Глава iii. результаты исследования и их обсуждение
Предварительно тестирование
№ | Ф.И. | Год рождения | Рост (см) | Бег 6*5 м | Вертикальный прыжок (см) | Прыжок в длину (м) | Метание тен. мяча (м) | Перемещение 10 сек. (кол-во раз) | Метание набивного мяча (м) | Передача в стену (кол-во раз) | Передача над собой (кол раз) | Подача (кол-во раз) | |
Алена П. | 1.39 | 12,5 | 1.56 | ||||||||||
Аня П. | 1.40 | 12,2 | 1.6 | ||||||||||
ЯнаК. | 1.36 | 12,7 | 1.54 | ||||||||||
Настя К. | 1.38 | 12,5 | 1.55 | ||||||||||
НаташаС | 1.40 | 12,1 | 1.57 | ||||||||||
Маша Б. | 1.38 | 12,5 | 1.50 | ||||||||||
Настя М. | 1.43 | 12,0 | 1.59 | ||||||||||
Оля М. | 1.33 | 12,5 | 1.43 | ||||||||||
Галя В. | 1.35 | 12,8 | 1.40 | ||||||||||
Катя Г. | 1.36 | 12,8 | 1.42 | ||||||||||
Олеся Ф. | 1.40 | 12,1 | 1.57 | ||||||||||
Света П. | 1.40 | 12,3 | 1.56 | ||||||||||
Катя З. | 1.35 | 12,4 | 1.40 | ||||||||||
Надя П. | 1.38 | 12,6 | 1.45 | ||||||||||
Олеся Я. | 1.37 | 12,5 | 1.43 | ||||||||||
МаринаС | 1.48 | 12,0 | 1.58 | ||||||||||
Настя П. | 1.45 | 12,1 | 1.57 | ||||||||||
Роза А. | 1.50 | 11,9 | 1.6 | ||||||||||
Катя Г. | 1.45 | 12,1 | 1.59 | ||||||||||
Алина К. | 1.51 | 12,0 | 1.6 | ||||||||||
Таблица 1 Предварительное тестирование
Нами было проведено тестирование, в котором приняло участие 20 девочек 10-12 лет.(см.таблицу 1) Из всего контингента детей мы сформировали две группы (А и Б). В экспериментальную группу А вошли дети, которые показали наилучшие результаты по всем предложенным заданиям, в дальнейшем нами был спрогнозирован рост этих детей (см. таблицу 2).
Тренеры при отборе стремятся к более точной оценке окончательного роста. В этих целях часто используется рост родителей в качестве элемента прогнозирования окончательного роста их ребенка. Составлена была следующая формула:
Для девочек = рост отца * 0.923 + рост матери
Таблица 2
Прогнозирование роста детей экспериментальной группы (группа А)
№ | Ф.И. | Формула прогнозирования (см) | |
Кристина П. | Х = 1,82 * 0,923 + 1,76 = 1,72 см. | ||
Наташа С. | Х = 1,79 * 0,923 + 1,73 =1.69 см. | ||
Настя М. | Х = 1,79 * 0,923 + 1,73 =1.69 см. | ||
Олеся Ф. | Х = 1,80 * 0,923 + 1,79= 1,72 см. | ||
Света П. | Х = 1, 86 * 0,923 + 1,81= 1,76 см. | ||
Марина С. | Х = 1,77 * 0,923 + 1,79 = 1,71 см. | ||
Настя П. | Х = 1,80 * 0,923 + 1,72 = 1,69 см. | ||
Роза А. | Х = 1,81 * 0,923 + 1,79 = 1,73 см. | ||
Катя Г. | Х = 1,79 * 0,923 + 1,70 = 1,67 см. | ||
Алина К. | Х = 1,76 * 0,923 + 1,75 = 1,69 см. | ||
Таблица 2 Прогнозирование роста группы А |
Так как волейбол - это игра, где ростовые данные играют очень важную роль, тренера стараются отбирать детей в секцию волейбола по ростовым данным. Возможно, высокорослые представители популяции являются для специалистов волейбола наиболее интересными юными кандидатами в волейболисты. Рост представляет собой весьма сложную биологическую, медицинскую, психологическую, а также психосоциальную проблему, и роль тренера при отборе выражено высоких игроков особенно ответственная и требует соблюдения тонкостей.
Рост следует рассматривать в качестве адаптирования организма к условиям жизни. Границы этого адаптирования обусловлены генетически. Рост является выражением излишка энергии, и в качестве такого он служит индикатором нормальной затраты энергии в молодом организме.
