Основные задачи и методы работы с родителями

Цель работы с родителями - повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Задачи работы с родителями - в повышении уровня их психологической грамотности, коммуникативной компетентности, разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на тип семейного воспитания.

Работа с родителями на коррекционном этапе может осуществляться по преимуществу в двух формах - в форме собственно коррекционной работы и в форме курирования случая. Коррекционная работа предполагает проведение психологом коррекционных занятий с детьми, а в случае необходимости и с их родителями с использованием специальных методов и приемов. Курирование случая предполагает систематический контроль психолога за ходом дальнейшего развития ребенка, консультирование родителей о формах и способах общения с ребенком, видах занятий и методах проведения. Следует учитывать три обстоятельства:

1. Содержание, структуру и степень запущенности отклонений в развитии ребенка, их влияния на дальнейший ход развития ребенка.

2. Готовность к сотрудничеству с психологом родителей, степень их сенситивности к восприятию психологических рекомендаций, меру воспитательской компетентности и ответственности.

3. Наличие необходимых материальных и организационных условий проведения коррекционной части консультирования.

Различают два вида работы с родителями: индивидуальную работу (проблема обращения в консультацию носит характер внутреннего конфликта самого ребенка) и руководство родительскими группами ( проблема отражает межличностные трудности общения между ребенком и родителями). Групповая форма показана в тех случаях, когда в основе трудностей общения лежит непонимание родителями базовых фактов развития ребенка и его потребностей и соответствующей им динамике отношений.

Руководство родительскими группами м. осуществляться в форме консультаций по частным проблемам и в форме обучения родителей некоторым базовым принципам. Важное требование по подбору участников групп: в группу лучше включать родителей детей одного возраста, желательно с примерно сходными запросами и конфликтами.

Обучение родителей базовым принципам преследует цель повышения сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения, причинами неадекватных родительско-детских отношений могут быть усвоенные в детстве стереотипы воспитания и ошибочные установки малых социальных групп.

Общие принципы организации работы родительских групп:

1. Отказ консультанта от роли авторитарного лидера, единственного источника достоверной информации и знания в группе.

2. Концентрация внимания группы не на поведении ребенка, а на его чувствах и переживаниях. Возможно центрирование как на ребенке, так и на терапевтическом подходе к самому родителю.

Роль консультанта состоит в том, чтобы, подобно зеркалу, селектировать и повторять вслед за членами группы то, что нужно для продуктивной постановки проблемы, ее анализа, развития дискуссии и ее разрешения. Консультант воздерживается от авторитарных и оценочных суждений, лишь сообщает информацию об особенностях поведения ребенка, раскрывая зону альтернативных решений проблемы. Консультант только организует адекватную ориентировку родителей. Право выбора того или иного решения остается за родителем. При этом необходимо усвоение родителями способов эмпатического общения - «конгруэнтной коммуникации». При консультировании, базирующемся на клиент-центрированном подходке, отступают от центрации на проблемах ребенка в сторону проблем родителя, не будучи жестко закреплено на ребенке и детско-родительских отношениях. Аналитическое направление концентрирует внимание групповой дискуссии на ребенке.

Методы работы с родителями включают: индивидуальное консультирование, курацию случая, групповое обсуждение проблем воспитания и развития с применением психодрамы, тренинг родительского общения, организацию совместной деятельности и игры с детьми.

Выяснение мотивов, приведших в консультацию (как заявленных, так и не6осознанных):

- мы неумелые родители – неблагополучен ребенок;

- плохо в семье, плохо и с ребенком;

- плохой супруг – плохой ребенок;

- манипуляция (сделайте с ним (ребенком, мужем, женой, учителем, тещей и т.д.) что-нибудь).

Необходим анализ неосознанных мотивов прихода родителей к психологу, возможно, связанных:

1. С жизненным опытом родителей, для которых

- воспитание выступает как реализация потребности смысла жизни;

- воспитание выступает как мотив, реализующий потребность достижения;

- воспитание как реализация сверхценных идеалов, качеств (например, ждали мальчика, а родилась девочка - в итоге воспитывают в девочке мужские качества);

- воспитание как реализация определенной системы (например, плавать раньше, чем ходить);

2. С результатом супружеских отношений и т.д.

Наши рекомендации