Процедуры аварийного покидания ВС, Обязанности и

Глава 7.

Процедуры аварийного покидания ВС, Обязанности и

Членов летного и кабинного экипажей, Выживание

РАЗДЕЛЫ СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ
ПУТИ ЭВАКУАЦИИ И АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ RRJ-95 (SSJ-100). В-7-2
ЭВАКУАЦИЯ. В-7-17
ВЫЖИВАНИЕ. В-7-22
ПРИЛОЖЕНИЯ В-7-34

ПУТИ ЭВАКУАЦИИ И АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ RRJ-95 (SSJ-100).

Пути эвакуации

Проход в пассажирской кабине, зоны аварийных выходов и проходы между

противоположными аварийными выходами являются путями эвакуации.

Основной путь эвакуации для пилотов – через дверь пилотской кабины.

Аварийные выходы.

Самолет RRJ-95 (SSJ-100) имеет:

- 4 двери в пассажирской кабине (1L/1R, 2L/2R);

- 2 форточки в кабине экипажа.

Входные и загрузочные двери используются в качестве аварийных выходов и имеют

соответствующую маркировку.

Все двери оснащены однодорожечными надувными трапами.

Если в аварийной ситуации один из выходов непригоден для эвакуации, то пассажиры

должны быть перенаправлены к другим действующим выходам

Процедуры аварийного покидания ВС, Обязанности и - student2.ru

1.3. Аварийные выходы 1L/1R и 2L/2R/

Двери пассажирской кабины

Селектор дверей 1L/R, 2L/R

Селектор двери позволяет устанавливать штангу трапа в двух положениях:

- на двери – положение селектора «РУЧНОЕ». Открытие двери происходит без выброса трапа.

- на фюзеляже, в замках на пороге двери – положение селектора «АВТОМАТ». После

открытия двери произойдет выброс трапа.

Предохранительная шпилька предупреждает, что дверь находится в положении «РУЧНОЕ» и предотвращает случайный перевод селектора в положение «АВТОМАТ»

Система автоматического открытия двери

На случай автоматического открытия дверей (положение селектора «АВТОМАТ») двери

1L/R, 2L/R оборудованы системой автоматического открытия, которая размещается

за кожухом кронштейна двери.

Подключение системы осуществляется при переводе селектора двери в положение

«АВТОМАТ».

При открытии двери в положении «РУЧНОЕ» демпфер этой системы обеспечивает

плавное открытие двери.

10. Трапы выходов 1L/R, 2L/R

Двери 1L/R, 2L/R снабжены однодорожечными надувными трапами.

Манометр для определения давления в баллоне для наполнения трапа

Надувные трапы считаются исправными, если

стрелка манометра в зеленой зоне.

Каждый бортпроводник, ответственный

за дверь, обязан проверить давление надувного

трапа по «Листу контрольной проверки».

Использование трапа дверей 1L/R, 2L/R

Правила спуска по трапу:

- без обуви прыгать на трап;

- съезжать в положении сидя, вытянув руки и наклонив тело вперед.

В случае контролируемой высадки пассажиров – сесть на трап.

Направить пассажиров на безопасное расстояние.

Пассажиры – помощники помогают эвакуации внизу у трапа.

Аварийные выходы пилотской кабины

Дверь пилотской кабины

Дверь пилотской кабины открывается в сторону пассажирского салона.

При подготовленной аварийной посадке ВС дверь пилотской кабины должна быть открыта. В случае если дверь при аварийной посадке находилась в закрытом положении и получила повреждения (перекос, заклинивание), эвакуация пилотов производится через люк, расположенный в нижней части двери. Панель, закрывающая люк, может быть снята только со стороны пилотской кабины.

Электромагнитные замки двери при обесточивании ВС разблокируются.

Форточки

Если дверь пилотской кабины заблокирована, то в качестве аварийных выходов используются форточки. Их можно открыть только изнутри.

Открытие форточки:

- нажать на кнопку-фиксатор, расположенную на ручке открытия форточки;

- перевести ручку разблокирования назад до упора.