Прогнозирование роста - одна из важных задач тренера, так как окончательный рост игрока дает ответ на многочисленные вопросы в области спортивной ориентации и спортивной специализации. Специалистов по волейболу в наибольшей мере интересует высота тела, которая одновременно является и основным параметром суммарного роста (рост в качестве основной антропометрической меры может использоваться и для многих других исследований и сопоставлений). В связи с высокой морфологической однородностью конституции тела могут быть применены и не некоторые геометрические принципы.
Тренеры преимущественно прогнозируют высокий рост индивидов, находящихся в переходном возрасте, у которых имеются выраженные отличия стремительного, интенсивного, неравномерного роста. Однако черты переходной фазы роста следует воспринимать с определенной сдержанностью. Они только указывают на то, что молодой индивид вошел или находится в фазе интенсивного роста, но не дает сведений, сколько времени эта фаза продлится. Прогнозирование только на основании черт переходного возраста в отношении роста может сказаться весьма ненадежным, так как в экспериментальных случаях окончательная высота может быть достигнута как в течение нескольких месяцев, так и в течение нескольких лет.
Итоговое тестирование
С целью проверки эффективности методики отбора детей в спортивные секции волейбола мы посчитали необходимым провести повторную диагностику. В процессе исследования использовались те методики, которые применялись и в первичной диагностике.
Результаты повторного исследования целесообразно представить в виде диаграмм, т.к. они позволяют достаточно четко проследить динамику в процессе развития физических способностей у детей, а также сравнить результаты с первичной диагностикой.
В повторном исследовании, результаты которого отображены в таблице 3, принимали участие обе группы (экспериментальная и контрольная).
Имя | Бег 6*5 м | Вертикальный прыжок (см) | Прыжок в длину (м) | Метание теннисного мяча (м) | Перемещение 10 сек. | Метание набивного мяча (м) | Передача в стену | Передача над собой | Подача | ||
Группа А | Кристина.П. | 12,1 | 1,62 | ||||||||
Наташа С. | 12,1 | 1,58 | |||||||||
Настя М. | 11,9 | 1.60 | |||||||||
Олеся Ф. | 12,0 | 1,59 | |||||||||
Света П. | 12,2 | 1,58 | |||||||||
Марина С. | 12,0 | 1,59 | |||||||||
Настя П. | 12,0 | 1,58 | |||||||||
Роза А. | 11,9 | 1,60 | |||||||||
Катя Г. | 12,0 | 1,60 | |||||||||
Алина К. | 11,9 | 1,61 | |||||||||
Группа Б | Алена П. | 12,4 | 1,56 | ||||||||
Кристина К. | 12,6 | 1,55 | |||||||||
Настя К. | 12,4 | 1.57 | |||||||||
Маша Б. | 12,5 | 1.54 | |||||||||
Оля М. | 12,3 | 1.50 | |||||||||
Галя В. | 12,6 | 1.45 | |||||||||
Катя Г. | 12,6 | 1.45 | |||||||||
Катя З. | 12,3 | 1.45 | |||||||||
Надя П. | 12,4 | 1.45 | |||||||||
Олеся Я. | 12,3 | 1.47 | |||||||||
Таблица 3Результаты повторного исследования (группы А и Б)
Результат повторного исследования, бег 6*5(м) группы А и Б
Рисунок 1
Результат повторного исследования, вертикальный прыжок группы А и Б
Рисунок 2
Результат повторного исследования, прыжок в длинну, группы А и Б
Рисунок 3
Результат повторного исследования, метание тенисного мяча, группы А и Б
Рисунок 4
Результат повторного исследования, перемещение 10 сек, группы А и Б
Рисунок 5
Результат повторного исследования, метание набивного мяча, группы А и Б
Рисунок 6
Результат повторного исследования, передачи в стену, группы А и Б
Рисунок 7
Результат повторного исследования, передачи над собой, группы А и Б
Рисунок 8
Результат повторного иследования, подачь через сетку, группв А и Б
Рисунок 9
В результате эксперимента мы пришли к выводу, что в основе правильного отбора лежит соответствие физических способностей и особенностей человека.
В экспериментальной, группе А, по выполнению технических приемов занимающиеся были гораздо ближе к правильному овладению техникой, чем в группе Б. У них наблюдаются более согласованные движения при попытки выполнить технический прием.
Занимающиеся группы А с более высокими исходными показателями быстрее овладевают специальными двигательными навыками и тактическими умениями, их действия в условиях сложной двигательной деятельности, в игровой обстановке более эффективны.
