Глава 2. эмпирическое изучение профессиональной направленности личности учеников 9-11классов
Для того чтобы оказать учащимся (в количестве 46 человек) помощь в профессиональном самоопределении была проведена диагностика профессиональной направленности.
Диагностика профессиональной направленности учащихся старших классов проходила с помощью опросников.
1. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
Данная методика основа на классификации профессий по предмету труда. К основным предметам относиться: природа, техника, знаковые системы, другие люди, художественные образы, сам человек.
Краткая характеристика предметов труда.
1. Природа. К этому типу профессии относиться направленность на работу с живой и неживой природой.
2. Сам человек. К этому типу профессии относиться направленность на работу с собственным внутренним миром человека, самосовершенствование и т.д.
3. Знаковые системы. К этому типу профессии относиться направленность на работу со знаками, таблицами, базами данных и т.д.
4. Техника. К этому типу профессии относиться направленность на работу с техническими устройствами и их обслуживание и эксплуатация.
5. Другие люди. К этому типу профессии относиться направленность на работу с другими людьми или обществом, которое связанно с общением, влиянием и т.д.
6. Художественные образы. К этому типу профессии относиться направленность на работу с искусством, либо тип профессии, который подразумевает творческий подход.
7. Баллы, свидетельствующие о склонности к определенному предмету труда. Выраженная склонность 7-10 баллов, склонность на среднем уровне 4-6 баллов, невыраженная склонность 0-3 баллов.
По данному опроснику мы получили следующие данные описанные в таблице №1.
Таблица №1. Результаты по склонностям к работе с разными предметами труда.
Предмет труда | Количество человек и процент от опрошенных. |
1. Художественные образы | 14 человек, 30,40% |
2. Техника | 11 человек, 23,90% |
3. Знаковые системы | 7 человек, 15,20% |
4. Сам Человек | 5 человек, 10,90% |
5. Природа | 5 человек, 10,90% |
6. Другие люди | 4 человека, 8,70% |
Как видно из таблицы:
Первым стоит, т.е. большинство учащихся выбирает работу с предметом труда, как художественный образ. Вероятнее всего это связанно с ростом популярности творческих профессий.
Вторым по популярности является работа техника. Это одна из самых широких групп профессий которое в последнее время наиболее востребованы.
Третьем по популярности идет направленность на работу со знаковой системой, на современном рынке труда эта профессия так же очень востребована.
На четвертом месте расположенный профессии направленны на работу с природой и человеком.
На пятом месте, и менее всего проявляется склонность к работе с другими людьми, это связанно с плачевным состояние сфер образования и здравоохранения.
2. Для диагностики профессиональной направленности личности учащихся используется методика Дж. Голонда, который позволяет выявить характеристики, присущие ученикам и отнести их к определённому типу профессиональной направленности.
Краткая характеристика типов профессиональной направленности.
1. Реалистичный тип. Практик, к этому типу профессиональной направленности относиться люди склонные заниматься конкретными делами.
2. Интеллектуальный тип. Теоретик. к этому типу профессиональной направленности относиться люди, предпочитающие заниматься изучением, исследованием проблем, и получением новых знаний.
3. Социальный тип. «Коммуникатор» к этому типу профессиональной направленности относиться люди, которые любят работать с людьми.
4. Конвенционный тип. к этому типу профессиональной направленности относиться люди, которые любят работать, с числами, таблицами, и т.д.
5. Предприимчивый тип. Организатор. к этому типу профессиональной направленности относиться люди, которые ориентированы на активную преобразовательную деятельность.
6. Художественный тип. к этому типу профессиональной направленности относиться люди, ориентированные на с искусством.
По данному опроснику мы получили следующие данные описанные в таблице №2.
Предмет труда | Количество человек и процент от опрошенных. |
1. Реалистический | 2 человек, 6,15% |
2. Интеллектуальный | 2 человека, 6,15% |
3. Социальный | 7 человек, 17,05 % |
4. Конвенциональный | 10 человек, 17,55% |
5. Предприимчивый | 10 человек, 17,55% |
6. Художественный | 15 человек, 35,55% |
Таблица № 2. Результаты по диагностике типов профессиональной направленности.
Как видно из таблицы №2, наибольший процент относиться к художественному типу. Подросткам относящихся к этому типу свойственны: оригинальность мышления, креативность, стремление к самовыражению, вероятно, что у большинства склонность к творческой деятельности.
Высокий процент выявлен к предприимчивому и консервативным типам. Людей выбирающей консервативный тип характеризует: аккуратность, усидчивость, спокойствие и терпимость, а людей, относящихся к предприимчивому типу характерно инициативность, ответственность, смелость, решительность ориентация на активную преобразовательную деятельность.
Некоторые учащие, относиться к социальному типу. Людей выбирающей такой тип характеризует: коммуникабельность, общительность, умение убеждать и объяснять.
Менее всего было выявлено склонность к реалистическому и интеллектуальному типу.
Людей выбирающей реалистический тип характеризует: практический склад ума и исполнительность. А людей выбирающей интеллектуальный тип характеризует: системное мышление,
способность к анализу, стремление заниматься исследовательской деятельностью.