Аварийные канаты

Для покидания пилотской кабины через форточки предусмотрены аварийные канаты,

которые размещаются в потолочной нише над форточками

Использование:

- открыть крышку;

- вытянуть канат и выбросить его наружу

- спуститься вниз по канату.

Кресло пилота

Порядок эвакуации раненных пилотов из кресла:

- отодвинуть кресло пилота как можно дальше от штурвала, потянув ручку разблокировки отката;

- поднять подлокотник;

- наклонить спинку кресла, потянув за ручку наклона спинки кресла;

- отстегнуть ремни безопасности;

- захватить тело руками замком на груди, вытащить пилота из кресла.

ЭВАКУАЦИЯ

Общие принципы

Пассажиры и члены экипажа должны эвакуироваться из самолета, если возникла угроза их жизни и здоровью.

Поскольку эвакуацию следует рассматривать, как чрезвычайно опасную процедуру, она должна проводиться только в тех случаях, когда это действительно жизненно необходимо.

Например, немедленная эвакуация не требуется, если самолет выкатился с взлетно-посадочной полосы при посадке, но не получил существенных повреждений.

Эвакуация должна начинаться после остановки самолета. Все имеющиеся возможности и средства должны быть использованы для того, чтобы эвакуировать пассажиров без ручной клади и отвести их на безопасное расстояние от самолета.

Эвакуация может проводиться:

- без подготовки (посадка пассажиров);

- без специальной, но после стандартной подготовки (пассажирский брифинг

проведен: руление, взлет, посадка);

- после специальной подготовки. Необходимость в такой подготовке возникает в случае если во время полета имеют место такие события, которые в дальнейшем могут повлечь за собой необходимость проведения эвакуации.

В последнем случае КВС по РА дает команду: «Purser to the cockpit please!», по которой СБ должен немедленно направиться в пилотскую кабину. КВС обязан проинформировать СБ, как минимум:

- о причине неисправности и ее опасности для посадки;

- о времени, располагаемом для подготовки пассажирской кабины;

- о необходимости пересадки (если возможно) пассажиров (наличие опасных зон в

кабине, создание требуемой центровки самолета и т.п.).

Подготовку к аварийной посадке проводят члены летного и кабинного экипажа, пассажиры, наземный персонал.

Пилоты должны действовать согласно инструкции «ABNORMAL PROCEDURE LIST» / «Карта действий в аварийной ситуации».

Бортпроводники проводят подготовку пассажирской кабины и пассажиров согласно

«Инструкции по подготовке к аварийной посадке» / «Cabin preparation procedure»

и текста аварийной информации. (Приложение 7-1).

Непосредственно перед посадкой, как правило H = 500 ft, по РА КВС или по его указанию другой член летного экипажа, дает команду «Safety Position!», по которой бортпроводники

и пассажиры принимают безопасное положение перед нештатной посадкой. Обязанности бортпроводников при проведении эвакуации изложены в «Инструкции по проведению эвакуации» / «Cabin evacuation procedure» (Приложение 7-2), разработанной для каждого типа ВС в соответствии с типом посадки (суша/вода).

Бортпроводники должны быть готовы в любой момент применить свои знания аварийных процедур, включая открытие аварийных выходов и приведение трапов в рабочее состояние, а также выполнить свои обязанности по спасению пассажиров в аварийной ситуации.

В аварийных ситуациях возможно возникновение паники. Бортпроводники обязаны принять самые решительные меры по ее пресечению.

При проведении эвакуации следует ожидать, что в пассажирской кабине будет работать только аварийное освещение.

Независимо от того подготовлена эвакуация или нет, она проводится согласно «Инструкции по проведению эвакуации» / «Cabin evacuation procedure». Сигналом к началу эвакуации служит команда КВС.

Команды командира корабля

Команду о начале эвакуации подает, как правило, командир корабля.

Все команды из пилотской кабины, включая возможные ограничения, должны быть поданы дважды.

Предварительным предупреждением об опасности служит команда: «ATTENTION, CREW AT STATION» За этой командой должно последовать разъяснение, какие действия будут предприняты в дальнейшем, например, «Мы возвращаемся на стоянку, бортпроводникам оставаться на своих местах».

