Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте огра-

Ничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель-

Ность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц

Восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным

96 97

Средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети

Могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов,

Способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в

Пространстве группы детского сада, а при определенной организации об-

разовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут

Запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего до-

Школьного возраста они способны запомнить значительные отрывки из

Любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом

преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе-

Направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны

установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,

Которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты вы-

Ступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В ре-

Зультате целенаправленного воздействия они могут усвоить относитель-

Но большое количество норм, которые выступают основанием для оценки

Собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.

Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избиратель-

Ные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущес-

Твенно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во

многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение

Мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное

Управление поведением только начинает складываться; во многом пове-

Дение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи

Ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые

Словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом

Дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Про-

Должает развиваться также их половая идентификация, что проявляется

В характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляют-

Ся ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают

Отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игро-

Вые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.

Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рису-

Нок становится предметным и детализированным. Графическое изображение

Человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда

Одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобрази-

Тельной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигу-

Ры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 дета-

Лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу,

а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изме-

Нениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, коорди-

Нация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольни-

Ки, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.

Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится

Более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на кото-

Рую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах

Простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети

Способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — ве-

Наши рекомендации