Наблюдения в играх нам позволило определить, как девочки действуют в игровой обстановке. В экспериментальной группе А девочки умело и целесообразно используют ранее приобретенные двигательные умения и навыки. По тому, как они себя ведут во время игр можно судить о развитии быстроты реакций, ловкости, сообразительности, по сравнению со второй группой.
В экспериментальной группе А начальной подготовки до одного года обучения, проводилось прогнозирование роста. У данных девочек имеются выраженные отличия стремительного, неравномерного роста, они обладают продольным диаметром, что делает их фигуру продолговатой «вытянутой» и «худой». Также у всех, наблюдается, выражено длинные ноги и руки, размер обуви гораздо больше, чем у сверстниц.
Проведение систематической учебно-тренировочной работы в эксперименте показало, что учащиеся, в комплексе имевшие более высокие показатели в начале эксперимента и через полгода преимущество в основном за собой сохранили. Также в группе А у занимающихся интересы более устойчивы, они гораздо трудолюбивее, а в группе В интересы у занимающихся менее устойчивы, их желание заниматься волейболом основано стихийной тяге к занятиям.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что задача отбора особенно актуальна, потому как первоначальный отбор детей и правильное комплектование групп для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболисток и пополнение резерва команд более высокого класса игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что одной из главных проблем с которыми сталкиваются тренеры, являются вопросы качественного отбора юных волейболистов в спортивные секции. Решение этой проблемы возможно лишь при творческом применении научных и профессиональных принципов. Тренер, не обладающий достаточным профессионализмом и творческим мышлением, ни в силах разрешить поставленную перед ним такого рода задачу.
Успешность занятий волейболом и достижение высоких спортивных результатов зависит от устойчивого интереса к занятиям, волевых качеств, трудолюбия, упорства, способностей к спортивной деятельности с учетом специфичности волейбола, уровня специальных качеств, навыков, умений и знаний в волейболе. Также большое значение при отборе имеют и психологические особенности спортсменов. Именно поэтому при разработке программы эффективного отбора детей в секцию волейбола мы учитывали как их физические способности, так и личностные особенности (в данном случае мы исследовали предметно-деятельностный и коммуникативный аспекты темперамента).
Разработка программы оптимально эффективного отбора детей в секцию волейбола явилась одной из задач нашего исследования. Для ее решения была разработана система контрольных испытаний. В результате проведенного эксперимента, в котором приняли участие 20 детей, мы скомплектовали две группы детей, в одну из которых (группа А) вошли девочки, показавшие наиболее высокие результаты по предложенным заданиям. Проведение систематической учебно-тренировочной работы показало, что дети группы А, имевшие более высокие показатели в начале эксперимента, сохранили их за собой. Эти выводы мы сделали, опираясь на результаты повторного исследования, которые мы провели в целях доказательства эффективности разработанной нами программы.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что задача отбора особенно актуальна, потому как первоначальный отбор детей и правильное комплектование групп для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболисток и пополнение резерва команд более высокого класса игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин И.В. Специальная подготовка волейболиста //Спорт в шк.:прил.к газ. «Первое сентября».--2000.--Март (№ 11-12).-- с.9-16.
2. Алексеев М.М. Организация работы в объединенных коллективах физической культуры - М: Ф и С, 1987.--125 с.
3. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростков. - М.: Владос, 1990.--236 с.
4. Ашмиров Б.А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании. - М.: Просвещение, 1996.--66 с.
5. Батыршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности - М.: Гуманист Издат. Центр 2000.--323 с.
6. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейболе и ее совершенствование. Рос. Гос. Акад. Физ. кул. - М., 1995. - 50 с.
7. Возрастные и индивидуальные различия памяти - М.: Просвещение, 1967.--252 с.
8. «Возрастная и педагогическая психология» учебное пособие для студентов пед. Инст-ов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: «Просвещение», 1973.--288 с.
9. Ворорбьева Н.П. Спортивные игры. Учебное пособие для пед. училищ. - М.: Академия, 2000.--129 с.
10. Волейбол: Сб. статей / Сост.: Ю.Н. Клещев - М.: Физкультура и спорт,1983.--93с.
11. Волейбол: учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. Ю.Н. Клещева, А.Г. Айриянца.--3-е изд.,испр. и доп.--М.: Физкультура и спорт, 1985.--270 с.
12. Волейбол: Справочник /Сост. А.С. Эдельман. - М.: Физкультура и спорт, 1984.--224 с.