Таким образом, современные школьники больше всего тяготеют к руководящим профессиям, к творческой деятельности, а также к работе, связанной с информацией, а менее всего склонны заниматься практической и исследовательской деятельностью. Вероятнее всего это связано с общественным мнением о престиже тех или иных профессий.
3. Для тестирования профориентации нами была использована методика Чистяковой, которая позволяет определить мотивы выбора профессии. Существует четыре вида мотивов профессионального выбора: 1. Внутренние индивидуальные, 2. Внутренние социально-значимые, 3. Внешние положительные. 4. Внешние отрицательные.
Краткие описания 4 видов мотивации.
При преобладании индивидуально значимых мотивов (И) это свидетельствует о том, что при выборе профессии человек руководствуется собственными наклонностями, способностями, интересами, ценностями.
Для людей с преобладающим внутренней социально значимой мотивацией (С) главным при выборе профессии является желание приносить пользу обществу, и другим людям.
Для людей с преобладающим внешним положительным мотивам (+) относят людей, которые выбираю профессию потому, что она высокооплачиваемая, находиться в удобном географическом положение или существует возможность использовать профессиональные навыки вне работы.
Для людей с преобладающим внешним отрицательным мотивам (-) относят людей, которые выбираю профессию потому, что она престижна, выбор такой профессии возможен друзьями или родителями.
По данной методике мы получили следующие данные описанные в таблице №3.
Таблица №3 Результаты диагностики мотивов выбора профессии.
№ | Мотив выбора профессии. | Кол-во человек и процент от числа опрошенных. |
Внутренняя индивидуальная мотивация | 25ч. (55,17%) | |
Внутренняя социальная мотивация | 13ч. (26,87%) | |
Внешняя положительная мотивация | 8ч. (16,17%) | |
Внешняя отрицательная мотивация | 1ч. (1,77%) |
Как видно из таблицы №3, наибольшему кол-ву учащихся свойственно внутренняя индивидуально значимая мотивация. Т.е. при выборе профессии учащиеся ориентированы на собственные предпочтения, интересы, умения и. т.д.
На втором месте при выборе профессии, стоит ориентированность на внешнею социальную значимость мотивации. Т.е. желание приносить пользу, людям и обществу.
На третьем месте при выборах профессии стоит ориентированность на внешние положительные мотивации. Т.е. при выборе профессии ученики учитывают выгоду от выбранной профессии.
На четвертом месте, с самым маленьким процентом стоит ориентированность на внешние отрицательные мотивации: престиж, и мнение друзей либо родителей.
ВЫВОД
Проведенное нами тестирование позволило выявить склонности школьников 9-11 классов к работе с разными предметами труда, тип их профессиональной направленности, и мотивы выбора профессий. Полученные данные актуальны не только при решении дальнейшего выбора профессиональной деятельности, но и для самопознания в целом. Так же данные результаты исследования можно применить при профессиональных консультациях в школьной и консультативной психологии при консультировании абитуриентов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выдвинутая нами гипотеза о том, что общественные тенденции влияют на профессиональную направленность личности и возрастанию популярности творческих профессии способствует росту художественной направленности среди учащихся девятых классов, полностью подтвердилась.
Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению Родине. Важно знать, что чтобы новое поколение их благополучие, достижение в различных сферах деятельности и собственный социальный статус нераздельно связаны с готовностью служению своему государству и обществу, в котором они живут.
Таким образом, направленность – это система мотивов, определяющая направление деятельности человека и тенденции его поведения, определяющая его социальный статус и равномерное развитие направленностей личности которая создает хорошее условие для формирования и строения гармонической личности, ориентирует активность человека в профессиональной сфере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, Раритет - 1997.
2.Альбуханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1998.
3.Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. //Психологическая наука и образование. 1998, №1, с. 52-58.
4.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
5.Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 1997, N5, с. 44-55.
6. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
7.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1960.
8. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 1-6. - М., 1982-1984.
10. Габриял Мансур Талат. Самооценка как метод изучения личности. -- В кн.: Доклады конференции "Проблемы патопсихологии". - М., 1982.
11.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43 - 52.
12.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова думка, 1988.
13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988.
14.Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб.: Питер, 2008.
15.Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121-132.
16.Дикая Л.Г., Щедров В.И., Семикин В.В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. - М., 1994.
17.Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 69 - 78.
18.Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М., 1981.
19.Зинченко Е.А. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве // Психол. Журн. 1983. Т.4. + 2. С. 59-63.
20. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974.
21.Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
22.Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
23. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
24.Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.
25. Немов Р.С. Психология. М.:Владос, 2003 г., т .1, 688 с.
26. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
27. Профориентационный тренинг для старшеклассников « Твой выбор». Под ред. Афанасьевой Н.В. СПб.: Речь, 2007.
28. Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1981 г., №1
29. Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1995 г., с.410
30. Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:
Педагогика - Пресс, 2001 г., 440 с.
31. Коростылева Л.А.. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. С-пб.: Изд-во Спб. унив-та , 2001 г., с.232
32.Рудкевич Л. А., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2007.
33.Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Правда, 2003.