Конструктивная деятельность
Задание для студентов 4 курса на период пед. практики.
Психологический анализ урока.
Урок как основная организационная единица процесса обучения, где происходит совместная деятельность учителя и учащихся, занимает особое место среди других форм педагогической деятельности. Психологический анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности учителем.
Психологический анализ урока проводится студентами во время педагогической практики. Его основная цель - помощь студентам в повышении эффективности педагогической деятельности при проведении уроков. Способствуя становлению этой деятельности, психологический анализ урока имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития будущего учителя. В процессе и результате такого анализа он получает возможность посмотреть на свой урок отстраненно, благодаря чему происходит переосмысление, оценка урока в целом и каждого его компонента в отдельности. В тоже время психологический анализ урока позволяет студенту применить его собственные теоретические знания для осмысления способов, приемов его работы, используемых в обучении, во взаимодействии с классом. Это осмысление себя, собственного поведения своих сильных и слабых сторон есть проявление и результат предметно- личностной рефлексии, развитие проективно- рефлексивных способностей будущего учителя.
В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н. Ф. Добрынин, Н. В. Кузьмина, Л. Т. Охитина, С. В. Иванов, И. А. Зимняя, Е. С. Ильинская и др.). Схемы психологического анализа урока строятся авторами на разных основаниях и имеют определенные недостатки. Обычно урок разбивается на отдельные фрагменты, которые трудно связать в целостную систему и сопоставить с деятельностью учителя. Поэтому в основу предлагаемой нами схемы психологического анализа урока положена структура педагогической деятельности учителя (Н. В. Кузьмина, А. С. Шаров) и психологическая структура человека (А. С. Шаров).
Педагогическая деятельность представлена следующими структурными компонентами:
- конструктивная деятельность,
- организаторская деятельность,
- коммуникативная деятельность.
В психологической структуре человека выделяют следующие блоки:
- ценностно- смыслового содержания,
- активности,
- рефлексии.
Раскроем более подробно перечисленные выше структурные компоненты.
Педагогическая деятельность включает в себя:
Конструктивная деятельность.
В ней можно выделить две стороны: знание о предмете, который ведет учитель, об окружающем мире и профессионально - творческое мышление учителя[i][1]. Она выполняет следующие функции: отбор и организация содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; проектирование видов деятельности учащихся, в которых информация может быть усвоена; проектирование будущей деятельности и поведения учителя, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
2) Организаторская деятельность так же включает в себя две стороны: помощь учителя учащимся в усвоении имеющихся в культуре знаний, умений, навыков, ценностей и смыслов жизнедеятельности и организация учителем процесса движения школьников в ходе усвоения им культурных ценностей и смыслов. Организаторская деятельность учителя реализуется через: организацию учебной информации в процессе ее изложения; познавательных процессов учащихся; собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися; различных форм деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, самостоятельная); организацию дисциплины и поддержание рабочей обстановке в ходе урока. Высшее проявление организаторских способностей учителя заключается в том, чтобы учащиеся могли сами организовать свою учебную деятельность. Для этого учитель должен владеть активностью косвенного воздействия на учащихся и создавать условия для их организаторской деятельности. Педагогу необходимо постоянно рефлектировать процесс движения школьников и свою деятельность в ходе урока.
3) Коммуникативная деятельность может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивный умений, собственно умение общения и педагогической техники. Перцептивные умения - это умения понимать учащихся, их личностные особенности, ценностные ориентации; умение определять характер переживаний, состояние человека; умение учитывать в поведение учащихся "поправки" на воспринимающего (учителя) и противостоять стереотипам восприятия ("эффекту ореола", идеализации и др.). Собственно умения общения - это умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; умение анализировать поступки учащихся, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются; умение создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе, управлять инициативой в общении.
Педагогическая техника - это совокупность умений необходимых, для стимулирования активности учащихся: умение выбирать правильный стиль и тон в общении; умение управлять вниманием, темпом деятельности учащихся; умение демонстрировать свое отношение к поступкам учащихся; владение учителем речью, техникой интонирования выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета и т.д.); умение регулировать свои психические состояния и умение располагать к себе учащихся.
Каждый из видов педагогической деятельности опосредован структурными компонентами личности, представленными ценностно-смысловым содержанием (Ц-СС), активность и рефлексией.
Блок Ц-СС включает в себя общекультурную подготовку учителя, сформулированное мировоззрение, педагогическую культуру учителя, предметное знание основ тех наук, которые учитель преподает. Ц-СС учитель реализует, проявляя активность в педагогической деятельности. Что касается учащихся, то их Ц-СС формируется в активности, которую они проявляют на уроке.
Блок активности включает в себя следующие ее виды:
- когнитивная (проявляется в функционировании познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения);
- аффективная (проявление эмоций, чувств, переживаний - положительных и негативных эмоций у учащихся при восприятии учебного материала, их эмоциональная вовлеченность в решение учебных задач, умение учителя эмоционально выразить себя);
- конативная (проявляется в поведенческой сфере человека - поступки, особенности поведения учащихся и учителя на уроке, дисциплина, различные виды и формы организации учебной дисциплины).
Блок рефлексии включает в себя обращенность как учителя, так и учащихся на себя и свою деятельность, управление собственной активностью, ее коррекцию, наличие постоянной обратной связи.
Перед тем, как преступить к психологическому анализу урока необходимо внимательно изучить схему анализа. Важно иметь понимание психологических критерий, представленных в схеме, а также уметь их использовать на практике, поэтому в случае необходимости нужно обратиться либо к руководителю практики, либо к учебной литературе, указанной в методическом пособии. Перед тем, как идти на урок можно вспомнить учебные ситуации, участниками которых Вы когда-либо являлись, и проанализировать их по предложенной схеме.
Приведенные в схеме анализа критерии деятельности учителя и ученика на уроке, оцениваются в баллах, которые выставляются в специально отведенной графе (отдельно для учителя и ученика).
Шкала оценки: Баллы
Да (всегда) - 4
Скорее да, чем нет - 3
Скорее нет, чем да - 2
Нет (никогда) - 1
Для того, чтобы осуществлять анализ более объективно, рекомендуется вести наблюдение не на одном уроке, а на нескольких. Делая это, Вы можете сравнить протоколы наблюдения нескольких уроков; сравнить свой протокол наблюдения с протоколами других практикантов, обсудить их, и сделать важные для себя выводы.
Таким образом, для того, чтобы сделать психологический анализ урока необходимо:
1) подготовиться к целенаправленному наблюдению (изучить схему анализа, ответить на возникающие вопросы);
2) составить протоколы наблюдения по нескольким урокам, сравнить их и сделать выводы;
3) оформить протокол наблюдения по какому-либо одному уроку.