Раздел II. Развитие психики на разных возрастных этапах
Тема П.1.Психическое развитие в младенческом возрасте
Госпитализм– синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающих в следствии отдаления ребенка от матери и ранней институтуализации (помешения ребенка в ДОУ или иные учреждения).
Депривация– лишение, утрата человека чего-то значимого для него.
Комплекс «оживления» - эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости (улыбка), общей двигательной активности и звуковой активности.
Младенчество - период в развитии человека от момента возникновения комплекса «оживления» до конца 1 года жизни.
Новорожденность – период в развитии человека от момента рождения до возникновения комплекса «оживления».
Перцептивные действия – действия по восприятию объектов социальной действительности, приводящие к построению образа, адекватного предметному миру.
Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
Сенсомоторная координация (зрительно-моторная координация) –осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
Ситуативно-личностное общение– общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе.
Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.
«Спонтанная» («гастическая») улыбка – улыбка новорожденного, проявляющаяся или спонтанно, или при реализации каких-либо потребностей.
Социальная улыбка – эмоциональная реакция ребенка в ответ на голос матери или ее появление в поле зрения ребенка, знаменует завершение периода новорожденности и наступление периода младенчества.
Эмоциональная депривация – продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.
Тема. П. 2. Психическое развитие в раннем детстве
Наглядно-действенное мышление- вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе практической преобразовательной деятельности с реальными предметами.
Орудийные действия - активность ребенка с предметами, предполагающая изменение одного предмета при помощи другого предмета (например, забивает гвоздики игрушечные молоточком)
Предметно-орудийная деятельность – целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.
Половая идентификация –отождествление человеком себя с представителем своего пола с последующим освоением гендерных моделей поведения, характерных для представителей своего пола.
Предметные действия – это действия, осуществляемые с теми или иными предметами в соответствии с их назначением (функцией)
Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери или лицу ее заменяющему, обеспечивающее ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.
Символическая функция сознаниявыражается в появлении действий с предметами-заместителями реальных предметов.
Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.
Соотносящие действия – активность ребенка с предметами, направленная на установление взаимнооднозначного соответствия между ними (например, собирает матрешку, пирамидку).
Тема П. 3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе оперирования представлениями (образами) предметов и явлений окружающего мира.
Школьная зрелость (функциональная готовность) – это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка.
Эгоцентризм мышления – скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий.
Тема II.4.Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Внутренний план действий – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.
Внутренняя позиция школьника – стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли – школьника.
Рефлексия– процесс самоанализа субъектом внутренних психических актов и состояний.
Тема II.5. Психическое развитие в подростковом возрасте
Акселерация– процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека.
Дивергентное мышление (творческое) – вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.
Конвергентное мышление - вид мышления, характеризующийся нахождением одного верного варианта решения задачи (проблемы).
Маскулинность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Подростковый кризис – период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.
Ретардация – процесс противоположный акселерации, характеризуется замедлением темпов соматического развития и физиологического созревания, темпов психического развития человека.
Референтная группа – общность людей, цели, мнения и ценности которой разделяет личность и стремиться им подражать.
Феминность- нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Чувство взрослости – это потребность подростка быть и считаться взрослым человеком.
Тема П.6. Психологические особенности в юношеском возрасте
Жизненный путь– история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.
Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.
Мировоззрение– совокупность взглядов человека на мир и себя в этом мире, и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Самовоспитание– сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.
Самосознание – осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей.
Самоопределение (профессиональное, нравственное) – сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций (взглядов, точек зрения) в ходе выбора профессии, нравственных норм, которыми человек в дальнейшем руководствуется в своей жизни.
Я-концепция – целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.
Тема П. 7. Психология взрослости
Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности.
Зрелость – период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека.
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных, интеллектуальных возможностей.
Тема II.8. Психические особенности старения и старости
Болезнь Альцгеймера – заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, обуславливающее слабоумие.
