Оценка профессиональной направленности личности учителя

Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профес­сию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических пе­дагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педа­гогов нередко затрудняет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные об­ласти деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то помогает сла­бым учащимся устранить причины их недостатков. Нельзя ска­зать, что какая-то из этих сфер деятельности лучше другой — все они необходимы.

В предлагаемом опроснике заложена идея оценки и сравне­ния между собой различных типов педагогов.

Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, ко­торые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степе­ни. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведе­ния или присуще мне в большей степени.

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени. Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа,

отметьте его на листе ответов, зачеркнув нужную букву.

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей, (а, б)

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью, (а, 6)

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно, об­легчить жизнь человека, (а, б)

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов ^морали, (а, 6)

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее библиотеку, (а, 6)

6. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с рабочим *1ЯОЛом. (а, б)

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом, (а, 6)

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет, (а, б)

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен. (а, б)

10. Я всегда внимательно слежу за тем как я одет, (а, 6)

11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать, (а, 6)

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было порядка. (а, 6)

13. Большинство моих друзей — люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии, (а, б)

14. Я подолгу анализирую свое поведение, (а, 6)

15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане, (а, 6)

16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории, (а, б)

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро прини­мать решения, (а, б)

18. Если у меня есть немного свободного времени, то я пред­почитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине, (а, б)

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают, (а, б)

20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих, (а, б)

21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

(а, б)

22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива, (а, б)

23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою про­фессию, независимо от их личностных особенностей, (а, б)

24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других, (а, б)

25. Я всегда охотно признаю свои ошибки, (а, б)

26. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одиноче­стве, (а, б)

27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят это­го, (а, б)

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специ­альную литературу, (а, б)

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать, (а, б)

30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу, (а, б)

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю, (а, б)

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим от­ветственности, (а, б)

33. Наука — это то, что больше всего интересует меня в жиз­ни, (а, б)

34. Окружающие считают мою семью интеллигентной, (а, б)

35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумы­ваю, что с собой взять, (а, б)

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди, (а, б)

37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклас­сное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, (а, б)

38. Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету, (а, б)

39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики, (а, б)

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами, (а, б)

41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть, (а, б)

42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответст­венной административно-хозяйственной деятельностью, (а, б)

43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой от-! пуск, обучаясь на курсах" повышения квалификации, (а, б)

44. Моя любезность часто не нравится другим людям, (а, б)

45. Были случаи, когда я завидовал удаче других, (а, б)

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом. (а, б)

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям. (а, б)

48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое времяI, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету, (а, б)

49. Я проявляю активное участие к судьбе других, (а, б)

50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей, (а, б)

Для обработки результатов опроса необходимо ответы испытуемого сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двухбальной шкале:

ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3—7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотива-одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Ключ

Общительность — 16, 66, 116, 166, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а

Организованность — 2а, 7а, 12а, 17а, 226, 276, 326, 37а, 42а, 47а

Направленность на предмет — За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а

Интеллигентность — 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 296, 34а, 39а, 44а, 49а

Мотивация одобрения — 5а, 10а, 15а, 206, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале полу­чено менее трех баллов, и ярко выраженным — если количество баллов более семи. Для большей наглядности полученные ре­зультаты целесообразно выразить в виде круговой или столбце-вой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность не­скольких факторов может интерпретироваться как результат по­линаправленности .

Структуру личности типа «Организатор» составляют такие ка­чества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Со­гласно имеющимся связям, велика вероятность существования и промежуточного типа «предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его от­личием от «предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внут­ри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого» «Организатора», основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.

Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекатель­ность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравст­венностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверж­дением тому, что встречается промежуточный тип, условно «интеллигент-оптимист», обладающий выраженными качества­ми обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, ос­нованные на базе предметных знаний, например, «предметник-коммуникатор», «предметник-просветитель». В то же время ве­роятность появления «интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически сочетание и этих типов возможно.

Из указанных типов учителей (коммуникатор, предметник, ор­ганизатор и интеллигент) каждый имеет свои способы, механиз­мы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Так, учитель-«коммуникатор» отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, по­иска точек соприкосновения в личной жизни. Естественно, эти воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бы­товом» поведении ученика.

Для учителя-«предметника», рационалиста, твердо уверенно­го в необходимости знаний и их значимости в жизни, более ха­рактерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, при­влечения к работе в кружке и т.д.

Учитель-«организатор», нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущест­венно транслирует свои личностные особенности в ходе проведе­ния различных внеклассных мероприятий. Поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д. Учитель-«интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Наши рекомендации