13. Волейбол: программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов / Комитет по физкультуре и спорту, программно-методический отдел; сост. А.А. Демчишин.--М.: физкультура и спорт, 1971.--64 с.
14. Волейбол: [учебник для студентов институтов физической культуры] / под ред. А.Г. Айриянца.--2-е изд.,испр. и доп.--М.: Физкультура и спорт, 1976.--230 с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991.--112 с.
16. Гогунов Е.М., Марьтьянов Б.И. Психология для воспитания и спорта. - М.: Терра-спорт, 2000.--78 с.
17. Грибачева, М.А. Критерии оценки при обучении волейболу. Развивающие игры: [5-11 кл.] //Физкультура в шк.--2002.-- №2.--с.8-11
18. Гримак Л.П. Резервы человеческой психологии: Введение в психологию активности - М.: Полит. издание 1987.--98 с.
19. Гугин А.А. Уроки физической культуры. - М.: Просвещение, 1987.--213 с.
20. Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. Уч. пособие для студентов, 1985.--226 с.
21. Джамгаров Т.Т., Пури А.У. Психология физического воспитания и спорта - М.: Ф и С, 1979.--224 с.
22. Джамгаров Т.Т., Румянцева И.И. Лидерство в спорте, - М.: Просвещение, 1979.--32 с.
23. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиены общения. - М.: Просвещение, 1987.--120 с.
24. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М., «Физкультура и спорт», 1978.--224 с.
25. Железняк Ю.Д. Волейбол: учебник для студентов институтов физической культуры / Железняк, А.В.Ивойлов - М.: Физкультура и спорт, 1991.--239 с.
26. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов: учебное пособие для тренеров детских юношеских спортивных коллективов / Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев, О.С. Чехов.--2-е изд. испр. и доп. М.: Физкультура и спорт. 1967--295 с.
27. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе: пособие для учителя / Ю.Д. Железняк, Л.И. Слупский - М.: Просвещение, 1989.--129 с.
28. Желязняк Ю.Д., Кумянский В.А. Волейбол. У истоков мастерства. - М.: Академия, 1998.--323 с.
29. Ивойлов А.В. Волейбол для всех / А.В Ивойлов.-- М.: Физкультура и спорт, 1987.--32 с.
30. Кагилев Ю.В. Волейбол. Подводящие упражнения / Ю.В. Кагилев // Физическая культура в школе: научно-методический журнал. - М., 2004 - №3 - с. 17-19
31. Клещев Ю.Н. Тактическая подготовка волейболистов: (сборник упражнений) / Ю.Н. Клещев, В.А. Тюрин, Ю.П. Фураев. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 120 с.
32. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 231 с.
33. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М., 1996. - 99 с.
34. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол / И.М. Коротков. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 120 с.
35. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 922 с.
36. Куликов Л.В. Психология личности. - М.: Владос, 2000. - 312 с.
37. Основы волейбола / [А. Демчишин]. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 166 с.
38. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт.-сост. А.П. Матвеев - М.: Дрофа, 2000. - 160 с.
39. Подготовка юных волейболистов. Учебное пособие для тренеров детских и юношеских спортивных коллективов. Изд. 2 - М.: ФиС, 1989. - 78 с.
40. Правдин В.А. Волейбол - игра для всех / В.А. Правдин, В.А. Тюрин, Ю.П. Фураев. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 66 с.
41. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов педагогических ВУЗов / [Ю.Д. Железняк]; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 4-е изд. - М.: Академия, 2007. - 518 с.
42. Спортивные игры и методика преподавания. Учебник для институтов физической культуры / Под. ред. Портного Ю.И. - М.: Ф и С, 1986. - с. 191-219
43. Спортивные и подвижные игры: учебник для техникумов физической культуры / под ред. Ю.И. Портнова. - 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 344 с.
44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 672 с.
45. Титова Т.М. Волейбол: развитие физических качеств и двигательных навыков в игре / Т.М. Титова, Т.В. Степанова // Библиотечка «Первого сентября». Серия «Спорт в школе»: приложение к газете «Первое сентября». - 2006. - №2 - с.9-32
46. Фатеев Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. - М.: Академия, 2001. - 112 с.
47. Фельзе А.Я. Авторская программа по физической культуре на основе игры волейбола. - Барнаул, 1993. - 31 с.
48. Фурманов А.Г. Волейбол / А.Г. Фурманов, Д.М. Болдарев. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 144 с.
49. Фурманов А.Г. Волейбол в школе. - Киев: 1987. - 168 с.
50. Хапко В.Е. Волейбол - юным. - М.: Терра-спорт, 1997. - 214 с.