громкостью, а прослушивание сообщений по СПУ в это время - с пониженной громкостью.
●при обрыве или коротком замыкании проводов в гарнитуре следует ее заменить.
Назначение
На вертолете установлены два комплекта МВ радиостанций ОРЛАН – 85СТ-основная и резервная.
Бортовая приемопередающая радиостанция Орлан - 85СТ обеспечивает двухстороннюю симплексную связь экипажа с наземными службами УВД и между экипажами ВС в воздухе.
Радиостанция обеспечивает также непрерывный контроль аварийного канала на частоте 121,5 МГц без нарушений основных функций связи и управления с выдачей звуковой и световой индикации при наличии сигнала на частоте аварийного канала.
Питание и защита
Электропитание радиостанций Орлан - 85СТ осуществляется постоянным током 27В:
● основной радиостанции - от аккумуляторной шины 2К через автомат защиты сети АЗСГК- 10 КОМАНД. РС. ОСНОВН.
● резервной радиостанции - от шины ВУ и ВСУ через автомат защиты сети АЗСГК- 10 КОМАНД. РС. РЕЗЕВН
Автоматы защиты сети КОМАНД. РС ОСНОВН, и КОМАНД. РС. РЕЗЕРВН. установлены на правой панели АЗС и являются одновременно органами включения радиостанций.
Назначение
Бортовая приемопередающая коротковолновая радиотелефонная станция «Ядро-1Г1» предназначена для ведения связи с наземными KB радиостанциями и между летательными аппаратами в воздухе. Радиостанция обеспечивает беспоисковую и бесподстроечную симплексную связь.
Дальность двухсторонней радиосвязи составляет не менее 400 км при высоте полета 1000 м.
Комплект и размещение
В комплект радиостанции «Ядро-1Г1» на вертолете входят(Рис. 3.1) :
● Приемопередатчик , включающий в себя :
- приемовозбудитель Б1-Яр11-1А поз. 1;
- усилитель мощности Б4-Яр1 поз. 2;
- амортизационную раму Б10В-ЯрI поз. 3;
● Антенное согласующее устройство Б5А-Яр1 поз. 4;
● Пульт управления Б7А2-Яр1 поз. 5;
● Блок питания вентилятора Б18-Яр1 поз.6.
Рис.3.1. Внешний вид и размещение КВ радиостанции ЯДРО- 1Г1 на вертолете
● Приемопередатчик радиостанции установлен в радиоотсеке между шпангоутами № 13- 15;
● Пульт управления с наборным устройством Б7А2-Яр1 установлен на правой боковой панели верхнего электропульта;
● Антенное согласующее устройство Б5А-Яр1 установлено в радиоотсеке по правому борту в районе шпангоутов № 14-15.
● Блок питания вентиляторов Б18-Яр1 установлен в радиоотсеке по правому борту в районе шпангоутов № 14-15;
● Радиостанция работает на тросовую антенну, установленную справа и слева от хвостовой балки от шпангоута № 15 фюзеляжа до стабилизатора.
Назначение
Аварийная радиостанция Р-855А1 предназначена для двухсторонней радиосвязи членов экипажа потерпевшего аварию вертолета с поисково-спасательными средствами, а также для передачи в эфир сигнала бедствия на международных аварийных частотах. На борту вертолета имеется одна аварийная радиостанция Р-855А1.
Радиостанция Р-855А1 является ультракоротковолновой, симплексной, индивидуального пользования.
Состав радиостанции P-855A1
Комплект радиостанции включает в себя:
● приемопередатчик;
● батарею "Прибой-2с";
● антенну;
● чехол.
Особенности эксплуатации
При работе с радиостанцией на предельных расстояниях необходимо учитывать особенности распространения ультракоротких волн, которые, встречая на своем пути препятствия, отражаются и поглощаются ими. Поэтому при выборе места расположения радиостанции надо руководствоваться следующими правилами:
● не располагаться с радиостанцией в непосредственной близости от местных предметов;
● при работе из каменных зданий следует выбирать помещение с окнами, выходящими на корреспондента;
● при расположении радиостанции на вершине горы, на деревьях, на крышах строений - дальность связи увеличивается.
