Обязанности локомотивной бригады локомотива в пути следования
В пути следования локомотивная бригада обязана:
- контролировать работу тяговых электродвигателей, дизель-генераторной установки, вспомогательных машин, коммутационных аппаратов, автотормозов, периодически сверять показания приборов в кабинах управления локомотивом;
- визуально контролировать надежность крепления и состояние привода вспомогательных электрических машин и механизмов и вспомогательного оборудования;
- периодически осматривать помещения локомотива, контролируя отсутствие посторонних шумов, искрения, вспышек электрической дуги, запаха горелой изоляции, масла и т.п.;
- периодически удалять конденсат из резервуаров и влагосборников, маслоотделителей пневматического оборудования. Периодичность удаления конденсата определяется погодными условиями местности эксплуатации локомотива в соответствии с приказом территориальной дирекции тяги.
В случае невозможности осмотреть локомотив в местах, установленных соответствующей инструкцией, осмотр производится на близлежащих перегонах, станциях (до или после), исходя из местных условий.
При стоянках локомотивов на промежуточных железнодорожных станциях локомотивная бригада обязана проверить в доступных местах состояние ходовых частей (надежность болтовых креплений, состояние резинометаллических поводков, отсутствие трещин в корпусах и крышках букс, целостность наличников букс и их крепление, отсутствие следов нагрева и проворота бандажа) и произвести контроль нагрева буксового узла колесных пар, а также произвести осмотр крышевого оборудования без подъема на крышу.
При необходимости следует закрепить ослабшие соединения деталей и смазать отдельные узлы.
При срабатывании аппаратов защиты машинист обязан выяснить и по возможности устранить причину срабатывания. Запрещается отключать аппараты защиты, шунтировать и отключать их блокировки, кроме аварийных случаев, предусмотренных заводом-изготовителем инструкцией по эксплуатации данной серии локомотива.
Обо всех случаях срабатывания защиты машинист обязан произвести запись в журнале формы ТУ-152, с указанием обстоятельств, причин и места.
Сдача локомотивов
Сдающая локомотивная бригада обязана:
- произвести, если необходимо, дополнительную проверку неисправных устройств с целью уточнения характера их состояния и причин повреждения;
- закончить выполнение цикловых работ по ТО-1 и уборке локомотива в соответствии с утвержденным перечнем, о чем произвести соответствующие записи в журнале формы ТУ-152;
- при отсутствии инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей произвести запись в журнале формы ТУ-152, составить акт на утерю инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей и запасных частей (далее форма ТУ-156), который подлежит передаче в депо приписки локомотива дежурному по депо, или действовать порядком установленным совместным приказом начальников территориальных дирекций тяги и региональных дирекций по ремонту тягового подвижного состава;
- произвести подробную запись в журнале формы ТУ-152 обо всех замеченных отклонениях от нормальной работы узлов, оборудования, электрических и пневматических схем, о работе АЛСН, КЛУБ, других приборов безопасности установленных на локомотиве, радиостанции и о расходе электрической энергии или дизельного топлива, показаниях счетчика защиты (при его наличии на локомотиве);
- при оборудовании локомотивов автоматизированными системами контроля, диагностирования, провести работы по сохранению параметров работы системы на флэш-карту, согласно указаний Руководства по эксплуатации;
- при сдаче локомотива и оформлении записи в журнал формы ТУ-152, должна быть четко и ясно записана фамилия, сдавшего локомотив машиниста (в скобках депо приписки локомотивной бригады), поставлена дата, время и подпись.
Машинист, сдающий локомотив, помимо записи в журнале формы ТУ-152, должен устно подробно проинформировать принимающую локомотивную бригаду обо всех неисправностях и замеченных признаках ненормальной работы локомотива, включении в работу систем резервирования, применении аварийных схем.
За несвоевременную запись обнаруженных неисправностей и случаи скрытия их, порчу и потерю журнала формы ТУ-152 ответственность несет сдающая локомотивная бригада.
При сдаче локомотива без отцепки от состава и наличии неисправностей, которые можно устранить силами локомотивной бригады, сдающая и принимающая локомотивные бригады обязаны совместно устранить выявленные на локомотиве неисправности, принять необходимые меры, чтобы не допустить срыва графика движения поездов.
Подготовка электровоза к эксплуатации в зимних условиях
20 января 2012 г. распоряжением N 77р ОАО «РЖД» введена в действие инструкция, которая регулирует порядок проведения в локомотивных депо основных мероприятий по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях.
Подготовку электровоза к работе в зимних и летних условиях, как правило, проводят на ТР. Если электровоз не попадает по графику на эти ремонты, разрешается эту подготовку производить на ТО-3, а отдельные работы, например, установка воздухоочистительных фильтров и на ТО-2.
Стойла, предназначенные для выполнения ТО-3, ТО-4, ТР должны быть оборудованы калориферными установками и устройствами сушки увлаженной изоляции обмоток тяговых двигателей от постороннего источника постоянного тока напряжением 200 -250 В и розетками трехфазного тока промышленной частоты напряжением 380 В для включения двигателей вентиляторов электровозов переменного тока.
Стойла указанных участков должны иметь также устройства для подогрева и сушки изоляции вспомогательных электрических машин и аппаратов.
Пункты технического обслуживания локомотивов (далее - ПТОЛ), депо должны быть оснащены передвижными калориферными установками для сушки изоляции обмоток тяговых двигателей горячим воздухом.