Для немедленного начала эвакуации подается команда: «PASSENGER EVACUATION» После этой команды сразу же начинается эвакуация. Бортпроводники подают пассажирам команды к эвакуации, открывают выходы, приводят трапы в рабочее состояние.

Если ситуация не позволяет использовать для эвакуации все выходы, то командир ограничивает использование выходов командой: «PASSENGER EVACUATION, KEEP CLOSED … (например, ONE LEFT) EXIT».

Если проведение эвакуации возможно только с одного борта (например, пожар с одной стороны), тобудетподанакоманда: «PASSENGER EVACUATION, KEEP CLOSED ALL RIGHT/LEFT EXITS».

Если в команде названы конкретные выходы, то они не должны использоваться. Тем не менее, каждый бортпроводник должен тщательно оценить реальную ситуацию внутри и снаружи самолета и принять решение об использовании выхода.

Если командир корабля не подал команды «PASSENGER EVACUATION» (например, он ранен или система вещания не работает), а сомнений в необходимости начинать эвакуацию не возникает (например, самолет значительно поврежден, сильный пожар в пассажирской кабине, пожар при заправке топливом), то команду о начале эвакуации должен подать СБ.

Если при перечисленных выше обстоятельствах не последовало команды и от СБ (например, он ранен), то каждый бортпроводник может самостоятельно начать проведение эвакуации.

В случае посадки на воду бортпроводники начинают эвакуацию сразу после остановки самолета, не дожидаясь команд от командира корабля.

В случае, когда существует необходимость эвакуации пассажиров, но не носит аварийного характера (например, информация о возможном нахождении взрывного устройства, появление запаха или незначительного задымления кабины и т.п.), КВС может принять решение, о так называемом «Controlled disembarkation», когда возможно использование различных путей покидания самолета, как по аварийным трапам, но меньшим риском для пассажиров, так и по авто(теле)трапам.

Способы покидания самолета определяет КВС с учетом реальной опасности, а также исходя из возможности дальнейшего продолжения полета (т.е. необходимости использования аварийных трапов, их количества и т.д.).

КВС по РА объявляет: «Controlled Disembarkation using exit ( )… by slides (stairs)». Бортпроводники дают команду: «Do not jump into slide sit down without shoes and slide, no Hand luggage».

Фонарь

Фонарь применяется дополнительно к системе аварийного освещения. При проведении эвакуации и в случае задымления, является важным средством для определения направления и ориентации. При проведении эвакуации в темное время суток, фонарь нужно взять с собой.

Мегафон

В аварийных ситуациях мегафон заменяет вышедшую из строя громкоговорящую систему и используется для подачи команд пассажирам внутри и снаружи самолета.

Микрофон__

Кнопка включения

Предполетная проверка:

- нажать кнопку включения мегафона и постучать по микрофону.

Порядок использования:

- поднести микрофон поближе ко рту;

- нажать кнопку включения;

- направить раструб в сторону пассажиров говорить медленно и отчетливо.

ВЫЖИВАНИЕ

Общие сведения

При аварийной посадке вне аэродрома велика вероятность пожара и сильных повреждений самолета. Поэтому следует постараться взять из самолета радиомаяк.

По возможности (если нет пожара), следует взять другое аварийно-спасательное оборудование, а также верхнюю одежду, обувь, воду, соки и т.п.

1. Общие правила:

• собрать пассажиров и оказать помощь раненым;

• включить радиомаяк, остальные сигнальные средства держать наготове;

• держать под контролем людей и организовать дежурство;

• не покидать место посадки самолета.

2. Средства сигнализации

Использовать сигнальные средства следует в том случае, если есть вероятность, что они будут замечены поисково-спасательными отрядами.

Сигнальное зеркало следует использовать даже при минимальной освещенности!

Кроме штатных, можно использовать импровизированные сигнальные средства:

• В какую-либо емкость (согнутый металлический лист) насыпать песок, залить горючим и поджечь. Такие костры хорошо видны ночью. Днём – добавить куски резины, пластмассы или масло для образования густого черного дыма.

• На открытом месте выкопать или выложить знаки бедствия. Чем выше стенки выложенных знаков, тем длиннее отбрасываемая ими тень, и тем они заметнее.