Витаукт -система процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости.
Геронтопсихология– отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости.
Инволюция– процесс угасания психических процессов и функций.
Ипохондрическая фиксация – болезненное состояние, характеризующееся чрезмерным вниманием к своему здоровью, страхом перед неизлечимыми болезнями, склонностью преувеличивать болезненные явления и приписывать себе несуществующие тяжелые недуги.
Адаптация – постоянный процесс активного приспособления человека к окружающей (прежде всего социальной) среде.
Активность– деятельное состояние живых существ, являющееся важнейшим условием их существования.
Акселерация – ускорение развития.
Амбивалентность чувств – двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных состояний.
Биогенетический закон – закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребёнка и этапами развития биологического вида.
Ведущая деятельность – вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.
Ведущий тип общения – особая форма общения, характеризующая новые возможности и новые потребности каждого возрастного периода.
Внутренняя позиция – представления о месте, которое занимает ребёнок в системе социальных связей.
Высшие психические функции (ВПФ) – сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью ВПФ является их опосредованный характер и произвольность.
Возраст психологический – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику, указывает на то, на сколько человек адаптирован к требованиям среды. Психологический возраст включает уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы.
Геронтопсихология – раздел психологии развития, изучающий закономерности физического и личностного развития на этапе старения.
Геронтогенез – закономерности и механизмы психического и личностного развития на этапе старения.
Госпитализм – совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребёнка, при помещении в больничный стационар и т.д.).
Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.
Детство – термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза от рождения до старости.
Детская психология – отрасль психологии, изучающая факторы и закономерности психического развития ребёнка в начальные периоды онтогенеза от рождения до подросткового возраста. Предметом детской психологии являются изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, их социального развития.
Децентрация – механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменениях точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции её с позициями, отличными от собственной.
Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное развитие ребёнка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития и направляют его в нужное русло.
Законы психического развития – общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять.
Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
Зрелость – наиболее продолжительный период развития онтогенеза, характеризуется как время расцвета, наивысшего развития интеллектуальных, духовных и физических способностей человека. Хронологические рамки периода зрелости условны, определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Критериями зрелой личности являются: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способ- ностей, психологическая близость с другим человеком, конструктивное решение различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. Во многих концепциях развития разделяется на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость.
Зрелость (возрастная) – достижение человеком уровня психического развития, соответствующего возрастной популяционной норме, включающей в качестве основных критериев возрастных психических новообразований. Характеристика возраста включает физическую, психическую и социальную зрелость.
Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо или чем-либо.
Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.
Инициация – система обрядов, при помощи которых формально закрепляется смена социального статуса человека, например вхождение в закрытое сообщество или переход из одного класса (возрастного или социального) в другой.
Инстинкт (от лат «instinktus» - побуждение) - совокупность врождённых компонентов поведения и психики человека.
Инфантильность (от лат. «infantilis» - младенческий, детский) - сохранение в поведении и психики взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту.
Игра ролевая сюжетная – форма деятельности в условных ситуациях, в которой отражаются различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношения взрослых.
Игра режиссёрская – игра с сюжетом, впервые возникающая на границе раннего и дошкольного детства.
Игровая деятельность – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Компенсация – оптимизация деятельности посредством уравновешивания недоразвитых или нарушенных психических функций или неадекватных черт путём использования сохраненных функций или более оптимальных для данной ситуации черт.
Комплекс оживления – эмоциональная реакция ребёнка на появление взрослого, выражающаяся в повороте головы, гулении, моторной реакции.
Кризис возрастного развития – переломный момент развития, отделяющий один возрастной этап от другого.
Критический период – краткая, но бурная стадия, в течение которой происходят значительные сдвиги в развитии и ребёнок резко меняется во многих своих чертах.
Литический период – длительный период развития, для которого характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в развитии ребёнка.
Локомоции – активное передвижение в пространстве (ползанье, ходьба и т.д.)
Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых.
Молодость – период онтогенеза, соответствующий переходу от юности к зрелости.
Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения – целенаправленного или стихийного.
Негативизм – немотивированное поведение, проявляющееся в действиях или словах, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих.
Новообразования – психические и социальные изменения, которые определяют сознание и деятельность детей определённого возраста.
Обучение – процесс целенаправленной передачи социально-культурного опыта, направленный на формирование определённых знаний и умений.
Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, позволяющее достигать выдающихся результатов в разнообразных сферах человеческой деятельности.
Педология – комплексная наука о ребёнке, имеющая практико- ориентированный характер и ставящая задачу комплексного изучения ребёнка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.
Персонализм – направление в психологии, созданное В. Штерном, считающее предметом исследования целостную личность как особую первичную реальность.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу.
Подростковый возраст – период онтогенеза (от 10 – 11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности.
Преформированность – ограниченность, заданность процесса развития, связанная либо с врождёнными факторами, либо с социальной ситуацией.
Предметно-манипулятивная деятельность – ведущая деятельность в раннем возрасте. Ребёнок учится пользоваться различными предметами и узнаёт их значение через непосредственное общение со взрослыми.
Психодинамические качества – понятие, которое связывает свойства нервной системы, обусловленные динамикой её функционирования, с психологическими качествами личности – тревожностью, агрессивностью, общительностью и т.д.
Пубертатный период (от лат. «pubertaf») - половая зрелость, период в индивидуальном развитии организма животного или человека, в течении которого путём глубоких внутренних перестроек он достигает половой зрелости или способности к размножению.
Развитие индивидуальное (онтогенез) – совокупность последовательных морфологических, физиологических и психологических изменений, претерпеваемых индивидом от момента его зарождения и до конца жизни.
Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени. выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Развитие революционное – необратимые устойчивые изменения, обычно приурочены к кризисам возрастного развития.
Развитие ситуационное – изменения, которые связаны с влиянием конкретной социальной ситуации.
Развитие эволюционное – необратимые сравнительно медленные количественные и качественные преобразования.
Рекапитуляции теория – теория С. Холла, распостранившая биогенетический закон на психическое развитие детей. Эта теория докозала, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) – процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и преживаний.
Речь эгоцентрическая – речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т.е. обращённая к себе.
Ролевое поведение – поведение в соответствии с определённой социальной ролью.
Роль социальная – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Сензитивность – повышенная чувствительность живого существа к происходящим с ним событиям. Существующие в онтогенезе сензитивные периоды обеспечивают оптимальный отклик на определённое воздействие, выражающийся в быстром росте соответствующей функции (восприятия, речи и т.д.).
Сензитивный период – период повышенной чувствительности для развития данного свойства психики.
Социализация – процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного этапа система отношений ребёнка с окружающим миром, отражённая в его переживаниях.
Среда социальная – окружающая человека общественные, материальные и духовные условия его существования, деятельности и развития. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно – экономическую систему в целом – производительные силы, совокупность общественных институтов и отношений, сознание и культуру данного общества; среда в узком смысле (микро-среда), будучи элементом среды в целом, включает непосредственно социальное окружение человека – семью, учебный, трудовой и другие коллективы и группы.
Старение – разрушительный процесс, который протекает в результате нарастающего с возрастом повреждающего действия внешних и внутренних факторов и ведёт к недостаточности физиологических функций организма. Старение представляет собой постоянно развивающееся и необратимое изменение структур и функций живой системы.
Старость– это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества, характеризующийся новообразованиями, как и любой другой возраст.
Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, его динамику и определяют конечные результаты.
Учебная деятельность – особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве личных целей.
Эгоцентризм – особая интеллектуальная позиция ребёнка, рассмотрение мира со своей собственной точки зрения, единственной и абсолютной, недоступность понимания относительности познания мира и координации разных точек зрения.
Этология – наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.