Понятие и структура характера
Характер- устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющуюся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении.Характер часто определяют как “каркас” личности. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.Существующая у человека система отношений к действительности проявляется в способе действий, а проявление человеком типичного способа действий в социально значимой ситуации, называется чертой характера, т.е. - привычки, стереотипы, отражающие стиль семьи, которые неосознанно перенимает ребенок с рождения. Характер призван обеспечить адаптацию личности в конкретной среде. Трудно разграничить проявления характера и личности, а еще сложнее - характер и темперамент. Б. Кречмер считал, что темперамент - это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов,а характер - это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружения и себебе.
А. Ковалев и В. Мясищев выделили такие подходы в исследовании характера и темперамента: их отождествления; антагонизм; трактовка темперамента как элемента характера; признание темперамента основной природой характера. Позиции, по которым темперамент является основой характера, придерживаются многие отечественные исследователи, в частности последователи теории индивидуальности. В ней утверждается, что темперамент и характер обусловливают друг друга. Характер формируют жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основе темперамента - свойствах нервной системы и генетических программах. Однако темперамент описывает формальные (независимые от содержания деятельности) особенности поведения, а характер проявляется не во всем и не всегда.
В структуре характера выделяют следующие черты:
1.черты, которые выражают отношение человека к другим людям (доброта, чуткость, вежливость, гуманность, общительность.
2.черты, выражающие отношение человека к вещам и продуктам деятельности (аккуратность, небрежность, практичность, скупость, добросовестность)
3.черты, выражающие отношение к себе (самообладание, самоуважение, высокомерие, гордость, эгоистичность.)
4.черты, выражающие отношение к труду и деятельности (активность, пассивность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие)
У любого человека можно определить не один десяток личностных черт, которые особенно не выделяются и проявляются равномерно. Если же одна из личностных черт выделяется, причем очень ярко, то это так называемая акцентуация характера.
Билет №5
- Понятие и закономерности ощущений.
Ощущение — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны. Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Но восприятие — осознание чувственного данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных в многообразные отношения. Этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся.
Закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения.
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратнаязависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.
Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.
Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности.
- Понятие и структура способностей, формирование способностей.
Способности – это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности. Деятельность (трудовая . учебная и т.д), которой овладевает человек , предъявляют высокие требования к его психологическим качествам( особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторики). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития . мнение , что отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности , выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств имеющих сложную структуру.
Виды способностей.
По широте и направленности выделяют:
· Общие способности - благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним. например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр.
· Специальные способности - определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр.
Билет № 6
- Характеристика восприятия и его особенностей.
Восприятие — целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами.
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Принепреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.
Было бы глубоко ошибочным думать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложным восприятиям) является простым суммированием отдельных ощущений или, как часто говорили психологи, результатом простых ассоциаций отдельных признаков. На самом деле восприятие (это отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Он требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете.
При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание их происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки, тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одно осмысленное целое.