V –нуждаемся в помощи X –необходима медицинская помощь N –нет Y -да -двигаемся в этом направлении  

Запас воды.

· Для того, чтобы добыть воду в пустыне, следует в русле высохшей реки или водоема выкопать яму. Яму следует копать в самом низком месте, пока не появится сырой песок. Подождать пока в яме соберется вода.

· В зимнее время в пустыне можно найти мокрую грязь, которую следует завернуть в ткань и выжать из нее воду. Воду нельзя пить, если она солоновата на вкус или имеет привкус мыла.

· В пустыне можно собирать росу с камней или металлических поверхностей (обломки самолета), и даже с растений. Воду также можно добыть из корней некоторых растений. Однако если сок растений напоминает по цвету молочко, то пить его не следует.

· Воду, добытую из рек, озер или болот в джунглях или тундре, следует профильтровать через ткань и очистить с помощью обеззараживающих таблеток, которые имеются в НАЗе. В любом случае воду, добытую в безлюдной местности, следует прокипятить, если есть такая возможность.

Опасности.

· Хищные животные, ядовитые змеи, насекомые. Для человека опасны укусы ядовитых змей, насекомых, рыб, пиявок, наибольшую опасность представляют хищные животные. Для защиты от комаров и гнуса на открытые участки кожи следует нанести отпугивающий состав или обмазать их грязью, даже лицо. Если придется идти по мутной воде, то следует скользить ногами по дну, а не делать широкие шаги, чтобы не наступить на колючую рыбу.

· Перегрев. У людей, испытывающих слабость или судороги от перегрева, лицо сначала становится красным, затем бледнеет. Кожа становится влажной и холодной, возможна потеря сознания. Пострадавшего следует положить на спину в тень и дать ему водный раствор соли (1 чайная ложка соли на литр воды).

· Тепловой удар. При тепловом ударе лицо становится красным и сухим. Потоотделение полностью прекращается. Пострадавший жалуется на головные боли. Пульс становится частым и резким, может наступить потеря сознания. Следует положить пострадавшего в тень и охладить его, обдувая свежим воздухом и смочив на нем одежду. Никаких таблеток давать нельзя.

· Солнечный удар. Это - поражение центральной нервной системы, вызванное прямым воздействием солнечных лучей на незащищенную голову. Пострадавший жалуется на тошноту, головную боль и внутреннее беспокойство. Лицо становится красным, голова - горячей, а конечности - бледными и холодными. Возможны слабость и потеря сознания. Такого больного следует положить в тень, приподнять верхнюю часть тела и охладить голову тканью, смоченной водой.

· Переохлаждение. Симптомы: озноб, вялость, появление сонливости. Дальнейшее охлаждение может привести к замерзанию. Человека в таком состоянии необходимо поместить в укрытие, ближе к костру, провести энергичное растирание тела и конечностей, дать горячее питье, заставить больше двигаться. При невозможности активно двигаться из-за травм - укутать его потеплее

· Для предупреждения охлаждения энергично двигайтесь, усиленно работайте по строительству временного убежища. Однако помните, что ваша одежда должна быть сухой. Большая физическая нагрузка увеличивает потоотделение, ухудшает теплоизоляционные свойства одежды и может привести к быстрому охлаждению тела, поэтому при интенсивной работе верхнюю одежду желательно снимать.

· При наличии надежного убежища нижнее белье нужно проветрить или заморозить и сбить лед палкой. Просушивайте обувь у костра или на ветру, набив ее сухой травой или мхом.

· Обморожение:

· Симптомы: побледнение кожи, потеря чувствительности, при сильном обморожении - возникновение пузырей с мутной жидкостью, отек, кожа при этом может приобрести сине-багровый цвет.

· При побледнении кожи и потере чувствительности осторожно разотрите ее мехом или сухой тканью до покраснения и восстановления чувствительности. Нельзя растирать обмороженные участки снегом во избежание дополнительного травмирования кожи кристалликами льда.

· При наличии отека или пузырей растирать кожу не следует. Согрейте обмороженную конечность теплой водой с добавлением марганцево - кислого калия, наложите повязку с синтомициновой эмульсией, укутайте ее. Пострадавшему дайте горячее питье и обезболивающую таблетку.

