Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями

Важной стороной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является создание общественных объе­динений родителей детей-инвалидов. Само существование таких объе­динений, во-первых, вселяет в родителей убеждение, что они не одино­ки, во-вторых, рождает надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией; расширяет круг общения с себе подобными «коллегами по несчастью». С другой стороны, спустя некоторое время это общение в кругу «коллег по несчастью» дает толчок к разделению социального мира на «наших» и «не наших», что, в свою очередь, приводит их к отделению от остального социума.

Одним из действенных способов оказания помощи семье, вос­питывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «ро­дительский клуб». Родительский клуб как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, ставит перед со­бой следующие задачи:

— формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»;

— формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, твор­ческих и социальных ресурсов;

— формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение зна­ний, обогащение опытом;

— личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения.

В родительском клубе используются разнообразные формы ра­боты. Среди них, традиционные и нетрадиционные:

· индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

· организация выездных мероприятий: посещение театров, музе­ев, выставок, выезд за город и пр.;

· образовательные семинары;

· психологические тренинги;

· общественные акции;

· пресс-клубы и тематические круглые столы;

· публикации опыта воспитания ребенка в семье;

· встречи с представителями власти;

· занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»;

· участие в экспертизе динамики развития ребенка.

Например, такой клуб действует в специальной (коррекционной) школе № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга. В родитель­ском клубе создана социотерапевтическая среда, в которой родители могут свободно общаться друг с другом, делиться опытом, получать поддержку. В начале работы использовались методы наблюдения, бе­седы, анкетирования. При этом родители посвящались в суть реаби­литационной работы. Применялись методы компьютерной обработки информации. Сегодня используются методы интенсивного обучения группы родителей — семинары, тренинги, анализ видеоматериалов.

В процессе реализации образовательного и психотерапевтического аспекта работы преобладают моделирование, прогнозирование, интервью­ирование, тестирование, методы психолого-педагогического воздействия с акцентом на современную креативную методологию (сказкотерапия, арт-терапия, игротерапия, песочная терапия, музыкотерапия, кинотерапия, ре­лаксационный практикум и пр.). Для обобщения и систематизации полу­ченного опыта используются методы обобщения и систематизации, описание полученных результатов (публикации их в прессе, разработка рекомендаций, создание видеофильмов, распространение информации в системе Интернет). Таким образом, работа с родителями детей-инвали­дов имеет широкий диапазон проблем, которые решаются комплексно, используя теоретические, диагностические и экспериментальные методы. Родительский клуб работает в пяти направлениях. Образовательное направление. Цель образовательной деятельно­сти — формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме посредством лекционных и семинарских занятий, а также занятий в системе «ребенок — родитель — специалист».

В программу лекционных занятий включены следующие темы:

— исторические аспекты воспитания особых детей;

— эволюция общественных взглядов на природу явления;

— особенности развития детей с психофизическим и умствен­ным недоразвитием;

— система образовательных (коррекционных) учреждений, прин­ципы и задачи их работы;

— методы коррекционно-развивающего содействия абилитации ребенка.

В программу семинарских занятий включены следующие темы:

— современные методы развития: игротерапия, арттерапия, сказ­котерапия;

— песочная терапия; телесноориентированная терапия, дансте-

рапия и др.;

— принципы составления и реализации индивидуальных марш­рутов развития;

— система коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом тяжести дефекта.

Благодаря мероприятиям образовательного направления созда­ется общий язык между специалистами и родителями, меняется от­ношение к ребенку и себе.

Психотерапевтическое направление. Его цель — снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивно­го образа будущего для ребенка и семьи в целом. Мероприятия дан­ного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психотерапии и пси­хологического консультирования: релаксационный практикум, сказ­котерапия, арттерапия, данстерапия, формопластика, эвритмия и др. Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители ста­новятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, восприни­мают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструк­тивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.

Социалъно-тренинговое направление. Цель мероприятий — обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На занятиях моделируют­ся разнообразные социальные ситуации (в отделе социального обес­печения, транспорте, магазине и пр.) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им, родители преодолевают соци­альную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

Правовое направление. Цель мероприятий, проводимых в рам­ках данного направления, — приобретение родителями правовой гра­мотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей. Родители изучают федеральные и регио­нальные законы, конвенции, постановления. Знания, приобретенные на занятиях и в процессе самостоятельного изучения законодательных до­кументов, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. На занятия может быть приглашен юрист, который и помогает родителям узнать о своих правах.

Интеграционное направление. Цель направления — обществен­ная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обще­стве. Родители обобщают опыт воспитания «особых» детей в семье, участвуют в диалоге со средствами массовой информации, в пресс-клубах и круглых столах, публикуют свои статьи. Благодаря этому фор­мируется объективная сопричастность к общественной жизнь и соци­альной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.

Занятия в клубе проходят один раз в неделю и помогают родите­лям глубже узнать своего ребенка, подкрепить интуитивные знания о нем научной информацией, знаниями специальной психологии и педа­гогики, разрешить сложные ситуации. На занятиях родители сплачива­ются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созида­тельные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком круге собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно. Роди­тельская инициатива имеет великую силу и может вершить чудеса.

Родительский клуб — не единственный способ работы с родите­лями. Создаются школы матерей разных нозологических групп детей-инвалидов, где проводятся семинары, тренинги и другие социально-пси­хологические мероприятия, связанные с просвещением родителей.

Городская ассоциация общественных объединений родителей де­тей-инвалидов (ГАООРДИ) Санкт-Петербурга, созданная в 1992 г., де­лает очень много для помощи семьям, воспитывающим детей с ограни­ченными возможностями. В рамках программ помощи людям с ограниченными возможностями ГАООРДИ организует конференции, се­минары, тренинги, круглые столы, где обсуждаются проблемы инвалидов, ежегодно сотни семей выезжают на оздоровительный отдых в пригоро­ды Санкт-Петербурга и на юг. В летнем отдыхе могут принять участи и здоровые дети, которые являются волонтерами и помогают ребятам с ограниченными возможностями. В рамках летнего отдыха проводятся оздоровительные мероприятия с детьми и родителями (наблюдение вра­чами, закаливание, купание, плавание, подвижные игры, проведение заня­тий по ЛФК и т. п.), обучающие мероприятия (тренинги для родителей, кружки для детей, экскурсии, пешие походы), различные игры по стан­циям, фестивали творчества, праздники, концерты самодеятельности, те­атрализованные представления, ярмарки и т. д. Во время летнего отды­ха родители могут познакомиться с семьями, где воспитываются дети с другими нарушениями, найти что-то общее и перенять опыт, организо­вать совместные занятия и игры с учетом интересов и возможностей детей, создать атмосферу доброжелательности, мотивировать физичес­кую активность и познавательную деятельность.

Наши рекомендации