Методы и формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями.

Важной стороной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является создание общественных объе­динений родителей детей-инвалидов. Само существование таких объе­динений, во-первых, вселяет в родителей убеждение, что они не одино­ки, во-вторых, рождает надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией; расширяет круг общения с себе подобными «коллегами по несчастью.

Одним из действенных способов оказания помощи семье, вос­питывающей ребенка с ограниченными возможностями, является «ро­дительский клуб». Родительский клуб как объединение родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, ставит перед со­бой следующие задачи:

— формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»;

— формирование благоприятного микроклимата в семье для
максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных, твор­ческих и социальных ресурсов;

— формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение зна­ний, обогащение опытом;

— личностное и социальное развитие родителей, формирование
навыков социальной активности и конструктивности поведения.

В родительском клубе используются разнообразные формы ра­боты. Среди них, традиционные и нетрадиционные:

• индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

• организация выездных мероприятий: посещение театров, музе­ев, выставок, выезд за город и пр.;

• образовательные семинары;

• психологические тренинги;

• общественные акции;

• пресс-клубы и тематические круглые столы;

• публикации опыта воспитания ребенка в семье;

• встречи с представителями власти;

• занятия в системе «ребенок — родитель — специалист»;

• участие в экспертизе динамики развития ребенка.

Таким образом, работа с родителями детей-инвали­дов имеет широкий диапазон проблем, которые решаются комплексно, используя теоретические, диагностические и экспериментальные методы. Родительский клуб работает в пяти направлениях.

Образовательное направление. Цель образовательной деятельно­сти — формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития. Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме посредством лекционных и семинарских занятий, а также занятий в системе «ребенок — родитель — специалист».

Психотерапевтическое направление. Его цель — снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивно­го образа будущего для ребенка и семьи в целом. Мероприятия дан­ного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психотерапии и пси­хологического консультирования: релаксационный практикум, сказкотерапия, арттерапия, данстерапия, формопластика, эвритмия и др. Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители ста­новятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, восприни­мают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструк­тивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.

Социально-тренинговое направление. Цель мероприятий обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На занятиях моделируют­ся разнообразные социальные ситуации (в отделе социального обес­печения, транспорте, магазине и пр.) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им, родители преодолевают соци­альную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными.

Правовое направление. Цель мероприятий, проводимых в рам­ках данного направления, — приобретение родителями правовой гра­мотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей. Родители изучают федеральные и регио­нальные законы, конвенции, постановления. Знания, приобретенные на занятиях и в процессе самостоятельного изучения законодательных до­кументов, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. На занятия может быть приглашен юрист, который и помогает родителям узнать о своих правах.

Интеграционное направление.Цель направления — обществен­ная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обще­стве. Родители обобщают опыт воспитания «особых» детей в семье, участвуют в диалоге со средствами массовой информации, в пресс-клубах и круглых столах, публикуют свои статьи. Благодаря этому фор­мируется объективная сопричастность к общественной жизнь и соци­альной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.

Занятия в клубе проходят один раз в неделю и помогают родите­лям глубже узнать своего ребенка, подкрепить интуитивные знания о нем научной информацией, знаниями специальной психологии и педа­гогики, разрешить сложные ситуации. На занятиях родители сплачива­ются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созида­тельные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком круге собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно.

Родительский клуб — не единственный способ работы с родите­лями. Создаются школы матерей разных нозологических групп детей-инвалидов, где проводятся семинары, тренинги и другие социально-пси­хологические мероприятия, связанные с просвещением родителей.

Наши рекомендации