· При сильном морозе следите за цветом лица друг друга, так как обморожение лица часто человеком не ощущается.

Защита глаз.

Яркий свет влияет на способность видеть на далекие расстояния, а также на способность глаз адаптироваться к ночным условиям.

В дневное время следует защитить слизистую оболочку глаз от ожога прямыми или отраженными (от снега, песков, воды) ультрафиолетовыми лучами. При ожоге слизистой оболочки глаз («снежная слепота») возникает ощущение, что глаза запорошены, затем - режущие боли, обильное слезотечение, временная потеря зрения. Слизистая оболочка глаз воспаляется, веки отекают.

Для защиты используйте темные очки. Если их нет, сделайте импровизированные светофильтры из куска картона, ткани, дерева и других подручных материалов, прорезав в них узкую щель. Кожу вокруг глаз затемните сажей или мазью для глаз.

Спасательный жилет

1. надувная камера — 2 шт.

2. тесьма для крепления жилета на туловище.

3. застежка.

4. баллончик с углекислотой2 шт.

5. пусковая ручка (флажок) –2 шт.

6. патрубок поддува— 2 шт.

7. сигнальная лампа.

8. водоналивная батарейка.

Детский спасательный жилет

Предназначен для младенцев и маленьких детей весом не более 16 кг.

1. надувная камера

2. пусковая ручка (флажок)

3. клапан поддува

4. застежки жилета

5. тесьма для фиксации

жилета на туловище

6. крепежный фал с

карабином

7. сигнальная лампа

Правила использования

1. Достать жилет из упаковки.

2. Надеть на ребенка, застежкой назад.

3. Пропустить фиксирующую тесьму между ног ребенка. Вставить боковые наконечники в

центральную пряжку.

4. Застегнуть верхнюю и нижнюю застежки жилета. Прикрепить фалом к спасательному

жилету взрослого пассажира.

5. Надуть сразу после остановки самолета, дернув за флажок.

Детская спасательная люлька

Детская спасательная люлька надувается перед покиданием самолета.

Технические характеристики

• Максимальный вес ребенка—18 кг.

• Время наполнения — 2 сек. при

температуре воздуха 21°С.

• Размер упаковки —25x8x36 см.

• Вес упаковки 0.95 кг.

Детская спасательная люлька надувается перед покиданием самолета.

Выживание в воде.

После посадки на воду самолета, не оборудованного плотами, отсоединенные надувные трапы могут быть использованы как дополнительные плавательные средства. В любом случае следует держаться группой, это облегчит выживание, поиск и спасение.

Гипотермия.

Главная опасность при длительном нахождении в воде - переохлаждение (гипотермия), так как температура воды в естественных водоемах ниже 36°С. Из-за сужения кровеносных сосудов сначала кровь перестает поступать в конечности, затем ухудшается снабжение кровью (а, следовательно, и кислородом) головного мозга - человек теряет сознание. В конце концов, останавливается сердце. Скорость протекания этих процессов зависит от скорости охлаждения, т.е. от температуры воды (табл. 2-02). В таблице представлены осреднённые данные, так как многое зависит от индивидуальных особенностей организма.

Табл. 2-02

Температура воды Сознательное состояние Смерть
+20°С 8 часов +2 час. 30 мин.
+10°С 1 час. 30 мин. +10 мин.
0°С 30 минут +3 мин.

Замедлить переохлаждение можно следующим образом:

a) иметь на себе как можно больше одежды;

b) избегать активных движений, не барахтаться и не плыть;

принять позу для сохранения тепла («поза эмбриона

На море на суше

• закрепить привязной фал на борту плота/прикрепить к спасательному жилету

• опустить радиобуй в воду

• радиобуй автоматически начинает работу при выпрямлении антенны (под действием воды или вручную)

• вручную освободить и выпрямить антенну

• снять пластиковый мешок

• заполнить мешок жидкостью, если в комплекте с мешком имеется упаковка с солью, добавить ее в воду

• опустить радиобуй в мешок, заполненный водой, установить вертикально

Внимание:отверстие в нижней части радиобуя должно быть постоянно заполнено водой для бесперебойной работы водоналивной батареи!