● для нормальной работы радиостанции необходимо изолятор у основания антенны содержать чистым и сухим.
● При работе с радиостанцией Р-855А1 в условиях температур ниже
0°С окружающей среды батарею нужно обязательно поместить во внутренний карман полетного обмундирования.
● Если батарея охлаждена ниже минус 10°С, то перед использованием ее необходимо отогреть при температуре 20-30°С в течение 0,5 -1 ч.
● При длительной работе па солнцепеке рекомендуется выбрать место так, чтобы тень от оператора падала на блок приемопередатчика. Это позволит избежать сильного перегрева блока приемопередатчика.
● При работе с радиостанцией на море необходимо наблюдать за тем, чтобы антенна была в вертикальном положении и вода не попадала на антенный изолятор.
АРМ-406П
Назначение радиомаяка
Автоматический переносной радиомаяк АРМ-406П предназначен как для передачи радиосигналов через искусственные спутники Земли системы "КОСПАС-САРСАТ" на станции приёма и обработки информации, так и для привода к месту аварии поисковых аварийно-спасательных средств.
По радиосигналам осуществляется идентификация аварийного вертолёта по принадлежности к конкретному потребителю и определение координат его местонахождения.
ВНИМАНИЕ. 1. УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ НА БОРТ ВЕРТОЛЁТА РАДИОМАЯКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ КООРДИНАЦИОННО- ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ (МКВЦ) СИСТЕМЫ КОСПАС-САРСАТ ("МОРСВЯЗЬСПУТНИК"), г. МОСКВА.
2. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЕРЕСТАНОВКА РАДИОМАЯКА АРМ-406П С ОДНОГО ВЕРТОЛЁТА НА ДРУГОЙ БЕЗ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ ЕГО В МКВЦ.
3. ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОЧИЙ РЕЖИМ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО РАДИОМАЯКА СЧИТАЕТСЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫМ И ВЛЕЧЁТ ЗА СОБОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, УСТАНОВЛЕННУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.
НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ РАДИОМАЯКИ СИСТЕМОЙ КОСПАС-САРСАТ НЕ ОБСЛУЖИВАЮТСЯ.
Состав и размещение АРМ-406
В состав комплекта радиомаяка входят:
● моноблок «П», установлен в кабине экипажа под правым блистером на полу на кронштейнах;
● антенна АНТ-406 В, установлена сверху фюзеляжа в районе шп. 22-23;
● пульт дистанционного управления ПДУ 406 расположен на центральном пульте.
Питание АРМ-406
Питание АРМ-406П осуществляется постоянным током напряжением 27 В от аккумуляторной шины +27 В через автомат защиты сети АЗСГК-2 «АРМ», расположенный на панели АЗС.
В автономном режиме работы и при невозможности питания от бортсети, например при угрозе пожара и обесточивании вертолета маяк получает питание от собственного автономного питания – батареи.
