Общее представление о науке «Психология»

I. Введение в психологию как науку

План:

1. Введение в предмет «Психология». Предмет, объект и задачи

2. Зарождение знаний о психологии. Учения о душе. Психика

3. Этапы развития психологии

4. Методы психологических исследований

1. Введение в предмет «Психология». Предмет, объект и задачи

Что изучает психология Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.

Как вы думаете, с какой целью студентам вашего отделения введен в учебный план такой предмет как «Психология»?Это объясняется тем, что эти специальности в колледже имеют дополнительную специализацию – педагогическую, а в соответствии с новыми требованиями педагоги должны обязательно иметь психологическую подготовку.

Можно сказать, что вам повезло, т.к. у вас есть прекрасная возможность соприкоснуться с этой интересной наукой. Кроме того, помимо теоретического курса, у вас будут практические занятия, на которых вы будете знакомиться сами с собой и друг с другом, открывать глаза на некоторые вещи, а может быть, даже сделаете большое открытие для себя.

Психология как область знаний, как наука появилась в нашей стране не так уж давно, причём, если научная психология существует у нас более ста лет, то практическая - буквально два десятка лет, а некоторые отрасли и того меньше. В нашей культуре ещё не достаточно сформировано отношение к психологии как к одной из гуманитарных наук, призванных помочь ЗДОРОВОМУ (именно здоровому) психически человеку, и отношение к психологам, как к профессионалам, способным помочь человеку (здоровому психически!) в трудной ситуации, выслушать его, совместно разработать программу помощи.

? ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях возникновения, формирования и проявления психики.

? Объектом психологического исследования является психика здорового человека.

? Предметом –факторы психической жизни, механизмы и закономерности психики человека.

? Задачи:

1. Изучение психологических факторов и их закономерностей, а так же установление механизмов психической деятельности

2. Установка основных законов психической деятельности, пути развития, изменения.

2. Зарождение знаний о психологии. Учения о душе. Психика

? Термин «психология» образован двумя греческими словами «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Т.е. – учение о душе.

Однако же на протяжении веков люди так и обнаружили, где находится эта самая душа. А если не обнаружили, то о каких научных исследованиях может идти речь? Поэтому постепенно дело дошло до изучения того, что может быть более материальным в этом плане. Этим предметом оказалась психика.

? Психика – это качество головного мозга и ответственна она за отражение, переработку, накопление информации и выдачу поведенческих реакций.

Элементарный пример работы психики – это ощущения. Ощущения внешнего мира и внутреннего мира нашего организма. Пример – первая реакция ребенка выросшего под артобстврел в годы войны на салют победы.

Головной мозг и в частности и в особенности нервная система являются для психики базой. Все психические явления, в том числе эмоции объясняются работой психики. Характер, способности – это более сложные понятия, однако же и они вырастают и формируются на психической базе.

Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческими учеными. Аристотеля и считают основателем психологических знаний, но не науки психологии.

Аристотель - древнегреческий философ. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Аристотель настаивает в своем трактате «О душе», что многие состояния души зависят от состояния тела. Душа неотделима от тела, но сама нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

Понятие «психология» было создано, вероятно, в 1590 году Гоклениусом, но приживалось до времени Христиана Вольфа (1734) и было закреплено Кантом. Психологию очень долго понимали как на­уку о душе, хотя понятие «душа» в историческом развитии приобретало самое разнообразное значение. Научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось в середине XIX в., а подлинно научная психология начала складываться в XX в.

3. Этапы развития психологии

? В центре внимания в разные исторические периоды был разный предмет психологии:

1.с древних времен по 17 в. – психология – наука о душе;

2.с 17 в. по нач. 20в. – психология – наука о сознании;

3.в нач. 20 в. – психология – наука о поведении, наука о бессознательных проявлениях психики и др.;

4.современное понимание – психология – наука о закономерностях возникновения, формирования и проявления психики;

5.в перспективе – психология – наука о душе.

На первом этапе представления о психике человека, как о душе. На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены научное понимание психики и сознания. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний с введением понятия эксперимент. Первая психическая лаборатория основана в 1879 г. в Германии. Основоположником научной психологии является Вильгельм Вундт. На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Изучая психологию, поговорим о методах, с помощью которых проводятся психологические исследования.

4. Методы психологических исследований

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные данные для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций.

В основе психологического исследования лежат методы – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные данные для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Благодаря научным методам психология стала способна доказывать причинно-следственные связи между психическими явлениями.

Для сбора первичных данных психология пользуется основными и вспомогательными методами.

? Основные методы:

1. Наблюдение – научно целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие объекта без вмешательства в его течение. Может быть неорганизованным – житейское и научно–организованным (ведение дневника).

Достоинства – естественность.

Недостатки – пассивность, субъективизм, недоступность некоторых проявлений психики.

2. Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Может быть естественным (например – в целях изучения факторов, способствующих снижению страха перед экзаменами). Лабораторный – протекает в специально организованных условиях изоляции изучаемого явления от внешних влияний (опрос, тест, анкетирование, школьные техники). По уровню популярности психодиагностике метод тестов удерживает 1-е место в мировой психодиагностической практике уже около века.

Достоинства – активность исследователя, возможность повторения, контроль условий.

Недостатки – искусственность условий, большие затраты.

? Вспомогательные методы.

1. Анализ продуктов деятельности – это метод изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

2. Обобщение независимых характеристик – выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от разных людей.

3. Классификация психодиагностических методик (по А.А. Бодалеву).

А) Объективные тесты – методики, в которых возможен правильный ответ (например, тесты интеллекта).

Б) Стандартизированные самоотчеты – ориентированы на использование вербальных способностей испытуемых, обращены к его мышлению, воображению, памяти.

- тест-опросник – предполагает набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения. Двух- или трехальтернативный выбор ответов. Одна и та же психологическая переменная представлена группой вопросов.

- открытый опросник (анкета) – не имеет предлагаемого ответа. Все ответы относятся к определенным категориям (например, согласен /не согласен).

- шкальные техники – оценка явлений осуществляется по шкалам (например, «теплый – холодный») по степени выраженности указанного качества. Например, методика «Личностный дифференциал».

- индивидуально- ориентированные техники – параметры в них не задаются, а выделяются по ответам испытуемого. Позволяют совершать статистическую обработку. Например, Например, методика «Репертуарные решетки» Дж. Келли.

Наиболее распространена такая форма, как рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом-дерево-человек», «Моя семья».

v Практическое занятие: Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж. Бук

Общее представление о науке «Психология» - student2.ru

Наши рекомендации