В воде, на суше

• закрепить привязной фал на борту плота/прикрепить к спасательному жилету

• проконтролировать, что тумблер в положении ARM

• опустить радиобуй в воду

• радиобуй автоматически начинает работу при выпрямлении антенны

• вручную освободить и выпрямить антенну

• перевести переключатель в положении XMT

• установить вертикально на возвышенности

Радиобуй ELTA ADT 406

1. Передняя панель

2. Идентификационный модуль и

водяной датчик

3. Идентификационная табличка

4. Серийный номер

5. Красный индикатор рабочего

состояния

6. Переключатель режимов

ARMЕD/OFF/ON

7. Антенна

8. КнопкаTEST

9. Предохранительные дуги

• рабочие частоты 121.5; 243; 406 Mгц

• время работы – свыше 48 часов на частотах 121.5 и 243 Мгц; - 24 часа на частоте 406 Мгц

• светящийся красный индикатор указывает на работу радиобуя

• TEST - кнопка используется техперсоналом для проверки работоспособности.

Применение

в воде:

• закрепить привязной фал на борту плота/прикрепить к спасательному жилету

• проконтролировать, что тумблер в положении ON или ARMED

• вытащить антенну

• опустить радиобуй в воду

• ARMED – режим автоматического включения в воде

• ON – включение радиобуя на суше

• OFF – режим полного выключения

на суше:

• вручную освободить и выпрямить антенну

• перевести переключатель положении ON

• установить вертикально на возвышенности

Приложение 7-1

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАССАЖИРСКОЙ КАБИНЫ

К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ(CPP)

1. Информация бригадиру о характере аварии 2. Брифинг для бригады 3. Освещение пассажирских салонов 4. Информация для пассажиров 5. Рабочие зоны 6. Положение селекторов аварийных выходов 7. Пассажиры-помощники экипаж старший бортпроводник экипажа полное -100% командир/старшин бортпроводник экипажа подготовить по ситуации выявить, пересадить
  8. ПОДГОТОВКА ПАССАЖИРОВ..... Спинки кресел/столики Воротники/галстуки Верхняя одежда, если нужно Колющие/режущие предметы Ручная кладь (остается на борту) Обувь на высоком каблуке Аварийные выходы Аварийное освещение Аварийная посадка на сушу: трапы, желоб Аварийная посадка на воду: плоты спасательные жилеты детские спасательные жилеты Команда 'БЕЗОПАСНАЯ ПОЗА" Безопасная поза Безопасная поза для детей Несколько ударов при посадке Эвакуация Привязной ремень Пледы/подушки/верхняя одежда ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ   ПРОВОДИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО вертикально/убрать расстегнуть/снять надеть убрать в ручную кладь/между сидений под кресло впереди/на полку снять, под кресло расположение объяснить использование использование достать/надеть раздать/одеть объяснить смысл описать/показать индивидуально предупредить объяснить застегнуть туго раздать напомнить
  9.Пассажиры-помощники 10. Последняя проверка готовности 11. Форменная одежда 12 Освещение пассажирских салонов 13.Аварийно-спас. оборудование (мегафон и т.д.) 14. Окончание подготовки 15.Дверь пилотской кабины 16. Места бортпроводников АВАРИЙНЫЕ КОМАНДЫ После команды:"Passenger evacuation!" Аварийный выход неисправен Аварийный выход исправен: Посадка на сушу: трап__ Посадка на воду:     инструктировать провести полная по ситуации доступно доложить старшему бортпроводнику экипажа открыть (экипаж) занять     Расстегнуть ремни, снять обувь, оставить все, на выход! Выхода нет! Бегите к другой двери!   Ко мне! Прыгайте, съезжайте, убегайте! Ко мне! Садитесь, съезжайте, убегайте! Ко мне! Проходите, садитесь! Надуть жилет!  

ПОДГОТОВКА ПАССАЖИРОВ-ПОМОЩНИКОВ (3 ЧЕЛ.)

Глава 7.

Процедуры аварийного покидания ВС, Обязанности и

Наши рекомендации