Основные технические данные
● Период излучения посылок,сек ………………………………………….50±5%
● Длительность посылки, мс.........................................................................440±1%
● Несущая частота ПРД-406, МГц...............................................................406,025±0,002
● Время непрерывной работы от одного комплекта источника
тока при температуре окружающей среды минус 40 °С, час., не менее:
для ПРД-406.......................................................................................................24
дляПРД-121........................................................................................................48
● Диапазон предельных температур, °С..................................................... 60 ÷ +85
● Время выхода генератора на режим при минимальной
температуре, мин., не более.................................................................................15
● Выходная мощность ПРД-406 на нагрузке 50 Ом при КСВН<1,25,Вт..................................................................................................5±2дБ
● Несущая частота ПРД-121, МГц...........................................................121,5±0,005%
● Излучаемая мощность ПРД-121 на нагрузке 50 Ом при КСВ<1,5, мВт, не менее.........................................................................................................................50
● Ток, потребляемый АРМ-406П, не должен превышать, А:
-в дежурном режиме…………...............................................................................0,5
-в режиме излучения для ПРД-406........................................................................2,0
-в режиме излучения для ПРД-121........................................................................0,6
● Масса, кг, не более...............................................................................................6,0
● Срок службы блока автономного питания, лет..................................................5
● Радиомаяк АРМ-406АС 1 стоек и устойчив к воздействию следующих факторов:
- Синусоидальная вибрация (виброустойчивость):
амплитуда ускорения, g…………………………………………………………….3
- Механический удар одиночного действия:
- пиковое ударное ускорение, g ………………………………………………..…50
- Повышенная температура среды:
рабочая, °С……………………………………………………………...…..55
рабочая кратковременная, °С………………………………………….......70
предельная, °С……………………………………………………………....85
пребывание над пламенем:
время пребывания, с, не менее………………………………………….....15
высота над пламенем, м………………………………………………….1±0,025
- Пониженная температура среды:
предельная, °С …………………………………………………………..минус 55
- Погружение в соляной раствор:
глубина погружения, м, не менее ………………………………………………. 0,91
температура раствора, °С ……………………………………………. от 30 до 40
время погружения, ч …………………………………………………..….. 1
● Технический ресурс АРМ-406АС1………………… 30000 летных часов в течение 15 лет.
● Время непрерывной работы АРМ-406АС1 от одного комплекта источников тока — не менее 24 часов для ПРД-406, и не менее 48 часов для ПРД-121 при температуре окружающей среды минус 40°С.
● Радиомаяк автоматически отключает режим излучения, если в результате неисправности длительность непрерывного излучения превышает 45 сек.
● Время передачи сигналов в аварийном режиме в заданном диапазоне рабочих температур - не менее 24 часов на частотах 406,025 МГц и 121,5 МГц, после чего не менее 24 часов на частоте 121,5 МГц.
Работа АРМ-406
5.7.1 Работа в режиме встроенного контроля
ПРОВЕРКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПДУ 406
●Подключите к бортовой сети вертолета аэродромный источник электропитания. Подключите авиагарнитуру к сети СПУ и включите СПУ-7.
●Включите автомат защиты сети «АРМ» и «СПУ» на панели АЗС.
Автоматически включается режим встроенного контроля радиомаяка, при этом на пульте управления должен мигнуть желтым светом индикатор ОТКАЗ, световое табло АВАРИЯ после 3-х кратного промигивания остается включенным до окончания цикла встроенного контроля и прослушивается звуковой сигнал.
Примечание. Прослушивание звукового сигнала производится через телефоны авиагарнитуры КВС и встроенный громкоговоритель на пульте управления
●После окончания встроенного контроля (~5 сек) световое табло «АВАРИЯ» должно погаснуть, звуковой сигнал прекратиться.
После окончания встроенного контроля радиомаяк переходит в дежурный режим. На пульте управления радиомаяка горит подсвет кнопок «АРМ», «ДЕЖУРН/КОНТР», «OTKJI/ЗВУК». Табло «ОТКАЗ» не горит.
●При необходимости повторного включения встроенного контроля радиомаяка нажмите кнопку «ДЕЖУРН. КОНТР», расположенную на передней панели ПДУ 406.
Должен включиться режим встроенного контроля радиомаяка.
●Выключите автомат защиты сети «АРМ» и «СПУ», отключите аэродромный источник электропитания.
ПРОВЕРКА В АВТОНОМНОМ РЕЖИМЕ
●Извлеките моноблок АС1А из кожуха блока «П» моноблока «П» (при необходимости).
●Установите тумблер «ВКЛ-ВЫКЛ-КОНТР» на корпусе моноблока АС1А в положение «КОНТР»,