При подготовке электрических машин к работе в зимних условиях выполняется следующее:
Производится ремонт предусмотренных конструкцией снегозащитных кожухов тяговых двигателей. При установке кожухов необходимо обеспечить их надежное крепление и плотность прилегания к остовам.
Нижние отверстия для выброса вентилирующего воздуха с противоколлекторной стороны в остовах тяговых двигателей электровозов серий ВЛ80К, ТЛ-2К электровозов серии ВЛ10 заглушаются металлическими пластинами или съемными заглушками. На тяговых двигателях НБ-412К, НБ-418К, НБ-418К2, НБ-418КЗ, НБ-418К4 и ТЛ-2К заглушается шесть отверстий и, кроме того, заглушаются по два нижних отверстия для выброса воздуха в подшипниковых щитах указанных двигателей.
На верхние вентиляционные отверстия в остовах и подшипниковых щитах тяговых двигателей без снегозащитных кожухов устанавливаются П-образные заглушки или хлопушки.
Оба отверстия для осмотра коллектора и выброса вентилирующего воздуха, расположенные в нижней части остовов тяговых двигателей электровозов серий ЧС2, ЧС2Т, ЧС7 с коллекторной стороны, заглушаются пластинами из листового железа (между остовом и сеткой крышки) с уплотнением резиновыми прокладками по всему периметру отверстий
На кожуха крышек (закрытых с трех сторон) верхних люков, через которые
выбрасывается воздух, вентилирующий тяговые двигатели электровозов серий ЧС устанавливаются вертикальные или наклонные рамки, обтянутые одним слоем
упаковочной ткани. Рамки должны прочно крепиться на кожухе и плотно прилегать к нему.
Влагоспускные отверстия в остовах тяговых двигателей (где отверстия предусмотрены конструкцией) заглушаются капроновыми пробками с отверстием диаметром 5-6 мм.
Проверяется состояние, при необходимости ремонтируются или заменяютсявыхлопные патрубки, крышки верхних, нижних и других люков тяговых двигателей.
Проверяется плотность прилегания крышек коллекторных и других люков тяговых двигателей и крышек букс моторно-осевых подшипников. Заменяются неисправные войлочные или резиновые уплотнения крышек букс моторно-осевых подшипников, коллекторных люков и крышек для выброса вентилирующего воздуха.
Ремонтируются неисправные устройства для крепления крышек букс моторно-осевых подшипников, коллекторных люков и крышек отверстий для выброса вентилирующего воздуха.
Проверяется состояние компаундной заливки болтов крепления полюсов тяговых двигателей. При наличии повреждений компаундная заливка восстанавливается.
Производится ревизия выводных коробок тяговых двигателей (где это возможно, без подъема кузова электровоза), а также вспомогательных машин. Проверяется состояние изоляторов, проводов и деталей крепления выводных коробок тяговых двигателей и вспомогательных машин. Неисправные уплотнения заменяются.
Протертые чехлы выводных кабелей тяговых двигателей ремонтируются или
заменяются. Проверяется крепление выводных кабелей в клицах, при необходимости устраняется трение кабелей об остов тягового двигателя и кузов.
Проверяется состояние и работа электродвигателей для обдува лобовых стекол, электродвигателей калориферов кабины машиниста. При необходимости производится ревизия электродвигателей.
При подготовке электрических машин к работе в летних условиях выполняется следующее:
- с тяговых двигателей снимаются снегозащитные кожухи;
- с отверстий для выброса воздуха, вентилирующего тяговые двигатели, снимаются вертикальные или наклонные рамки с упаковочной тканью с кожухов верхних люков тяговых двигателей;
- разглушаются нижние отверстия для выброса воздуха, вентилирующего тяговые двигатели электровозов серий ЧС2, ЧС2Т, ЧС7;
- пластины, которыми заглушались отверстия крышек люков для осмотра коллектора и выброса воздуха из тяговых двигателей, сдаются в кладовую;
- рамки кожухов крышек верхних люков ремонтируются и сдаются в кладовую.
Подготовка к эксплуатации в зимних условиях механического и пневматического оборудования
При переходе на зимние (летние) условия работы выполняется ревизия всех моторно - осевых подшипников электровозов серий ВЛ в порядке, предусмотренном правилами текущего ремонта и технического обслуживания электровозов постоянного и переменного тока, с переводом подшипников на зимние (летние) сорта масел. При толщине бандажей колесных пар менее 55 мм проверяется нижний габарит кожухов с помощью специального приспособления.
Проверяется исправность песочных бункеров, крышек их люков. Крышки должны иметь исправные уплотнения и запорные устройства. В засыпной горловине должны быть установлены рамки с сетками. Заменяются потертые или порванные резиновые рукава песочниц. Концы рукавов песочных труб (наконечники) должны отстоять от головки рельса на 30-50 мм, от бандажа - на 15- 35 мм и быть направлены в точку касания колеса с рельсом.
Проверяется работа стеклоочистителей, устройств для обмыва стекол, где они предусмотрены конструкцией.
Маслоотделители и фильтры для очистки сжатого воздуха подвергаются ревизии. На электровозах серий ЧС отключаются холодильники компрессоров, и пломбируются краны.
Проверяется состояние и исправность действия автоматических гребнесмазывателей электровозов.
Проверяется состояние и исправность действия санитарно-технического узла.
Проверяется состояние и производительность вспомогательных компрессоров.